СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Воспитание культуры на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гипотеза. Воспитание культуры обучающихся есть важная составляющая в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.

Актуальность. Президент РФ В. В. Путин сказал: «Для гражданина России важны моральные устои. Именно они составляют  стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете».

 

 

Проблема.  Считается,  что проблемы воспитания легко решаются на уроках, связанных с  гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более математики. На первый взгляд, урок математики никак не связан с воспитанием.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Воспитание культуры на уроках математики"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шило-Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»







Культурная миссия школы.



Воспитание культуры на уроках математики.







Выполнила: учитель математики

Шувакина Раиса Николаевна













2017 год







Гипотеза. Воспитание культуры обучающихся есть важная составляющая в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.

Актуальность. Президент РФ В. В. Путин сказал: «Для гражданина России важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете».



Проблема. Считается, что проблемы воспитания легко решаются на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более математики. На первый взгляд, урок математики никак не связан с воспитанием.



Задачи:

передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;

развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер психики;


обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;


формирование эстетического отношения к действительности;


укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.












Вступление.

Культура школы зависит от культуры каждого члена школьного коллектива или другими словами, каждого участника образовательного процесса

Различают ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ КУЛЬТУРУ личности.

Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас.

Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.

Я попробую разобраться, в чем же заключается моё предназначение, как учителя математики, в воспитании культурной личности.

Как бы то ни было, а все-таки первостепенная роль моя обучение предмету, то есть давать определённые знания, растить образованную личность.

Воспитание культуры мышления.

Изучение математики связано с накоплением разнообразной информации, что развивает культуру умственного труда.

Учащиеся пользуются учебниками, словарями, интернетом, а это позволяет им овладеть широким набором средств получения информации.

Важным показателем культуры умственного труда является подготовка к решению задач, домашнего задания. Планирование ответа, составление опорных конспектов, подбор информации повышает подготовленность школьников к интеллектуальной деятельности.

На уроке в процессе сотрудничества учащиеся тренируются в речи, общении, а следовательно усваиваются правила этикета. Одним из достоинств современного урока считается применение ИКТ. Существует замечательный электронный учебник «Живая геометрия», в котором можно выполнять любые аналогии построений геометрических фигур циркулем и линейкой. Программа позволяет быстро, аккуратно, точно и красочно выполнять практически любые геометрические построения и операции.

Но всегда ли это хорошо?

Воспитание графической культуры учащихся.


С внедрением в школу компьютерных технологий, часто учителя на уроках геометрии вместо изображения фигур на классной доске используют электронные средства или таблицы.

Все эти средства, безусловно, нужны и полезны. Но использовать их надо разумно, не вытесняя ими традиционного рисования на классной доске мелом. Мало показывать готовые изображения в учебнике или на экране, учащиеся должны видеть и сам процесс их построения.

Ученики должны видеть, с чего учитель начинает чертёж, в какой последовательности и как проводит линии, когда и как использует чертёжные инструменты, учащиеся получают важнейшие сведения об искусстве черчения.

Если, решая задачу в классе, учитель использует таблицу с готовым чертежом, то он, естественно, сократив время, успеет решить ещё одну задачу. Так можно поступать в отдельных случаях. Но систематически использовать заранее заготовленную таблицу с рисунком не целесообразно, так как при этом ученики лишены возможности видеть процесс изготовления рисунка.

На уроках стереометрии всю работу по воспитанию графической культуры учащихся не следует переносить на то время, когда начнётся рассмотрение многогранников. О ней нужно заботиться постоянно. Уже на первых уроках следует предупредить учащихся, что прямую, лежащую в данной плоскости, лучше изображать на всей части этой плоскости.

Большое значение имеет и аккуратное написание букв на рисунке. Так, буквы, обозначающие прямую, нужно писать по одну сторону от неё, чтобы они не пересекали другие линии рисунка. Буквы, которые обозначают плоскости, лучше писать сбоку, чтобы они не мешали последующим построениям. Изображая линию пересечения двух плоскостей, нужно соединять отрезком точки пересечения границ плоскости.

Большая часть рассматриваемых в стереометрии задач связана с изображением многогранников, тел вращения и их комбинаций. Поэтому очень важно развивать у учащихся навыки их грамотного изображения. Прежде всего, целесообразно дать некоторые рекомендации перед началом работы по изображению многогранников и тел вращения.

Пирамиду лучше рисовать, начиная с основания. Призму можно начинать рисовать как с верхнего основания, так и с нижнего.

Основание многогранника - самая ответственная часть чертежа. Полезно подумать, как изображается данный многоугольник по правилам проектирования, какие рёбра изображаемого основания будут видимыми, а какие - нет.

Рисуя многогранник в тетради, желательно вначале изобразить его тонкими линиями. Только убедившись, что рисунок соответствует задаче, нагляден и удачно расположен, можно окончательно обвести его видимые и невидимые линии.

Если на одном рисунке изображается вся фигура, а на другом - какая-то его часть, то необходимо следить за тем, чтобы на обоих рисунках были одинаковыми и ориентация и буквенные обозначения.

Если требуется изобразить комбинацию некоторых фигур, то вписанную фигуру изображают штриховыми линиями, хотя возможны и другие договорённости.

В рисунках к задачам необходимо соблюдать метрические соотношения между элементами фигур.

Работа по воспитанию графической культуры учащихся следует теснейшим образом связывать с работой по развитию их пространственных представлений.

Одной из главных причин низкой графической культуры является недостаточная развитость пространственных представлений учащихся. Чтобы научить их представлять пространственные объекты, грамотно их изображать, правильно «читать» рисунки, желательно сопоставлять чертежи пространственных фигур с соответствующими моделями - каркасными, стеклянными и др.

Опыт показывает, что если ученик сопровождает рисунком какую-либо задачу на вычисление или на доказательство, то он главное внимание обращает на вычисления, тождественные преобразования и т. п., а рисунок рассматривает как что-то второстепенное. Следовательно, чтобы повысить графическую культуру учащихся, нужны и специальные упражнения, нацеленные на достижение поставленной цели.


Экологическое воспитание на уроках математики.

В год экологии не могу не обратить внимание на экологическое воспитание на уроках математики.

Что важнее всего для человека? «Здоровье», — не задумываясь, ответит каждый.

Но в современном мире всё труднее и труднее сохранить его. Причиной этого является сложная социально-экологическая обстановка. В свете современной экологической ситуации, которая приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле, по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения стоит задача экологического образования, воспитания и просвещения для всех слоёв населения. Школа в первую очередь не может оставаться в стороне в решении этого вопроса. Какова же роль математики, как одной из основных преподаваемых наук? Как посредством математики воспитывать в детях экологическую культуру?

Особенностью современного урока является использование учителем в процессе обучения таких форм и методов, которые делают урок богаче, образнее, ярче. Всё это оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, способствует лучшему запоминанию материала, повышает интерес к предмету.

Общеизвестно, что обучение математике не сводится только к сообщению определённых фактов и к отработке специальных навыков и умений. Обучение математике должно способствовать развитию любознательности, критичности, самоконтролю, дисциплинированности и т.д.

Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности должно идти постепенно, в процессе изучения отдельных разделов математики. Экологизация курса математики «работает» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и улучшение качества математического образования за счет повышения интереса к изучению математики.

Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Экологический компонент в математике может быть реализован при:

• решении задач с экологической тематикой,

• составлении задач учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды,

• построении и чтении графиков о динамике развития экосистем разных уровней,

• проведении измерительных практических работ,

• проведении уроков с экологической направленностью,

• проведении интегрированных уроков,

• проведении внеклассных занятий по математике.

Математические задачи могут быть направлены на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. После решения таких задач необходимо проводить небольшое обсуждение или дискуссию, в ходе которых у обучающихся формируется экологическое сознание. При составлении задач, содержащих сведения экологического характера, материал можно взять не только из географических источников, справочников, но также может быть получен самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. А также можно обратить внимание детей на предметы, которые ежедневно его окружают.

Например, дети знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. Составляем и решаем задачи: сколько весит израсходованная тобой бумага, сколько древесины требуется для её изготовления, сколько деревьев для этого надо срубить? А ещё предстоит узнать, сколько лет растет дерево. В итоге остаётся узнать, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления твоих пособий?

Я, как учитель математики, могу предложить своим ученикам задачи, в основу которых положены данные из литературы о природе. Решение этих задач заставит учащихся проникнуться проблемами экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с непродуманным натиском на природу. Например,

Задача 1: С 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц, из них гибель 86% связана с деятельностью человека. Сколько примерно видов птиц погибло по вине человека?

Задача 2: Известно, что убытки от выбросов в атмосферу, например, 1 тонны окиси углерода оцениваются от 20 до 100 рублей, 1 тонны сернистого ангидрида – от 85 до 200 рублей, а тонны нетоксичной пыли – от 90 до 185 рублей. Подсчитайте убытки нашей страны от загрязнения пылью атмосферы нашей страны, если в 2000 г. ее было выброшено 100 млн. тонн?

Задача 3: 36 млн. тонн вредных веществ выбрасывается за год автомобильным транспортом. Особенно опасны машины с дизельным двигателем, на саже адсорбируется бензопирен (канцероген). За 1 час работы двигателя “Камаз” на холостом ходу выбрасывается в воздух 87 г окиси углерода, 120 г окиси азота, 7 г углеводородов. Определите, какое количество вредных веществ попадает в атмосферу за 1 час, если возле предприятия на холостом ходу работают 100 двигателей стоящих там автомашин?

Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Каждый курс математики может вносить вклад в формировании экологического сознания.

Наиболее благоприятные темы в 5 классе: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты»,

в 6 классе: «Пропорции», «Положительные и отрицательные числа» «Диаграммы»,

в 7 классе «Графики функций», «Степень»,

в 8 классе «Квадратные корни», «Степень с целым показателем», «Осевая и центральная симметрии»,

в 9 классе: «Прогрессии».

Решение задач на экологическую тему развивает у обучающихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек — это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека. Все узнанное и понятое детьми формирует внутренний мир ребенка, воспитывает в нем добрые чувства, трогательное отношение ко всему живому.В ЕГЭ по математике тоже встречаются задачи с экологическим содержанием. Они больше связаны с радиоактивным распадом. Рассчитываются скорости радиоактивного распада различных изотопов, массы изотопов и т. д. Экологическая проблема – переработка и хранение радиоактивных отходов. Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и решение задач экологического воспитания, формирование представления о роли математики в решении экологических проблем. Воспитывается интеллектуальное качество личности - компетентность (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха).

Воспитание вычислительной культуры.

Одной из главных задач, которые ставит перед собой учитель математики на уроках, является воспитание вычислительной культуры. Так как вычислительная культура это умение выполнять несложные вычисления устно. А устные упражнения и устный счёт имеют большое практическое применение.

Сама постановка задачи – воспитание ученика в процессе преподавания конкретного предмета – вряд ли нова. Издавна известно ведь: «Учитель, воспитай ученика!». Не «научи», что так естественно, а «воспитай»! Что же стоит за этим «воспитай»? 


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ –ПОКАЗАТЕЛЬ интеллектуального и общего развития ученика.

Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка. 

Увеличение объёма самостоятельной работы на уроке приводит к тому, что ученики не умеют объяснить, что они выполняют. Проще многим решить молча, чем объяснить на доске.


Воспитание нравственной культуры.
С какими же нравственным объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?
Прежде всего- это "другие люди".

Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности.

Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность.

Формирование гуманных отношений на уроке - непреходящая задача учителя. 
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность. 
Третий объект- общество и коллектив.

Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу.

Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке - в этом ученик проявляет себя как член общества. 

Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд. 
Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на уроке.
И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят. 
 
Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке терпимости, он учится понимать и принимать других. 
Если его подбадривают, он учится верить в себя. 
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. 
Если он растёт в честности, он учится быть справедливым. 
Если он растёт в безопасности, он верит в людей. 
А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей. 



Заключение.

Мы работаем в сельской школе. Село начинается со школы; культура села начинается с культуры сельского учителя. Главная воспитывающая сила в сельской школе — духовное богатство, знания, эрудиция, кругозор педагога.

Село держится на школе, на учителе. Всегда, при любых условиях, в любую погоду он входит в класс и начинает урок. Всегда, из года в год он всеми силами своей души старается внушить своим ученикам  разумное, доброе, вечное.

Согласитесь, сельский учитель у всех на виду. Когда село небольшое, каждый знает, где он живет, и как он живет. Как трудно в наше время быть образцом для всех людей. Как непросто жить так, чтобы жизнь твоя была примером для всех. Ведь учитель понимает, что он должен так жить, чтобы никто из учеников или их родителей не мог его не в чем упрекнуть или укорить.

Настоящая сельская школа это сокровищница образования и возрождения культурных традиций села. А мы, сельские учителя — носители культуры, образованности, интеллигентности. От педагога зависит, кем станет тот или иной сельский житель. Учитель первым сможет определить способности школьника, вовремя помочь ему в его начинаниях.

И все мы прекрасно понимаем, что миссия сельского учителя в несколько раз ответственнее, чем учителя в городе.

Еще А.С. Макаренко говорил: «Не надо думать, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его … Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни … . Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь… всё это имеет для ребенка большое значение».  

МИССИЯ – это  ответственное задание, роль, поручение (книжн.).

Я считаю, что выбранную мною миссию , выполняю.

Нам не дано предугадать, 

Как наше слово отзовётся. 

Посеять в душах благодать 

Увы, не всякий раз даётся. 

Но мы обязаны мечтать 

О дивном времени, о веке, 

Когда цветком прекрасным стать 

Сумеет личность человека. 

И мы обязаны творить, 

Презрев все тяготы мирские, 

Чтоб истин светлых заложить 

Зачатки в души молодые. 

Чтоб верный путь им указать, 

Помочь в толпе не раствориться. 

Нам не дано предугадать, 

Но мы обязаны стремиться!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!