ПОДГОТОВКА К ДОКЛАДУ
Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы. Доклад (сообщение) способствует развитию коммуникативных навыков.
Подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов.
ТЕХНОЛОГИЯ
Первый этап: КАРТА СООБЩЕНИЯ
На этом этапе целесообразно ограничится короткими сообщениями не более 4 минут. Темой такого сообщения может быть аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т.п.
Главная цель первого этапа – научить сопоставлять и пользоваться "картой сообщения", которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс опорный сигнал или план остального текста.
Первая и последняя фразы должны быть выучены наизусть! Почему? Да потому, что это типичные места сбоя речи. Кто не слышал «ну..», с которой начинают свою речь не только ученики, но и многоопытные лекторы? Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание.
Завершить сообщение можно стандартной фразой типа: "Я закончил доклад и передаю слово (учителю, соученику)" или "На этом мой доклад закончен, и я готов ответить на вопросы."
Пример:
Ученица 7 класса готовила сообщение на уроке биологии. Начать его она старалась так: "Ну, я буду рассказывать о страусах". После ознакомления с технологией подготовки доклада первая фраза стала звучать намного интереснее: "Знаете ли вы, что есть птицы, выполняющие работу почтальонов? Нет, не у нас в городе, а…"
Второй этап: ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА
Этот этап отличается от предыдущего тем, что учитель, предварительно предупредив учеников, начинает строго следить за временем. Если было договорено, что сообщение займет 3 минуты, то ученик обязан попасть в этот интервал 20 секунд. Цель этапа – научить детей "чувствовать время". На этом этапе удобно использовать таймер или, еще лучше песочные часы.
Третий этап: ДОКЛАД
Доклад отличается от сообщения большим объёмом. Оптимальное время доклада 5 – 7 минут. Если тема "не вмещается" в это время, доклад лучше дробить. Например, один ученик рассказывает о биографии ученого, другой – о его научных достижениях.
Четвертый этап: ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ
Внимание? Этот этап не является обязательным. Суть его в том, что ученик проходит усложненный тренинг, позволяющий в будущем легко пользоваться в реальной (не учебной) обстановке.
На этом этапе репетируется выход из затруднительного положения в середине речи, когда докладчик сбился с мысли, оговорился и т.п. Для этого также заранее отрабатываются стандартные фразы типа: "Извините, я продолжу" или "Простите, я оговорился".
Иногда целесообразно закладывать такие сбои при подготовке ("Вот это ты произнесешь так, а потом поправишься…"), особенно для стесняющихся учеников.
При этом можно заранее сообщить классу, что докладчик запланировано собьется, и попросить поддержать его мимикой и жестами.
Затруднение 1. За 5 минут до доклада ученик получает карточку, на которой написано несколько слов, никак не связанных с темой доклада. Например: семипудовый, светоносный, невообразимый. Эти слова ученик должен вставить в доклад.
Затруднение 2. То же самое, только вместо слов ученик получает пословицу, афоризм или крылатое выражение.
Затруднение 3. Докладчика во время речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументировано отреагировать и связно продолжить свою речь.
Затруднение 4. Во время доклада "штатный хулиган" издает мешающий звук. Например, шуршит бумагой. Нужно спокойно продолжить речь. Кстати, после такого опыта ученики начинают прекрасно понимать, каково работать в таких условиях учителю.
Работа по данной технологии требует некоторых затрат и времени. Но зато потом она сторицей окупается.
При серьезной подготовке, особенно на факультативе или уроках риторики полезно проводить конкурсные доклады на сходные темы. После любого доклада, не обязательно конкурсного, оценивать его по категориям. Можно обойтись и без критериев, но с комментариями.
Педагогические технологии, подобные этой, нужны когда мы хотим научить учеников (подчеркиваю, не отдельных, способных – а практически всех) любому сложному умению. Например, писать сочинения или самостоятельно выполнять лабораторную работу.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: в дополнении к этой технологии было бы полезно составить перечень типовых ситуаций, в которых целесообразно использовать доклады учащихся. Не исключено, что появится специфика разных учебных предметов, возрастные особенности.
Перечень ситуаций, в которых целесообразно использовать доклады учащихся на уроках биологии.
При изучении нового материала для иллюстрации необычных, интересных фактов. Докладчику необходимо подготовить помимо текста сообщения (доклада) еще и видеоряд (презентация, содержащая рисунки, фотографии, схемы).
При обобщении изученного материала по теме для расширения и углубления темы.
Доклад будет очень уместен на уроке, если учащийся самостоятельно или под руководством учителя проводил исследовательскую работу или готовил проект по данной теме.
При знакомстве с историческими фактами, выдающимися учеными, крупнейшими открытиями в области науки.
При возникновении вопросов у обучающихся по теме урока, не связанных (связанных) с изучаемым материалом.
Для активизации процесса прослушивания сообщения (доклада) необходимо заранее подготовить задание слушателям. Чаще всего это бывает краткая рецензия, которая организуется по плану.
Алгоритм рецензирования (самоанализа) доклада (сообщения)
1. Внимательно прослушайте сообщение, делая записи по форме:
Фамилия, имя учащегося | Тема доклада (сообщения) | Содержание доклада (сообщения) | Слабые и сильные стороны доклада (сообщения) | Особенности изложения материала и их оценка |
| | | | |
2. Определите:
— сумел ли автор самостоятельно составить логичный план к теме и реализовать его;
— каков научный уровень доклада (сообщения), собран ли необходимый фактический материал;
— удалось ли показать связь проблемы с изучаемой темой, с современностью, наукой;
— использовал ли автор личные наблюдения, выводы;
— проявлена ли докладчиком самостоятельность при раскрытии темы, были ли допущены ошибки;
— сделаны ли ссылки на первоисточники и использованную литературу;
— была ли речь логичной, точной, образной, грамотной и выразительной.
3. Укажите на сильные или слабые стороны доклада (сообщения).
4. Оцените общий теоретический уровень изложенного материала, актуальность поставленных проблем.
Источники информации.
А. Грин. Приемы педагогической техники.- Вита. Москва.,2001 г.