Предлагаем вашему вниманию статью «Педагогическая квалиметрия в управлении качеством образования студентов современного вуза», автор статьи Бекоева Марина Ивановна, кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии одного из вузов г. Владикавказа.
Почему нас заинтересовала эта статья, ведь на первый взгляд она раскрывает работу современных ВУЗов, направленную на качество образования студентов. Но именно в этой статье, для себя, мы можем более подробно рассмотреть квалиметрический подход к повышению качества образования, что на сегодняшний день является актуальной проблемой, в связи с разработкой национальной системы оценки качества образования в России и введением образовательных стандартов.
В связи с модернизацией содержания и структуры профессионального образования ученые наиболее активно исследуют проблемы, связанные непосредственно с управлением качеством образования (З.К. Каргиева,А.А. Коростелев, Д.А. Полторецкий, В.Н. Фомин и др.) [1-3]; с количественной характеристикой качества образования (Р.П. Аркаева, Н.В. Басова, А.А. Понукалин, А.И. Субетто, B.В. Щипанов и др.) [4-6], разрабатывают методы, технологии проектирования и механизмы совершенствования и управления качеством образования (М.И. Бекоева, И.П. Дудина, В.И. Загвязинский, Н.В. Ляченков, В.П. Мизинцев, В.П. Сергеева, А.Н. Ярыгин и др.) [7-9], реализуются различные контрольно-измерительные системы знаний (С.С. Андреев, А.Н. Майоров, В.Ю. Переверзев и др.), фонды оценочных средств (В.А. Исаев, Ф.Р. Мифтахутдинова, А.О. Татур и др.).
В данной статье автором доказывается, что реализация общих методологических принципов, структурирование показателей качества обучения, теоретическое обобщение методов измерения знаний возможны на основе квалиметрического подхода, реализующего представленные основные функции: (управленческую, диагностическую, планирующую, корректировочную, мотивационно-стимулирующую, оценочную).
Автор статьи обращает внимание на «квалитативную технологию» именно в управленческом аспекте (С.И. Архангельский, М.И. Бекоева, М.В. Никитин, В.К. Федюкин, А.В. Черехович и др.) и раскрывает понятия: управление и квалиметрия.
В соответствии с этим, автор дает разъяснение, что же такое квалитативные технологии.
Квалитативные технологии - комплекс образовательных технологий и систем, сконструированных в соответствии с количественной характеристикой качества и привносящих в образовательную деятельность новую методологию управления качеством образования.
Однако, автор также отмечает некоторую конкретизацию и уточняет такие понятия, как «качество образования», «педагогическая квалиметрия», квалиметрический подход.
Управление качеством обучения, как и любая деятельность, (Г.Х. Валеев, А.В. Гличев, В.В. Краевский, Ю.А. Конаржевский, И.И. Литвинов, Л.В. Макарова, В.И. Невская,В.К. Федюкин, B.В. Щипанов и др.), основывается на соблюдении следующих принципов.
1. Принцип гуманизации и демократизации управления образовательными системами. Реализация этого принципа предполагает усиление инициативы и активности студентов, преподавателей, родителей, социальных структур и других участников образовательного процесса.
2. Принцип целостности и системности в управлении качеством образования. Реализация данного принципа основана на взаимосвязи и взаимодействии всех управляющих функций, исключает односторонний характер в управлении. Именно понимание педагогического процесса как системного явления, его целостной природы, пишет М.И, Бекоева, создают реальные условия для плодотворного управления качеством образования [12].
3. Оптимальное совмещение централизации и децентрализации, которое состоит в распределении полномочий при осуществлении управленческих действий. Отказ от децентрализации, с одной стороны, ограничивает деятельность руководителей нижних уровней, преподавателей и обучающихся. Это приводит к потере времени в результате дублирования управленческих функций. С другой стороны, отрицание централизации способствует появлению сбоев в функционировании педагогических систем, заметно снижает роль руководителя [13].
4. Принцип коллегиальности основан на выработке коллективного решения с учетом мнений руководителей разного ранга, исполнителей конкретных постановлений и решений. Данный принцип позволяет преодолеть авторитаризм и субъективизм в управлении качеством образования. Коллегиальность, вместе с тем, не исключает личной ответственности каждого из членов коллектива за определенное поручение. 5. Принцип научности и обоснованности управления качеством образования. Каждый руководитель должен освоить и правильноиспользовать на практике объективные тенденции и закономерности развития педагогических систем, образовательного пространства, принимать научно обоснованное решение с учетом объективно сложившихся ситуаций и результатов прогноза на будущее. [3].
В образовательной организации, главным показателем качества образования выступают: качественно-количественные характеристики учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения; этапы профессионального становления личности (студента, учителя); признаки соответствия реально достигнутых результатов социальным ожиданиям, личностным потребностям и интересам, а также требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения выступает[4, с. 38-40].
В заключении статьи обращается внимание на критерии оценки в образовании. Подчёркивается, что качество – категория содержательная, внутренняя, смысловая, но существующие критерии ориентируют только на ее количественное, внешнее, процессуальное оценивание. А такой подход в оценке не дает выпускнику решать проблемы жизни самостоятельно.
Введение квалитативной составляющей в управление качеством образования обусловлена, по мнению автора, следующими основными положениями. Во-первых, в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС «3+»), повышается роль компетенций как результата обученности. У работника, владеющего квалитативными знаниями и умениями, больше вероятности обеспечить необходимый уровень профессиональной деятельности. Во-вторых, квалитативное образование в единстве с внутренней потребностью работника в качественных результатах своей профессиональной деятельности создает оптимальные условия для повышения его компетентности. В-третьих, система обучения управлению качеством образования тесно связана с инновационной деятельностью, сущность которой состоит в обеспечении условий разработки новейших технологий для совершенствования образования путем повышения их качества.
Таким образом, автор делает вывод, что педагогическая квалиметрия в управлении качеством образования направлена на формирование знаний и умений педагога по проектированию, контролю, оценке и управлению качеством учебно-познавательного процесса в его профессиональной деятельности, важными компонентами которого являются: оценка качества основных образовательных программ; оценка компетенций выпускника; оценка качества социальных норм и моделей специалистов; оценка качества научной и материально-технической базы; оценка качества
научно-педагогического потенциала.
Автор подчеркивает, что перспективные тенденции применения педагогической квалиметрии, как важного компонента процесса управления качеством образования, базируются на научно аргументированной технологии количественной оценки качества образования.