Декоративно-прикладное творчество
как один из способов развития метапредметных компетенцийуобучающихся.
Тема: Подарок своими руками.
Цель занятия: создание изделия своими руками.
Задачи урока:вовлечение учащихся в активный творческий процесс;
развитие эстетического вкуса, способностей к изобретательству;
формирование умений с наименьшими затратами получить максимальный результат за
минимальный период времени (т.е. экономное использование средств и времени).
Ресурсы:
Основные:
мастерская, рабочий стол, приспособление для узелкового плетения, веревка для плетения, декоративные элементы (ракушки, пуговицы и т.д.).
Дополнительные:
компьютер,мультимедийный проектор, презентация: «Кашпо для цветов».
Работа по реализации проекта
1. Погружение в проблему (выбор и обоснование проблемы).
2.Выбор техники выполнения изделия. Подготовка инструментов и материалов.
3.Составление технологической карты.
4.Подготовка к защите проекта, проведение эколого-экономических расчетов.Разработка презентации.
5.Презентация проекта. Изготовление подарка своими руками.
6. Рефлексия (самоонализ, самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Ход занятия.
Приветствие гостей.
Сегодня мы представим завершающий этап проекта «Подарок своими руками». Ребята проделали необходимую работу для осуществления своей идеи, и они нам расскажут об этом и покажут.
Введение в курс кружка «Творческая мастерская»
Рассказ ученика.
Занимаясь в кружке «Творческая мастерская», мы учимся изготавливать декоративные изделия.Сувениры, подарки, изделия для тематических выставок, полезные для дома поделки - все это мы делаем с удовольствием.
Актуализация проблемы
Ученик:Сталкиваясь с возникающими проблемами, мы находим оригинальные решения.
Например: озеленение с целью очищения воздуха в комнате и обогащения его кислородом, важная задача и биологически необходимая процедура. Но вот проблема, не все цветы любят прямые солнечные лучи, а некоторые боятся сквозняков при проветривании.Да и подоконники загромождать не хочется, поэтому мы решили, что нужно создать такое изделие, которое поможет уберечь цветы и озеленить квартиру или помещение.
Подставка под цветы деревянная – дорого и трудоемко.
Подставка под цветы металлическая – не по возрасту.
Подвесное кашпо из декоративной веревки – наилучший вариант.
Ученик:Следующим шагом надо было понять,когда появилось узелковое плетение и почему стало столь популярным. Мы обратились к истории.
Знакомясь с узелковым плетением, так первоначально называли искусство плетения из веревок и нитей - макраме. Мы узнали что, история макраме началась с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел.Во многих музеях демонстрируют сохранившиеся до наших дней остатки древних крученых сетей, сделанных из липового лыка.
Рыбаки Мальты и Канарских островов до сих пор применяют этот метод плетения.
У многих народов в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию.
На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди героя узлом, который люди назвали геркулесовым.
Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.
В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия стали называть макраме.
Ученик: Далее, мы выяснили, какие инструменты и материалы понадобятся для работы.
Для плетения используют самые разнообразные нити и веревки:
льняные
пеньковые
хлопчатобумажные
сизалевые.
Мелкие вещи плетут из:
Для крупных изделий берут:
бельевую веревку
бумажный шпагат
шторный шнур.
Для того,чтобы кашпо было веселым, можно использоватьконструктивные детали и декоративные элементы:
Кольца
Палочки
Каркасы
Бусы и пуговицы
Из инструментов и приспособлений нам понадобятся:
Подушку для плетения можно заменить, на дощечку с гвоздиками, тогда и булавка не будет нужна.
Выбор самого кашпо, тоже заставил нас поразмышлять.
Сложные узоры мы пока не осилим. К тому же они требуют большого количества нитей, а значит это не экономно,поэтому мы остановим свой выбор на несложном узоре, а для привлекательности добавим бусины, пуговицы или резиночки.
Познакомимся с технологической картой.
Для кашпо потребуется 6 метров веревки, шпагата или шнура.
Нарезать 3 нити по 2м.
Сложить нити вместе пополам, продеть в кольцо и закрепить, сделав петлю.
Разделить все нити на 3 группы по 2 нити в каждой.
Отмерить на каждой паре веревок по 30 см.
Завязать простой узел в каждой группе на одном уровне, вставив прежде, элемент отделки.
Разделить нити каждой группы пополам.
Объединить нити в новые группы, скрепив их простым узлом на расстоянии 8см от первой группы узлов.
Повторить процедуру. Еще раз разделить веревки и завязать новый ряд узлов.
Собрать все веревки вместе и завязать в большой узел, прежде, вставив в него декоративный элемент. Кашпо готово.
На все изделие мы затратим 100-200 рублей, когда подставка деревянная стоит от 1500 (полутора тысяч и более), металлическая от 2000 (двух тысяч и более). Поэтому данный вариант экономнее.
Практическая работа.
Изготовление кашпо по технологической карте. Каждый ребенок в ходе выполнения изделия вносит свое декоративное оформление – элемент творчества.
Рефлексия.
Выводы ребят о проделанной работе:
Решили экологическую проблему помещения, экономически выгодным способом.
Можно подарить близким.
Послужит отличным оформлением интерьера.
Подарок с душою, что может дороже,
Быть может, прекраснее вдруг?
Того волшебства что рождается, может,
От ловкости творческих рук.
Теплой улыбкой и нежностью взгляда,
Сердцем фантазий вокруг,
Что разольётся рекой звездопада,
Ярких эмоций мой друг!
Спасибо за внимание!