СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы критического мышления»

это  мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата Халперн Д.
  • это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата

Халперн Д.

Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.  Д.Браус, Д.Вуд.

Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

Д.Браус, Д.Вуд.

 Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать  ученика , пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить  ему  условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания .

Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика , пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания .

повышение эффективности восприятия информации  повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения умение ответственно относиться к собственному образованию умение работать в сотрудничестве с другими повышение качества образования желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
  • повышение эффективности восприятия информации
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
  • умение ответственно относиться к собственному образованию
  • умение работать в сотрудничестве с другими
  • повышение качества образования
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность
  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.
  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • Развитие умения анализировать полученную информацию.
мозговой штурм приём «корзина идей, понятий, имён» метод синквейна кластер, RAFT технологии, приём ЗХУ, ПОПС - формула, метод “толстых и тонких вопросов” фишбоун метод Инсерт понятийно-терминологическая карта «Верные и неверные утверждения
  • мозговой штурм
  • приём «корзина идей, понятий, имён»
  • метод синквейна
  • кластер,
  • RAFT технологии,
  • приём ЗХУ,
  • ПОПС - формула,
  • метод “толстых и тонких вопросов”
  • фишбоун
  • метод Инсерт
  • понятийно-терминологическая карта
  • «Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
  • Прием «Чтение с остановками» и составление «дерева прогнозов» и т.д.

  • Первая стадия – вызова. На этой стадии происходит актуализация уже имеющихся знаний по теме. С этой целью используются такие приёмы, как составление кластера, «мозговой штурм», рассказ по ключевым словам, верные и неверные утверждения. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на уроке.
  • Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями. Для этого можно использовать чтение текста с остановками, маркирование текста символами, составление таблиц и схем.
  • Третья стадия – рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами. Здесь можно составлять кластер, возвращаться к ключевым словам, написать мини-сочинение, решать проблемные ситуации, выполнить практическое или исследовательское задание.
  • Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались систематически.
 Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

анализ имеющихся знаний по изучаемой теме; даёт дополнительный стимул для формулировки собственных целей-мотивов; активизация учеников; систематизация всей информации, полученной в результате высказываний учащихся.
  • анализ имеющихся знаний по изучаемой теме; даёт дополнительный стимул для формулировки собственных целей-мотивов;
  • активизация учеников;
  • систематизация всей информации, полученной в результате высказываний учащихся.
Деятельность учителя Деятельность Ученика  1.Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по вопросу.  2.Активизация деятельности учащихся.  3.Мотивация к дальнейшей работе.  1.Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу(делает предположение).  2.Систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы. Возможные приёмы и методы Опорные слова; Рассказ-предположение по ключевым словам; Таблица; Кластер; Верные и неверные утверждения; Перепутанные логические цепочки; Ассоциации; Терминологический диктант.

Деятельность

учителя

Деятельность

Ученика

1.Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по вопросу.

2.Активизация деятельности учащихся.

3.Мотивация к дальнейшей работе.

1.Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу(делает предположение).

2.Систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы.

Возможные приёмы и методы

  • Опорные слова;
  • Рассказ-предположение по ключевым словам;
  • Таблица;
  • Кластер;
  • Верные и неверные утверждения;
  • Перепутанные логические цепочки;
  • Ассоциации;
  • Терминологический диктант.
давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения свободно; фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы; сочетать индивидуальную и групповую работы.
  • давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения свободно;
  • фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы;
  • сочетать индивидуальную и групповую работы.
 Любое мнение учащегося ценно.

Любое мнение учащегося ценно.

Похвала, поддержка учителя (выход на понятия: усвоил - не усвоил, знаю - не знаю); Самооценка ученика; Взаимоконтроль; Индивидуальное оценивание.  Оценивается работа, а не ученик.
  • Похвала, поддержка учителя (выход на понятия: усвоил - не усвоил, знаю - не знаю);
  • Самооценка ученика;
  • Взаимоконтроль;
  • Индивидуальное оценивание.

Оценивается работа, а не ученик.

Этап урока Деятельность учителя II этап - осмысление содержания   получение новой информации    Деятельность ученика организует работу обучающихся с новой информацией Приёмы работы  Слушает читает текст, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации   Корректирует поставленные цели обучения постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»   Методы активного чтения:   «инсерт

Этап урока

Деятельность учителя

II этап - осмысление содержания

получение новой информации

Деятельность ученика

  • организует работу обучающихся с новой информацией

Приёмы работы

  • Слушает читает текст, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
  • Корректирует поставленные цели обучения
  • постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» 
  • Методы активного чтения:  «инсерт"
  • ведение записей

  • поиск ответов на поставленные вопросы
  • составление кластеров
Этап урока Деятельность учителя  III. Рефлексия   размышление, рождение нового знания   выработка собственного отношения к изучаемому материалу Деятельность ученика вернуть учащихся к первоначальным записям  внести изменения  дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Приёмы работы Соотносит новую информацию со старой,  используя знания, полученные на стадии осмысления  Заполнение кластеров , таблиц.   Инсерт  Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям  Ответы на поставленные вопросы.  Организация дискуссий  Исследования по отдельным вопросам темы.  Синквейн

Этап урока

Деятельность учителя

III. Рефлексия размышление, рождение нового знания выработка собственного отношения к изучаемому материалу

Деятельность ученика

  • вернуть учащихся к первоначальным записям
  • внести изменения
  • дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Приёмы работы

Соотносит новую информацию со старой,

используя знания, полученные на стадии осмысления

Заполнение кластеров , таблиц. Инсерт Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ответы на поставленные вопросы. Организация дискуссий Исследования по отдельным вопросам темы.

Синквейн

Обычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся 1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений. 2. Анализ идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно. 3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу.
  • Обычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся
  • 1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений.
  • 2. Анализ идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно.
  • 3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу.
Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в гололёд. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.  Гололёд – причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.
  • Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в гололёд. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.
  • Гололёд – причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.
Тема: Права человека Что вам известно по данной теме? Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.

Тема: Права человека

  • Что вам известно по данной теме?
  • Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.
Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
  • Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Причина: Причина: Проблема: Выводы: факты: факты:

Причина:

Причина:

Проблема:

Выводы:

факты:

факты:

Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности Междоусобные войны и борьба за киевский престол Причины распада Древней Руси Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Рост и развитие городов

Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель

Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами

Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности

Междоусобные войны и борьба за киевский престол

Причины распада Древней Руси

Раздробленность на Руси была неизбежна

Не был определен порядок наследования киевского престола

Различия территорий по природным и хозяйственным условиям

Натуральное хозяйство

Рост и развитие городов

Толстый вопрос:  Тонкий вопрос: кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если...

Толстый вопрос:

Тонкий вопрос:

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...
«Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У)  Знаю Хочу узнать Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории Узнал Спорные идеи и вопросы. Затем читается текст и находятся ответы на вопросы. Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.
  • «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У)

Знаю

Хочу узнать

Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории

Узнал

Спорные идеи и вопросы.

Затем читается текст и находятся ответы на вопросы.

Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. interactive интерактивная noting размечающая system система effective для эффективного reading чтения и thinking размышления.
  • Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.
  • interactive интерактивная
  • noting размечающая
  • system система
  • effective для эффективного
  • reading чтения и
  • thinking размышления.
1 . Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя  материал. 3. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

1 . Читая, ученик делает пометки в тексте:

V – уже знал,

+ - новое,

- - думал иначе,

? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя

материал.

3. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

- R (роль. От имени кого будет представлено сообщение?)  - А (аудитория . Для кого?)  - F (форма. В какой форме будет преподнесен материал сообщения?) - T (тема. О чем будет рассказано в сообщении?).  Например: R (роль) – журналист. A (аудитория) – учащиеся 6 класса. F(форма) – телепередача, очерк, статья. T (тема).
  • - R (роль. От имени кого будет представлено сообщение?)
  • - А (аудитория . Для кого?)
  • - F (форма. В какой форме будет преподнесен материал сообщения?)
  • - T (тема. О чем будет рассказано в сообщении?).
  • Например:
  • R (роль) – журналист.
  • A (аудитория) – учащиеся 6 класса. F(форма) – телепередача, очерк, статья.
  • T (тема).
На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и надо все составить в логическую цепочку согласно теме.
  • На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и надо все составить в логическую цепочку согласно теме.
Позиция. «Я считаю, что…». Обоснование. « Потому что…». Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…».  Следствие. «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.
  • Позиция. «Я считаю, что…».
  • Обоснование. « Потому что…».
  • Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…».
  • Следствие. «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.
1 стадия – Вызов Прием: «Покопаемся в памяти» Например: тема урока « Металлы – простые вещества» На листе бумаги ответить на вопросы: Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? Обсудить с партнером Поделится своими знаниями о металлах со всеми Учитель записывает на листе или на доске знания о металлах, обсуждают

1 стадия – Вызов

Прием: «Покопаемся в памяти»

Например: тема урока « Металлы – простые вещества»

  • На листе бумаги ответить на вопросы: Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете?
  • Обсудить с партнером
  • Поделится своими знаниями о металлах со всеми
  • Учитель записывает на листе или на доске знания о металлах, обсуждают

Утверждения Стадия «вызов» Неметаллы – обладают свойствами металлов Стадия «Рефлексия» - Кислород образует два газа: О 2 и О 3 - Йод похож на металл, т.к имеет блеск и твердый - + + Неметаллы хрупкие вещества - + Неметаллы проводят тепло и электрический ток + + -

Утверждения

Стадия «вызов»

Неметаллы – обладают свойствами металлов

Стадия «Рефлексия»

-

Кислород образует два газа: О 2 и О 3

-

Йод похож на металл, т.к имеет блеск и твердый

-

+

+

Неметаллы хрупкие вещества

-

+

Неметаллы проводят тепло и электрический ток

+

+

-

Прием «Маркировочная таблица»   «+» «-» Простые вещества с металлической связью Металлы проводят тепло и электрический ток « V » Металлы имеют блеск Все металлы твердые вещества, исключение ртуть Семь металлов -семь планет «?» Самый блестящий металл железо Обладают пластичностью и ковкостью Пластичность золота(1 г.-3 км.) Свет поглощается поверхностью металла Почему проводят тепло?

Прием «Маркировочная таблица»

«+»

«-»

Простые вещества с металлической связью

Металлы проводят тепло и электрический ток

« V »

Металлы имеют блеск

Все металлы твердые вещества, исключение ртуть

Семь металлов -семь планет

«?»

Самый блестящий металл железо

Обладают пластичностью и ковкостью

Пластичность золота(1 г.-3 км.)

Свет поглощается поверхностью металла

Почему проводят тепло?

«Какой объем займет азот массой 40 г.»  Проблема Найти объем азота Что есть для решения? V = n*Vm Найти кол-во вещества азота Чего не хватает? Решения Неизвестно кол-во вещества n = m/M m =40  г. Найти объем азота n=1,4 моль Vm=22.4 л/моль Молярная масса азота M(N 2 )=14*2=28 г/моль n = 40 / 28 = 1,4 моль V=1,4 моль*22.4 л/моль= 31,4 л

«Какой объем займет азот массой 40 г.»

Проблема

Найти объем азота

Что есть для решения?

V = n*Vm

Найти кол-во вещества азота

Чего не хватает?

Решения

Неизвестно кол-во вещества

n = m/M

m =40 г.

Найти объем азота

n=1,4 моль

Vm=22.4 л/моль

Молярная масса азота

M(N 2 )=14*2=28 г/моль

n = 40 / 28 = 1,4 моль

V=1,4 моль*22.4 л/моль= 31,4 л

 Это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».    Прием кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.    В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.    Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.  По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 

Это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».  Прием кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. 

Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 

Вещества Простые Сложные Соли Основания Неметаллы Металлы Оксиды Кислоты

Вещества

Простые

Сложные

Соли

Основания

Неметаллы

Металлы

Оксиды

Кислоты

Ученики в конце урока отвечают на два вопроса: 1.Что они узнали по пройденной теме? 2.Что хотели бы узнать? Пример эссе к уроку: «Расчеты по химическим уравнениям» 1.«На уроке я научился решать задачи по уравнениям, повторил вычисление молярной массы в-в, понятия моль и молярный объем газов, вычисления с помощью пропорции, узнал что можно ее использовать в химии. Если в-во дано с примесью, то расчет необходимо вести только по чистому в-ву. 2. Почему коэффициент стоящий перед в-вом показывает кол-во в-ва?

Ученики в конце урока отвечают на два вопроса: 1.Что они узнали по пройденной теме? 2.Что хотели бы узнать?

Пример эссе к уроку: «Расчеты по химическим уравнениям»

1.«На уроке я научился решать задачи по уравнениям, повторил вычисление молярной массы в-в, понятия моль и молярный объем газов, вычисления с помощью пропорции, узнал что можно ее использовать в химии.

Если в-во дано с примесью, то расчет необходимо вести только по чистому в-ву.

2. Почему коэффициент стоящий перед в-вом показывает кол-во в-ва?

Правила написания синквейна: В первой строчке тема называться одним словом ( существительным) Вторая строчка- описание темы в двух словах ( 2 прилагательных) Третья строчка- описание действия в рамках темы тремя глаголами Четвертая- это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Синоним из одного слова, который повторят суть темы Пример синквейна к теме: «Металлы- простые вещества» Металлы. Разнообразные, аллотропные.  Куются, проводят, блестят. Нет правил без исключения. Антиподы

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называться одним словом ( существительным)
  • Вторая строчка- описание темы в двух словах ( 2 прилагательных)
  • Третья строчка- описание действия в рамках темы тремя глаголами
  • Четвертая- это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Синоним из одного слова, который повторят суть темы

Пример синквейна к теме: «Металлы- простые вещества»

Металлы.

Разнообразные, аллотропные.

Куются, проводят, блестят.

Нет правил без исключения.

Антиподы

 Пример синквейна к теме: «Электролиты и неэлектролиты»  Ионы Отрицательные, положительные, устойчивые Двигаются, взаимодействуют Помогают понять свойства веществ Заряженные частицы

Пример синквейна к теме: «Электролиты и неэлектролиты»

Ионы

Отрицательные, положительные, устойчивые

Двигаются, взаимодействуют

Помогают понять свойства веществ

Заряженные частицы

Прием “6 шляп ” . Для работы будем использовать идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Об этом методе вы можете прочитать в книге «Шесть шляп мышления» (СПб.: Питер Паблишинг, 1997). Шесть шляп - шесть разных способов мышления.

Прием “6 шляп .

Для работы будем использовать идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Об этом методе вы можете прочитать в книге «Шесть шляп мышления» (СПб.: Питер Паблишинг, 1997).

Шесть шляп - шесть разных способов мышления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!