Тема: «Приемы формирования функциональной грамотности на внеурочной деятельности «Робототехника» с использованием оборудования центра образования «Точка роста»
Время выступления: 15-20 минут
Выступающий: Наталья Николаевна Зоболева, учитель математики, высшая квалификационная категория, руководитель кружка «Робототехника»
Цель: представить опыт работы с использованием некоторых приемов формирования функциональной грамотности на внеурочной деятельности «Робототехника»
Задачи:
показать на практике применение эффективных приемов на занятиях внеурочной деятельности;
познакомить с новым приемом «5 к одному»;
расширить знания по программированию робота «Клик»;
написать программу (код) для исполнителя «Клик», используя язык программирования Scratch;
показать действия исполнителя «Клик».
Аудитория: педагоги дополнительного образования, учителя информатики
Выступление
Слайд №1
Добрый день, участники Практико-ориентированного семинара, хочу представить «Приемы формирования функциональной грамотности на внеурочной деятельности «Робототехника» с использованием оборудования центра образования «Точка роста».
Слайд №2
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. В постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста робототехнических устройств необходимо формировать у ребят компьютерную и технологическую грамотность
Слайд №3
В сентябре 2023 году от центра образования «Точка роста» в школу поступило оборудование, на внеурочной деятельности использую 2 модели: Dobot Magician и Робот «Клик».
Слайд №4
Вашему вниманию хочу, представить вторую модель: робот «КлиК» (знакомство с датчиками и функциями этих датчиков).
Слайд №5-6-7
В блок управления входит платформа Arduino UNO, работаем в Программе mBlock (версия 3), в которой используется Язык программирования: Scratch — это цифровая среда для детей, которая помогает им познакомиться с принципами программирования (знакоместо с некоторыми готовыми программами для исполнителя «Клик»).
Слайд №8
Лидирующее приемы развития технологической грамотности в моей практике занимают Конструирование по образцу, по заданным условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по модели.
Слайд №9
Часто использую приём «Привлекательная цель». Например: Показываю учащимся, датчик перемещения с вопросом - какую роль сыграет датчик перемещения при конструировании робота? Дальше учащиеся самостоятельно собирают модель по инструкции, и ответ на поставленный вопрос сформулируют после запуска робота.
Не редко использую такие приемы: «Вертушка», «Карусель», «Корзина идей», «Работа в группе», «Соревнование», «Прогрессия» и др.
Подробно хочу остановиться на разработанном мною приеме «5 к одному», т.к. модель робота одна, а ребят в группе 12-15 этот прием просто необходим, особенно при написании разных кодов для исполнителя. Суть приема: на пяти ноутбуках (можно использовать большее количество ПК) работают по 2 человека, на языке Scratch составляют программу для исполнителя «Клик», в порядке выполнения подключают робота к ноутбуку, загружают код и демонстрируют действия исполнителя. Данный прием можно расширить, включить метод исследования: предлагаю ребятам поменять данные в коде, посмотреть в действии исполнителя, сделать определенные выводы, на основе которых попробовать написать свой код.
Слайд №10
Предлагаю увидеть на практике действия приема «5 к одному». Прошу Вас включить ноутбуки, и по алгоритму (Слайд № 11) пишем код для робота (предлагается на выбор несколько вариантов – заготовок), кто первый справится с поставленной задачей, подключит робота «Клик» для загрузки кода и демонстрации его действия.
Слайд № 12-13 -14
Вашему вниманию представляю небольшой фото отчет деятельности ребят на занятиях «Робототехника» с использованием вышеперечисленных приемов, а так же видеоматериал с применением приема деятельности «Прогрессия».
Слайд № 15
Сегодня на практике вы увидели, как можно использовать некоторые приемы деятельности на внеурочной деятельности «Робототехника» с использованием оборудования центра образования «Точка роста».
Вывод: на занятиях «Робототехника» для ребят открываются хорошие возможности для внедрения простейших идей информатики, отрабатываются основные этапы программирования, формируется компьютерная и технологическая грамотность