СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирующего оценивания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирующего оценивания»

Бух Алиса 302

Тема: «Приемы технологии формирующего оценивания учебных достижений младших школьников на уроках в начальных классах».

Прием формирующего оценивания

Характеристика приема

Рекомендуемый этап урока

Карта понятий

Прием состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела.

  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Составление текстов

Прием состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся.

  • Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

  • Выявление места и причины затруднения.

Постановка вопросов

Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы.

  • Реализация построенного проекта;

  • Выявление места и причины затруднения.

Наблюдение

Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение. Наблюдая за определенными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока. Беседы- обсуждения наиболее интересных или неожиданных ответов и действий во время урока. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока.

  • применение приемов самооценивания, взаимооценивания и способов улучшения собственных результатов;

  • сотрудничество в процессе оценивания.

Анализ

Обсуждение и оценка письменных работ вместе с детьми. Проверка понимания материала. Проверка-повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами.

  • Реализация построенного проекта;

  • Самостоятельная работа с проверкой по эталону;

  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Дерево успехов

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зеленые – я считаю, что сделал все на отлично, у меня хорошее настроение; красное – было много затруднений, у меня грустное настроение.

  • Рефлексия

Поиск ошибки

Учитель намеренно дает учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких-либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать свое согласие (несогласие) с высказываниями и объяснить свою точку зрения.

  • Реализация построенного проекта

Светофор

Оценивание выполнения задания с помощью цветных сигналов.

  • Рефлексия

Линеечка

Инструментом оценивания выступает линеечка – вертикальная линия, на которой ученик отмечает свой уровень (знаний, умений) знаком крестик.

  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Сигналы рукой

Учитель просит учащихся показывать рукой сигналы(предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов), обозначающие понимание или непонимание материала.

  • Реализация построенного проекта

Поезд

На парте перед каждым учащимся два жетона: один - с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагонами. Детям предлагают опустить «веселое личико» в первый вагон, если на уроке все было понятно и материал был усвоен, а «грустное личико» во второй вагон, если при выполнении заданий было много затруднений и материал не был усвоен.

  • Рефлексия

Лесенка успеха

В начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся. Ее результаты отмечают на лесенке достижений, когда фигура, символизирующая исходный уровень владения данным навыком, помещается на ту или иную ступеньку. В процессе дальнейшего обучения фигура перемещается по лесенке и наглядно показывает успехи каждого учащегося.

  • Рефлексия

Копилка достижений

На следующий день после изученной темы учащиеся в течение недели заполняют индивидуальную карту «Копилка моих достижений», которая представляет собой линеечки, где они отмечают свои знания и умения по данной теме.

  • Выявление места и причины затруднения;

  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Лист учета знаний

Каждый ученик получает лист учета знаний, в котором он ставит себе баллы в течение урока. В таких листах можно ставить оценку за работу, как на каждом этапе урока, так и за выполнение каждого задания. В листе учёта знаний может быть две, три, а то и пять отметок, полученных учащимся в течение урока при работе в группе или индивидуально. Отметка, выставляемая за урок, – это чаще всего средний арифметический балл полученных отметок.

  • В течение всего урока

Лист самооценки

Лист с вопросами, который заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы.

Столбики да – нет

Например:

  1. Регулярно выполнял(а) домашние задания

  2. По необходимости консультировался(ась) с учителем

  3. Улучшал(а) свои знания и исправлял(а)оценки….

  • Построение проекта выхода из затруднения

Закончи предложение

Ученикам предлагаются незаконченные предложения, которые нужно продолжить, оценив свою деятельность на уроке. Например:

  1. На уроке мне было интересно…

  2. Я научился(ась)…

  3. Я встретил(а) затруднения в…

  4. Сегодня я смог/смогла…

  • Рефлексия

Мини-обзор

Минутный обзор, который проводится в конце урока.

Например:

  1. Что изучили? Назовите тему урока.

  2. С какими заданиями ты справился без помощи учителя, одноклассника? ….

  • Рефлексия

Недельный отчет

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Чему я научился за эту неделю?

  2. Какие вопросы остались для меня неясными?

  3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

  • Рефлексия (в конце недели)

Цепочка заметок

Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт.

  • Реализация построенного проекта

Матрица запоминания

Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определенным образом учителем. Ученики помещают в нужную клетку соответствующие ответы, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия.

  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи