СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов критического мышления на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа будет интересна учителям химии со стажем и молодым педагогам, в данной работе раскрывается суть метода РКМЧП и приводятся примеры приемов критического мышления на уроках химии.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов критического мышления на уроках химии»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Савкинская средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова













Использование приемов критического мышления на уроках химии







Рассказова Ирина Владимировна,

учитель химии, биологии, географии,

первая квалификационная категория,





















2018 г.

  1. Краткая аннотация работы:

Работа будет интересна учителям химии со стажем и молодым педагогам, в данной работе раскрывается суть метода РКМЧП и приводятся примеры приемов критического мышления на уроках химии.




  1. Содержание

    1. Введение

    2. Приемы критического мышления

    3. Примеры вопросов для блиц-опроса «Верю – не верю»

    4. Диаграмма Венна - Эйлера

    5. Урок взаимообучения

    6. Кластер

    7. Инсерт

    8. Верные и неверные утверждения

    9. Концептуальная таблица

    10. Приемы стадии рефлексии

  2. Заключение



    1. Введение

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.

РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и еще в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии.

Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформ образования в Словакии, а затем (вместе с Чарлзом Темплом) они модифицировали её для стран Восточной и Центральной Европы. Технология РКМЧП называют базовой моделью обучения (вызов – осмысление содержания – рефлексия) в совокупности с целым набором приемов и методов.

Критическое мышление (как это понимается в технологии РКМЧП) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выбора решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать в соответствии с полученной информацией.

Развитие критического мышления через чтение и письмо. Чтение и письмо – это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестно. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы, определяют проблемы в тексте. А письмо – важный инструмент для выражения наших мыслей.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов:

- стадия вызова;

- смысловой стадии;

- стадии рефлексии.

Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы и методы

I

Вызов: - имеющиеся знания;

- интерес к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Составление списка известной информации;

Рассказ-предложение по ключевым словам;

Систематизация материала (графическая0: кластеры, таблицы;

Верные и неверные утверждения;

Перепутанные логические цепочки и так далее.

Информация полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в группах и в парах.

II Осмысление содержания: - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому

Ученик читает (слушает текст, использует предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

Маркировка с использованием знаков «v», «+», «-», «?» ;

Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и так далее.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально, в группах и в парах.

III Рефлексия: -размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

Заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации;

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

Ответы на поставленные вопросы;

Организация устных и письменных круглых столов;

Организация различных видов дискуссий;

Написание творческих работ;

Исследования по отдельным вопросам темы и так далее

На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в группах и в парах.



    1. Приемы критического мышления

К числу наиболее эффективных приёмов технологии критического мышления, используемых на уроках химии, относятся следующие: маркировка текста Инсерт; составление концептуальной таблицы; составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов; прием мозговой атаки; составление кластеров; создание синквейнов; составление рассказов по ключевым словам (фразам); анализ верных и неверных утверждений, использование таблицы ЗХУ; составление эссе и др.


    1. ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ БЛИЦ-ОПРОСА «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

  1. Д.И.Менделеев отверг теорию злектролитическо диссоциации? (Да)

  2. Азотную кислоту называют «царской водкой»? (Нет]

  3. В XIX веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду — водородом кислородовичем? (Да)

  4. Кальцинированная сода — это соль кальция? (Нет.это безводный карбонат натрия.)

  5. Больному для успокоения нервной системы врач выписывает бром? (Нет)

  6. Азотная кислота образует кислые соли? (Нет)

  7. В результате реакции 1 моль ортофосфорной кислоты с 3 моль едкого натра образуется средняя соль и вода,]поэтому среда раствора нейтральная? (Нет, среда щелочная из-за гидролиза соли.)



    1. ДИАГРАММА ВЕННА-ЭЙЛЕРА

Диаграммы Венна — общее название целого ряда методов визуализации и способов графической иллюстрации, введены Джоном Венном, британским философом , математиком и логиком в 1881; показывают математические , теоретико-множественные или логические отношения между множествами или событиями; собственно «диаграмма Венна» показывает все возможные отношения между множествами или событиями из некоторого семейства; разновидностями диаграмм Венна служат: диаграммы Эйлера , диаграммы Джонстона, карты Карно.

В теме «Электролитическая диссоциация» изучается вопрос о возможности протекания реакций между растворами электролитов, , сопровождающихся тремя признаками: выпадением осадка, выделением газа , образованием малодиссоциирующего вещества (МД).

Пример задания: какие взаимодействия практически осуществимы:

  1. NaOH +CuSO4=

  2. KCl + Ca(NO3)2 =

  3. HCl+NaOH =

  4. CaCO3+HCl =

Для ответа можно составить следующую графическую форму

В результате учащиеся приходят к выводу о том, что практически осуществимы три пары взаимодействий (1,3,4| т.к. в результате этих взаимодействий соблюдаются условия протекания реакций до конца, а значит, они практически осуществимы. А взаимодействие хлорида калия с нитратом кальция практически неосуществимо, потому что процесс не соответствует признакам необратимости реакции.



    1. УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ

В начале урока ученики разделяются на группы. Каждой группе выдаётся лист усвоения материала урока . На листе приведены как изученные данные, так ещё и не изученные. У всех групп задания одинаковые. Лист усвоения знаний –это тот минимум знаний , который должен быть усвоен к концу урока.

Учитель может подойти , если у группы затруднения (помощь будет заключаться в том, что учитель посоветует где искать ответ в учебнике). Можно попросить помощь у другой группы. После проверяем задания с комментариями у доски.


    1. КЛАСТЕР

Кластер – это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. 

Например кластер по теме «Алюминий».


Реакции с неметаллами Реакции с разб. кислотами


Реакции с водой Аl Реакции с конц. кислотами



Алюминотермия Реакции с щелочами


    1. ИНСЕРТ

Инсерт – в дословном переводе означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления.
1 этап: предлагается система маркировки текста
v «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам
- «минусом» помечется то, что противоречит их представлениям
+ «плюсом» помечается то, что для них интересно и неожиданно
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше
 2 этап: учащиеся читают текст и делают соответствующие пометки
3 этап: последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента 
Работать можно индивидуально и парами.

Например, инсерт по теме «Водород» в разделе «Неметаллы»: ученикам предлагается текст, где они проводят соответствующую маркировку: 
V 1.Молекула водорода состоит их двух атомов.

- 2.Атомы в молекуле водорода соединены между собой ковалентной
полярной связью.

- 3.Вещество водород имеет молекулярную кристаллическую решётку.

+ 4.Водород можно собрать методом вытеснения воздуха.

+ 5.1 моль водорода при нормальных условиях занимает объём 22,4 литра.

? 6.В химических реакциях водород может проявлять себя только в роли

восстановителя.

? 7.Водород как неметалл взаимодействует со всеми металлами.

V 8.Водород можно использовать в качестве сильного восстановителя при

получении чистых металлов.

+ 9.Водород является экологически чистым топливом.

? 10.Водород применяется в качестве пищевой добавки Е 949.


    1. ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо высказать своё мнение:

(+ ) верно или (–) неверно. Можно использовать на стадии вызова, как проверка подготовки к уроку. Или же на стадии вызова для настраивания на изучение новой темы. Тогда предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. А затем по ходу урока формулируются правильные высказывания. Данный приём можно использовать и на стадии рефлексии для проверки усвоенного за урок материала. 
Например, выбрать верные и неверные утверждения на стадии вызова при изучении темы «Щелочные металлы»:
Калий
(+) 1. На ВЭУ атом содержит 1 электрон
(-) 2. Для завершения ВЭУ атом принимает электроны
(+) 3. Это восстановитель
(+) 4. Атом имеет степень окисления +1
(-) 5. Элемент проявляет валентность II
(+) 6. Элемент относится к щелочным металлам
(+) 7. Тип кристаллической решётки – металлическая
(+) 8. Металлические свойства выражены ярче, чем у кальция
(-) 9. Металл относится к тугоплавким металлам
(+) 10. Металл легко взаимодействует с хлором
(-) 11. При его реакции с водой получается оксид
(-) 12. Может реагировать с щёлочью
(+) 13. Его оксид проявляет основные свойства
(+) 14. Его гидроксид – щёлочь
(-) 15. Металл используется для получения других металлов в металлургии

    1. КОЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Приём используется, когда необходимо сравнить несколько объектов по нескольким позициям.

При подготовке к контрольной работе после изучения раздела «Металлы» ученики заполняют такую таблицу:
Поставьте знак + там, где возможно протекание реакции:

Вещество

H2SO4

CO2

CuSO4

KOH

фенолфталеин

Разложение при t0

NaOH

+

+

+


+


Mg(OH)2

+





+

Al(OH)3

+



+


+

    1. ПРИЕМЫ СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ

Использование стихотворных форм на стадии рефлексии (синквейн, лимерик, диаманта, стихотворение-рисунок) может быть достаточно эффективным для развития мышления и становления навыка выражения чувств через письмо. Написание стихотворений делает изучение или повторение нового материала более творческим. Кром того, стихотворение позволяет лучше представить сложны термины и категории, выделить их главные признаки.

Предложенные формы стихов достаточно просты для школьника. Используя алгоритм, ученики быстро достигаю! хороших результатов, успешно сочиняя интересные стихи В этих стихах одинаково важную роль играет и содержание и форма написания.


СИНКВЕЙН

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья, срока — три глагола, показывающие действа понятия.

Четвертая строка — короткое предложение, в тором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка — одно слово, обычно существительно через которое человек выражает свои чувства, ассоциации) связанные с данным понятием.

1. Полимеры 4. Широко используются в наше время

2. Легкие, прочные 5. Макромолекулы

3. Горят, разлагаются, плавятся


ДИАМАНТЫ

Очень полезны для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты.

Диаманта — это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

Строчка 1: тема (существительное)

ГОРЕНИЕ УГЛЯ

Уголь

Строчка2: Определение (2 прилагательных)

черный, блестящий


Строчка 3: действие (3 причастия)

горючий, уменьшающий­ся, светящийся

Строчка 4: ассоциации (4 существительных)

жара, огонь, свет, дым

Строчка 5: действие (3 причастия)

клубящийся, выделяю­щийся, тяжелый,

Строчка 6:определение (2 прилагательных)

прозрачный, бесцветный

Строчка 7 :тема (существительное)

газ

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению . Можно предложить написать диаманту на темы: «Металл — неметалл», «Кислота-основание».

Стих можно не только писать, но и рисовать. При этом нет необходимости заменять слова на символы. Можно предложить интересный художественный ход.

Демонстрируем опыт взаимодействия соды с уксусом. Попросите назвать все прилагательные, которые характеризуют эту реакцию. Они могут сказать такие слова, как: кристал­лический, жидкий, газообразный, шипящий, бесцветный, летящий. Записывайте их на доске. А теперь попросите представить этот опыт, нарисовать мысленно картинку его взаимодействия в стакане используя эти прилагательные. Каждый может высказать свои представления. После этого объясните своим ученикам, что слова можно написать так, чтобы они по форме напоминали взаимодействующие и образующиеся вещества. Получится рисунок химической реакции.


При составлении текста РЕКЛАМНОГО ОБЪЯВЛЕНИЯ следует учитывать следующие критерии:

Примечание.

  • максимум информации и целенаправленности при
    минимуме слов.

  • доказательность и доходчивость;

  • краткость, лаконичность;

  • зрелищность, оригинальность и неповторимость в деталях.

Еще один прием — составление текста телеграммы о веществе или каком-то явлении, где в сжатой и краткой форме происходит рефлексия полученных знаний.

Вопросы для интервью формулируются вопросы по содержанию занятия и задаются любому однокласснику или учителю,

Комментарий.

Прием «ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ» позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.


  1. Заключение.

Что даёт технология критического мышления ученику

  • повышение эффективности восприятия информации;

  • повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

  • умение ответственно относиться к собственному образованию;

  • умение работать в сотрудничестве с другими;

  • повышение качества образования;

  • успешно подготовиться к ГИА;

  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. 


Что даёт технология критического мышления учителю

  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.


  1. Список используемых источников и литературы:

  1. https://infourok.ru/esse-po-teme-kriticheskoe-mishlenie-1240847.html

  2. https://yandex.ru/clck/jsredir?bu

  3. https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-priiomov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-khimii.html

  4. Развитие критического мышления на уроке/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская/. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвищение, 2011. – 223 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!