СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ ».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации педагогу по проблемме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ,

Просмотр содержимого документа
««Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ ».»






Выступление на МО воспитателей: «Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ ».


















Проблема воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья связана ещё и с тем, что чаще всего такие дети воспитываются в неблагополучных семьях. Поэтому воспитание таких детей «требует» применения особых технологий, методов и приёмов в работе педагога.

Одна из первоочередных задач - правильно организовать деятельность воспитанника.

Главным условием для достижения положительного результата в воспитательном процессе является наличие единой системы воздействия на воспитанников (согласованность действий, скоординированность планов учителей, воспитателей, психолога, социального педагога, медработника, логопеда, ориентированное не единство требований)

Продуманное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных приёмов и методов в коррекционно - педагогической работе с детьми с ОВЗ усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и в поведении ребёнка реальным, действенным, а задачи по решению проблемных ситуаций в воспитании детей осуществимыми.

Совместным взаимодействием мы должны создать такой психологический микроклимат, чтобы ребёнок с ОВЗ не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным. Вступая в борьбу с недостатками в человеке, следует искать союзника в нём самом.

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достижения, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключённых в нём сил».

Рекомендации педагогу (воспитателю) по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ

1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха. Приемы : Снятие страха - « Ничего страшного...» Скрытая инструкция - « Ты же помнишь, что...» Авансирование - « У тебя получится...», « Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива - « Нам это нужно для...» (« Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы »). Педагогическое внушение - « Приступай же... Высокая оценка детали - « Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» (« Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т. д.»)

5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Приемы : Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах ( на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас ).

6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания- в центре их внимания неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение, отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Педагогу необходимо уметь и применять на практике методы работы с негативными эмоциями. Предложите ученику переключить внимание. В психологии это называется «фокус внимания с внутреннего на внешнее», при помощи разговоров на отвлеченные темы ребенок постепенно уходит от негативного эмоционального состояния. Можно предложить посмотреть на потолок, небо. Дыхательные упражнения широко используются на практике. Сначала предложите сделать глубокий вдох и быстрый выдох. После этого дыхательное упражнение: вдох – до 4, задержка дыхания – до 2, выдох – до 6, задержка – до 2. Одним из обязательных условий конструктивного конфликта является использование педагогом алгоритма решения конфликтной ситуации:

1. Выслушать всех участников конфликта или представителей группы.

2. Ни одному участнику конфликта не давать оценки.

3. Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника, не доверять эмоциям и проявлениям чувств.

4. Вести разговор только о сущности конфликта.

5. Постараться выявить суть, мотивы конфликта.

6. Проявлять уважительное отношение, сочувствие , терпимость, выдержку, спокойный тон.

7. Строить фразы так, чтобы они положительную реакцию со стороны учащегося.

8. Постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики.

9. Чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит из лишне быстро.

10.Попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние.

11. Уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться.

12. Подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы.

13. Подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

Задача педагога – не допустить возникновение конфликта, помочь детям.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае педагог может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика.

Дети – это зеркало. Оно отражает ту модель отношения к миру, которую ему показывают. Они хотят, чтобы их замечали, слушали, понимали и принимали такими, какие они есть. Существует много форм и методов профилактики конфликтных ситуаций.

Например, ролевая игра. В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится более понятной детям, и соответственно, это побуждает их изменить свое поведение. При моделировании конфликтных ситуаций с обыгрыванием различных вариантов выхода из конфликта предлагается использовать обучение на примерах, когда ребенок наблюдает примеры поведения непосредственно в группе, а затем самостоятельно на занятиях отрабатывает по шагам требуемое поведение. Релаксационный тренинг является необходимым методом коррекции эмоционального состояния детей, снятия психофизиологической усталости и напряжения, регуляции эмоционально-волевой сферы. Тренинги призваны объединить участников.

Большое значение по сближению детей имеет метод проектной деятельности. Проектное обучение является непрямым воздействием на обучающегося, и в нем ценны не только результаты, но в большей степени сам процесс. Появляется возможность использовать множество дидактических подходов, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение обучающимся, использующим продукт своего труда.

- информационные методы - беседа ( индивидуальные беседы, как с ребёнком, так и с их родителями, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, тематические классные часы(«Характер человека», «Как научиться прощать») примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.); 
- практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная деятельность, нетрадиционные методы — проектная деятельность (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), и пр.;

  • Музыкотерапия

  • Рефлексотерапия и точечный массаж

  • Куклотерапия

  • Сказкотерапия

  • Песочная терапия

Музыкотерапия - Это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Куклотерапия - Это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Песочная терапия Игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно- количественных представлений, для развития мелкой моторики Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.

Рефлексотерапия и точечный массаж Сказкотерапия

Дети – профессиональные режиссеры. Это психотерапия и психокоррекция, образность и метафоричность языка, психологическая защищенность.


- побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание). Работа с психологом школы.

Завершение конфликта имеет следующие формы:

Разрешение - совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению;

Урегулирование - устранение противоречия между оппонентами третьей стороной;

Затухание - временное прекращение конфликта при сохранении основных признаков конфликта;

Устранение - воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта;

Переход в другой конфликт - в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта.

Но нас интересует такая форма завершения конфликта как его разрешение.

Моделирование микроситуации. Упражнение выполняется либо с использованием речи, либо при помощи только не речевых средств выразительности и может иметь большое количество вариантов.

Например:

  1. Задание выполняется одним учеником, которому стыдно; плохо; весело; грустно; он устал; рассержен; болен. Либо ученик разыгрывает маленькую сценку: опоздавший школьник не решается войти в класс; у зубного врача; школьник пришёл на урок с невыполненным заданием.

  2. Участвует группа из 2-3 учеников. Им предлагают разыграть микроситуацию: ссора, извинение, подсказка, примирение, замечание и т. д.

  3. Упражнение усложняется действиями с воображаемыми предметами. Учащиеся получают задание вбить в стену гвоздь, повесить на этот гвоздь картину, поиграть с мячом, перейти ручей по бревну и т. д.

В процессе выполнения таких упражнений, обращается внимание школьников на внешние проявления того или иного чувства, состояние человека (какие признаки указывают на то, что человеку стыдно; ему плохо; он устал и т. д. какие интонации в голосе собеседника говорят о том, что вы его чем-то обидели; взволновали; расстроили). Это развивает у умственно отсталых школьников способность к правильному восприятию окружающих людей, что является немаловажным условием адекватного поведения учащихся.

Проблемные ситуации с заданным сюжетом, когда даётся готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их.

Например:

  1. Два ученика поссорились, пришёл учитель (воспитатель) и помирил их.

  2. Три товарища хотят пойти в кино, но у них только два билета. Они договариваются обо всём по-хорошему , не доводя дело до ссоры.

Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Ребятам предлагается придумать, чем могло бы всё это кончиться, и разыграть ситуацию.

Например:

  1. Один ученик взял в библиотеке книгу. Его сосед по парте незаметно вырезал из этой книги картинки. Это видел третий ученик. На другой день все ругают первого ученика за варварское обращение с книгой.

  2. Два друга решили на время поменяться ручками. Один из них нечаянно сломал ручку и начал требовать назад свою. В спор включились ребята и воспитатель.

  3. Во время диктанта ученик незаметно для окружающих списывает у соседа (с его согласия). В результате сосед получает «2», а ученик, который списывал,-«4».

Моделирование проблемных ситуаций с неоконченным сюжетом имеет особое воспитательное значение. Учащиеся приобретают навык поиска наиболее рационального выхода из той или иной ситуации, учатся прогнозировать последствия своих и чужих поступков, упражняются в применении на практике известным им правил поведения.

Моделирование ситуации по заданной теме.

Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию, соответствующую названию темы. Упражнение допускает большое количество вариантов.

Например:

  1. Учащимся даётся тема, по которой они придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию: «Верный друг», «Некрасивый поступок», «Помогите человеку», «Плохая шутка» и т.д.

  2. Учащиеся разыгрывают какую-либо пословицу (руководитель вначале должен убедиться, что учащиеся правильно понимают её смысл).

  3. Учащимся предлагается вспомнить интересные случаи из школьной жизни и разыграть их.

-А сами вы как повели бы себя на их месте?

Таким образом, разыгрывание проблемных ситуаций, связанных с общением, имеет развивающее и воспитательное значение. Ролевое решение предлагаемых задач оказывает положительное влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, помогает в воспитании таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, желание и умение понять другого, способствует формированию нравственного отношения к окружающим и на этой основе адекватного поведения учащихся в обществе. Объединяя учащихся в интересной совместной деятельности, данные упражнения способствуют улучшению взаимоотношений между ними, что особенно важно, когда речь идёт о школьниках, воспитывающихся вне семьи.

Вывод:

Главным условием для достижения положительного результата в воспитательном процессе является наличие единой системы воздействия на воспитанников (согласованность действий, скоординированность планов учителей, воспитателей, психолога, социального педагога, медработника, логопеда, ориентированное не единство требований)

Продуманное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных приёмов и методов в коррекционно - педагогической работе с детьми с ОВЗ усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и в поведении ребёнка реальным, действенным, а задачи по решению проблемных ситуаций в воспитании детей осуществимыми.

Совместным взаимодействием мы должны создать такой психологический микроклимат, чтобы ребёнок с ОВЗ по слуху не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным. Вступая в борьбу с недостатками в человеке, следует искать союзника в нём самом.

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достижения, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключённых в нём сил».

В воспитании личности умственно отсталых школьников, одним из наиболее действенных средств, считают моделирование реальных ситуаций, которое оказывает комплексное воздействие на познавательную и эмоционально-волевую сферы учащихся, а также на их поведение. Участие школьников в ролевом решении таких ситуаций способствует обогащение их социального опыта, даёт возможность формирования у них более высоких уровней общения с окружающими, оказывает положительное влияние на процесс адаптации выпускников вспомогательных школ в производственных коллективах.