Тема: «Приемы технологии формирующего оценивания учебных достижений младших школьников на уроках в начальных классах».
Прием формирующего оценивания | Характеристика приема | Рекомендуемый этап урока |
Карта понятий | Прием состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. | |
Составление текстов | Прием состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; Выявление места и причины затруднения. |
Постановка вопросов | Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы. | Реализация построенного проекта; Выявление места и причины затруднения. |
Наблюдение | Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение. Наблюдая за определенными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока. Беседы- обсуждения наиболее интересных или неожиданных ответов и действий во время урока. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. | применение приемов самооценивания, взаимооценивания и способов улучшения собственных результатов; сотрудничество в процессе оценивания. |
Анализ | Обсуждение и оценка письменных работ вместе с детьми. Проверка понимания материала. Проверка-повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами. | Реализация построенного проекта; Самостоятельная работа с проверкой по эталону; Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Дерево успехов | На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зеленые – я считаю, что сделал все на отлично, у меня хорошее настроение; красное – было много затруднений, у меня грустное настроение. | |
Поиск ошибки | Учитель намеренно дает учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких-либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать свое согласие (несогласие) с высказываниями и объяснить свою точку зрения. | |
Светофор | Оценивание выполнения задания с помощью цветных сигналов. | |
Линеечка | Инструментом оценивания выступает линеечка – вертикальная линия, на которой ученик отмечает свой уровень (знаний, умений) знаком крестик. | |
Сигналы рукой | Учитель просит учащихся показывать рукой сигналы(предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов), обозначающие понимание или непонимание материала. | |
Поезд | На парте перед каждым учащимся два жетона: один - с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагонами. Детям предлагают опустить «веселое личико» в первый вагон, если на уроке все было понятно и материал был усвоен, а «грустное личико» во второй вагон, если при выполнении заданий было много затруднений и материал не был усвоен. | |
Лесенка успеха | В начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся. Ее результаты отмечают на лесенке достижений, когда фигура, символизирующая исходный уровень владения данным навыком, помещается на ту или иную ступеньку. В процессе дальнейшего обучения фигура перемещается по лесенке и наглядно показывает успехи каждого учащегося. | |
Копилка достижений | На следующий день после изученной темы учащиеся в течение недели заполняют индивидуальную карту «Копилка моих достижений», которая представляет собой линеечки, где они отмечают свои знания и умения по данной теме. | |
Лист учета знаний | Каждый ученик получает лист учета знаний, в котором он ставит себе баллы в течение урока. В таких листах можно ставить оценку за работу, как на каждом этапе урока, так и за выполнение каждого задания. В листе учёта знаний может быть две, три, а то и пять отметок, полученных учащимся в течение урока при работе в группе или индивидуально. Отметка, выставляемая за урок, – это чаще всего средний арифметический балл полученных отметок. | |
Лист самооценки | Лист с вопросами, который заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы. Столбики да – нет Например: Регулярно выполнял(а) домашние задания По необходимости консультировался(ась) с учителем Улучшал(а) свои знания и исправлял(а)оценки…. | |
Закончи предложение | Ученикам предлагаются незаконченные предложения, которые нужно продолжить, оценив свою деятельность на уроке. Например: На уроке мне было интересно… Я научился(ась)… Я встретил(а) затруднения в… Сегодня я смог/смогла… | |
Мини-обзор | Минутный обзор, который проводится в конце урока. Например: Что изучили? Назовите тему урока. С какими заданиями ты справился без помощи учителя, одноклассника? …. | |
Недельный отчет | Учащиеся отвечают на вопросы: Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал? | |
Цепочка заметок | Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт. | |
Матрица запоминания | Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определенным образом учителем. Ученики помещают в нужную клетку соответствующие ответы, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия. | |