СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии критического мышления на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии критического мышления на уроках химии

Приемы ТРКМ можно использовать на любой стадии урока химии в любом классе, их использование позволит сделать урок более интересным для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии критического мышления на уроках химии»

Использование приемов технологии критического мышления на уроках химии

Стадии урока по технологии критического мышления:

1. Вызов. Собственно вызов. Актуализация знаний.

2. Осмысление. Постановка учебной задачи. Открытия нового знания. Составление алгоритма. Первичное закрепление.

3. Рефлексия. Самостоятельная работа - самоконтроль. Собственно рефлексия.

Предложенная модель урока имеет ряд позитивных моментов:

- реализация всех дидактических принципов развивающего обучения;

- использование многих современных технологий, в том числе информационно-коммуникативной технологии и технологии модульного обучения;

- использование различных видов деятельности;

- составление алгоритма действий;

- использование различных оценочных шкал;

- большая накопляемость оценок;

- зрелищность формы проведения урока.

Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему урока учитель не сообщает, а старается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Вот несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока. Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово». Так, при изучении темы «Металлы. Общая характеристика» в 9 классе, для актуализации знаний на доске прописываю фразы: «……….- хорошо проводят электрический ток», «…………- широко используют в технике»; «------------- - имеют небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне», «………..- пластичны, имеют блеск». На стадии вызова также по этой теме использую поговорки или пословицы «Не все то золото, что блестит», «Слово-серебро, а молчание – золото», «Куй железо пока горячо» и др. Как говорилось ранее, мною широко используются приемы технологии «Критического мышления». Составление кластера – это самый любимый учащимися прием, и очень эффективный. В центре доски или слайда записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 - 1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластер составляется в конце урока и сравнивается с предыдущим. Это позволяет одновременно провести и актуализацию и рефлексию. Учащиеся стараются дополнить свои кластеры в течение урока, т.е. полученные знания не проходят «мимо».

Очень интересны приемы технологии «критического мышления», их можно применять на всех стадиях урока.

МАРКИРОВАННЫЙ ТЕКСТ

Прием Инсерт (I – interactive, N – noting, S – system, E – effective, R – reading, T – thinking)- это самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Авторы - Воган и Эстес. Он предназначен для того, чтобы читать текст, сохраняя интерес к теме.

При работе с текстом для обработки содержания предлагаю учащимся справа или слева на полях использовать следующие значки:

" V " - уже знал;

" + " – новое;

" - " - думал иначе;

" ? " - не понял, есть вопросы.

Прочитав текст один раз, нужно вернуться к своим первоначальным предположениям, вспомнить, что учащиеся знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

V

+

-

?









Для заполнения таблицы необходимо вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".

РАБОТА С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ

На стадии вызова предлагаю набор ключевых слов для изучения нового материала, а далее по этим словам нужно составить небольшой рассказ и записать его в тетрадях. На эту работу отводится 5 минут. Затем заслушивается 2 – 3 рассказа. Со временем учащиеся могут сами составить набор ключевых слов по новому тексту. На стадии рефлексии ключевые слова могут стать опорой для написания синквейна или сочинения стихотворной формы.

ГЛОССАРИЙ

При работе с новым текстом предлагаю учащимся выявить в тексте неизвестные слова и термины, задать вопросы, составить глоссарий.

КЛАСТЕРЫ

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Этот прием может быть применен на стадии вызова при систематизации информации до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

Большой потенциал данный прием имеет на стадии рефлексии - это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров.

ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ

Таблица тонких и толстых вопросов может использоваться на любой из

трёх стадий урока. Первоначально учащиеся под руководством учителя осваивают технологию составления «тонких» и «толстых» вопросов с использованием текста учебника, а в последующем делают это самостоятельно. Например, вопросы по теме «Неметаллы»:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Где в периодической таблице

расположены неметаллы?

Чем можно объяснить различие в химической активности неметаллов?

Возможно составление толстых и тонких вопросов при выполнении домашнего задания. Такая коллекция вопросов, составленная учащимися, может оказать помощь при организации опроса учащихся, либо взаимоопроса.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Особенно полезна, когда предполагается сравнение трёх и более объектов или несколько вопросов. Например, при обобщении материала по подгруппам неметаллов, предлагаю учащимся по тексту учебника составить следующую таблицу:

Объект сравнения

Углерод

Азот

Сера







ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ БЛЕФ-ИГРЫ «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ,

ЧТО»:

Д.И. Менделеев отверг теорию электролитической диссоциации? (Да)

  1. Азотную кислоту называют «царской водкой»? (Нет)

  2. В XIX веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? (Да)

  3. Кальцинированная сода – это соль кальция? (Нет, это безводный карбонат натрия).

  4. Больному для успокоения нервной системы врач выписывает бром? (Нет)

  5. Азотная кислота образует кислые соли? (Нет)

  6. В результате реакции 1 моль ортофосфорной кислоты с 3 моль едкого натра образуется средняя соль и вода, поэтому среда раствора нейтральная (Нет, среда щелочная из-за гидролиза соли).

ПРИЕМЫ СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ

Использование стихотворных форм на стадии рефлексии (синквейн, лимерик, диаманта, стихотворение-рисунок) может быть достаточно эффективным для развития мышления и становления навыка выражения чувств через письмо. Написание стихотворений делает изучение или повторение нового материала более творческим. Кроме того, стихотворение позволяет лучше представить сложные термины и категории, выделить их главные признаки. Предложенные формы стихов достаточно просты для школьника. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов, успешно сочиняя интересные стихи. В этих стихах одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания.

СИНКВЕЙН - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока -
три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Глина,

Пластичная и загадочная,

Лечит, таит секреты, заживляет,

В тебе зародилась жизнь

Панацея

Еще один прием – составление текста телеграммы о веществе или каком-то явлении, где в сжатой и краткой форме происходит рефлексия полученных знаний.

Вопросы для интервью – формулируются вопросы по содержанию занятия и задаются любому однокласснику или учителю




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!