СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы и методы активизации деятельности школьников на уроках русского языка в 5-7 классах

Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка»

Приёмы и методы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка
  • Приёмы и методы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка
Не так важно приобретённое знание, как развитие способности мышления.  Образование есть то, что остаётся, когда все выученное забыто. Макс фон Лауе

Не так важно приобретённое знание, как развитие способности мышления. 

Образование есть то, что остаётся, когда все выученное забыто.

  • Макс фон Лауе
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения,

интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта

обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств,

деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Учитель просит сесть тех учащихся, В именах которых не совпадает количество букв и звуков Имена которых начинаются с мягких согласных Имена которых начинаются с твердых согласных и т.д Приём “Фонетическая зарядка”

Учитель просит сесть тех учащихся,

  • В именах которых не совпадает количество букв и звуков
  • Имена которых начинаются с мягких согласных
  • Имена которых начинаются с твердых согласных и т.д
  • Приём “Фонетическая зарядка”
ФИО: Причастие Родители: глагол+ прилагательное Место работы: предложение Должность: определение  Место жительства: морфология. Приём  «Лингвистическая визитка
  • ФИО: Причастие
  • Родители: глагол+ прилагательное
  • Место работы: предложение
  • Должность: определение
  • Место жительства: морфология.
  • Приём «Лингвистическая визитка"
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». На уроке русского языка при изучении темы «Словообразование
  • Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
  • На уроке русского языка при изучении темы «Словообразование" одной команде ("Жокеям") даются карточки с названием способов словообразования, другой ( «Лошадям») - карточки со словами, образованными разными способами
  • Приём “Жокей и лошадь”
 1. В гостинице “Фонетика” должны остановиться в одноместном, двухместном, трехместном и четырехместных номерах звуки [Ы], [Ж], [А], [Р], [У], [Б], [Ш], [О], [П], [Ц]. Помогите администратору гостиницы расселить все эти звуки так, чтобы никаких нареканий на неудобства от гостей не последовало. 2. Морфология собрала вещи в туристический поход. В рюкзак она положила глаголы, приставки, предлоги, синонимы, обращения, орфограммы, запятые, прилагательные. Что придется оставить дома и почему? Приём “Лингвистическая задача ”

1. В гостинице “Фонетика” должны остановиться в одноместном, двухместном, трехместном и четырехместных номерах звуки [Ы], [Ж], [А], [Р], [У], [Б], [Ш], [О], [П], [Ц]. Помогите администратору гостиницы расселить все эти звуки так, чтобы никаких нареканий на неудобства от гостей не последовало.

2. Морфология собрала вещи в туристический поход. В рюкзак она положила глаголы, приставки, предлоги, синонимы, обращения, орфограммы, запятые, прилагательные. Что придется оставить дома и почему?

  • Приём “Лингвистическая задача
1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»); 2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»); 3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку. Приём “  Цепочка признаков“

1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);

2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);

3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

  • Приём “ Цепочка признаков“
1. Вам необходимо послушать предложение и определить его тип. Если это простое предложение, пишите букву «П». Если предложение сложное, ставим букву «С». 2. Выполните самопроверку и поставьте себе отметку. Гул затих. Дождь все шел, лужи сияли в свете фонарей. Зима уже подходила к концу, а весна все не ощущалась. Задремали звезды золотые  Ответ: П, С, П, С, П Приём“Буквенный диктант“

1. Вам необходимо послушать предложение и определить его тип.

Если это простое предложение, пишите букву «П».

Если предложение сложное, ставим букву «С».

2. Выполните самопроверку и поставьте себе отметку.

Гул затих.

Дождь все шел, лужи сияли в свете

фонарей.

Зима уже подходила к концу, а весна все не ощущалась.

Задремали звезды золотые

Ответ: П, С, П, С, П

  • Приём“Буквенный диктант“
На уроке по изучению темы «Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы: Это самостоятельная часть речи? - да;  Она обозначает признак предмета? – нет; Эта часть речи склоняется? – да; Это самая многочисленная часть речи? – да. Ребята делают вывод, что это существительное Приём “Да-Нет”

На уроке по изучению темы «Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Это самостоятельная часть речи? - да;

Она обозначает признак предмета? – нет;

Эта часть речи склоняется? – да;

Это самая многочисленная часть речи? – да.

Ребята делают вывод, что это существительное

  • Приём “Да-Нет”
Приём “Морфологический ящик”
  • Приём “Морфологический ящик”
Собрать слово из следующих звуков: т мягкий, с твердый, два гласных звука а, в твердый, б твердый (свадьба). Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник) Приём «Конструктор
  • Собрать слово из следующих звуков: т мягкий, с твердый, два гласных звука а, в твердый, б твердый (свадьба).
  • Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)
  • Приём «Конструктор "
Вопросительные слова  Основные понятия темы Как? Причастие Что? Обособленное определение Где? Причастный оборот Почему? Определяемое слово Сколько? Глагол Откуда? Прилагательное Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение?   Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.      Прием “Вопросительные слова ”

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Причастие

Что?

Обособленное определение

Где?

Причастный оборот

Почему?

Определяемое слово

Сколько?

Глагол

Откуда?

Прилагательное

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

 

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

 

 

  • Прием “Вопросительные слова
Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах. 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. Приём «Корзина идей» для учащихся 8 класса  по теме урока: «Сложное предложение». Вопрос: «Что такое сложное предложение?» (несколько грамматических основ, несколько частей, союзы (и, а, но), «слова-подсказчики» (что, чтобы, потому что, который, где, когда). Приём “Корзина идей, понятий, имен”
  • Алгоритм работы:
  • 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
  • 2. Обмен информацией в парах или группах.
  • 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
  • 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
  • 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
  • Приём «Корзина идей» для учащихся 8 класса  по теме урока: «Сложное предложение».
  • Вопрос:
  • «Что такое сложное предложение?» (несколько грамматических основ, несколько частей, союзы (и, а, но), «слова-подсказчики» (что, чтобы, потому что, который, где, когда).
  • Приём “Корзина идей, понятий, имен”

     Список убеждений                              

В начале занятия

Для точной передачи чьих-либо слов употребляются  предложения с прямой речью .

Предложение с прямой речью состоит из двух частей:  слов автора и прямой речью (речь чужого лица).

В конце занятия

+  / -

Слова автора  – эта та часть предложения, в которой называются говорящий и его действие.

+  / -

Прямая речь  – это слова говорящего, переданные от его имени без изменений.

В предложениях с прямой речью после слов автора ставится двоеточие  (:).

Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

                          Список убеждений                              

Между однородными членами предложения ставятся запятые.

В начале занятия

Однородные члены предложения могут соединяться повторяющимся союзом  и .

В конце занятия

+  / -

Перед одиночным союзом  и  запятая не ставится.

+  / -

Перед повторяющимся союзом  и  между однородными членами предложения ставится запятая.

Однородные члены предложения без пояснительных слов называются  нераспространёнными .

Однородные члены предложения, имеющие при себе пояснительные, уточняющие слова, называются  распространёнными .

 

Прием «Верные и неверные утверждения»

  Учитель в диктанте по удвоенным согласным диктует: «Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь», а ученики пишут «Корреспондент», учитель: «Совокупность всех притоков реки, озера», ученики: «Бассейн», учитель: «Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество», ученики: «Мировоззрение».   Приём «Диктант значений»

 

Учитель в диктанте по удвоенным согласным диктует: «Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь», а ученики пишут «Корреспондент», учитель: «Совокупность всех притоков реки, озера», ученики: «Бассейн», учитель: «Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество», ученики: «Мировоззрение».  

  • Приём «Диктант значений»
Используется для активизации полученных ранее знаний: ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Например, ученики шагают к доске и каждый шаг сопровождают перечислением морфологических признаков глагола. Приём  «Шаг за шагом

Используется для активизации полученных ранее знаний: ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Например, ученики шагают к доске и каждый шаг сопровождают перечислением морфологических признаков глагола.

Приём «Шаг за шагом"

 У учащиеся есть образец и поле для самостоятельной работы, направленной как на отработку определённого навыка, так и для творчества ( спит) как убитый = ? = сломя голову = ?  крепко темно ? ? Молодой = сухой = ? = ? Моложе ? Веселее ? Приём «Пропорции»

У учащиеся есть образец и поле для самостоятельной работы, направленной как на отработку определённого навыка, так и для творчества

( спит) как убитый = ? = сломя голову = ?

крепко темно ? ?

Молодой = сухой = ? = ?

Моложе ? Веселее ?

  • Приём «Пропорции»
Приём «Детонантный граф
  • Приём «Детонантный граф"
«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов: Причастие – это самостоятельная часть речи?  Почему причастия не имеют формы будущего времени? Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?  Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?  Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах? Ромашка Блума

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

Причастие – это самостоятельная часть речи?

Почему причастия не имеют формы будущего времени?

Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?

Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?

Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?

  • Ромашка Блума
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!