РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
«ЮНЫЙ ЛИНГВИСТ»
9Б КЛАСС
Пояснительная записка
Общее количество часов в соответствии с программой – 17 ч.
Основание для планирования: школьный компонент учебного плана.
Программа курса предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящёна одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 классы).
Данный курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками. Курс является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в области языкознания, нацелен на поддержание навыков правописания, на расширение знаний учащихся об истории языка, о функционировании слова в речи.
Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисные, слитные, раздельные написания) и принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Учебный материал сопровождается заданиями, направленными на совершенствование письменной речи учащихся. При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется этимологии слова (слова с непроверяемыми орфограммами), принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем (корней, суффиксов, окончаний).
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Данный курс ставит перед собой следующие цели:
1.Образовательные: восстановление и закрепление знаний, полученных в 5-7 классах, обобщение и систематизация знаний учащихся о различных разделах языкознания (фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису), углубление знаний о лингвистике как о науке, функционально-стилистической системе русского языка, применение полученных знаний и умений на практике;
2.Развивающие: развитие познавательной активности, творческих способностей, связной речи учащихся, расширение словарного запаса, совершенствование навыков устной и письменной речи;
3.Воспитательные: повышение речевой культуры учащихся, привитие чувства любви к русскому языку, воспитание духовно-нравственной личности.
Задачи курса «Юный лингвист»:
- формировать орфографическую грамотность и общую речевую культуру старшеклассника;
- уметь находить в слове изученную орфограмму, уметь обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слова, правильно писать изученные в 5-7 классах слова с непроверяемыми орфограммами;
- обобщить и закрепить полученные знания и умения по правописанию и сосредоточить внимание учащихся на употреблении рассматриваемых языковых явлений и фактов как в текстах разных стилей, так и в собственной речи;
- углубить представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками;
- совершенствовать речевые умения учащихся, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- научить свободно оперировать понятиями на системном уровне;
- анализировать на занятиях результаты тестирования, выясняя причины ошибок.
При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого языкового материала. Целесообразно опираться на использование следующих методов обучения:
- проблемное изложение теоретического материала;
- мыслительная деятельность по выбору и аргументации альтернативных решений;
- поисковая и частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях;
- метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного);
- иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях.
Формы деятельности:
индивидуально-ориентированная;
групповая;
фронтальная.
Достижение целей и выполнение задач осуществляется через следующие методические приемы:
- лекции;
- обобщающие беседы;
- семинары;
- практикумы;
- консультации;
- презентации;
- составление таблиц, памяток;
- игры;
- анализ тестовых заданий, диктантов;
- лингвистический (фонетический, словообразовательный, синтаксический) разбор;
- творческая работа;
- компьютерное тестирование.
Ожидаемые результаты обучения и развития детей по данной программе.
После окончания курса «Юный лингвист» учащиеся должны уметь:
- анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
- проводить фонетический, лексический, орфографический анализ слова;
- оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических норм русского литературного языка, письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам, определять основные способы образования слов;
- объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова;
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Курс «Юный лингвист» составлен в соответствии с концепцией предпрофильного обучения и направлен на углубленное изучение русского языка. Содержание, формы и методы обучения данного курса помогают учителю стимулировать познавательную активность учащихся, способствуют повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению интересов учащихся 9 класса, раскрывают их творческий потенциал, позволяющий познать глубины родного языка, расширяют знания учащихся о русском языке, способствуют формированию языковых и речевых умений.
Изучение курса способствует воспитанию у учащихся любви и интереса к родному языку, к истории и культуре родного края, освоению традиционных ценностей русского народа, заложенных в языке.
Курс дополняет содержание школьного курса русского языка. Реализация данной программы позволяет успешно решать общеучебные и предметные задачи, среди которых в качестве наиболее значимых можно выделить следующие: овладение нормами русского литературного языка, в том числе и навыками грамотного письма; формирование умений и навыков изложения мыслей в письменной и устной форме.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Дата проведения |
план | факт |
1 | Принципы русской орфографии | | |
2 | Орфограммы в корнях слов | | |
3 | Правописание приставок | | |
4 | Орфограммы в суффиксах | | |
5 | Орфограммы в окончаниях | | |
6 | Правописание сложных слов | | |
7 | Правописание предлогов | | |
8 | Правописание союзов | | |
9 | Правописание частиц | | |
10 | Правописание слов с Ъ И Ь | | |
11 | Правила переноса слов | | |
12 | Части речи в русском языке | | |
13 | Синтаксическая роль частей речи | | |
14 | Стилистика синтаксиса. Согласование сказуемого с подлежащим | | |
15 | Различие омонимов, паронимов. Умелое использование синонимов и антонимов | | |
16 | Функциональные стили современного русского литературного языка | | |
17 | Итоговая работа (тестирование) | | |