СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы орфографической зоркости.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы развития орфографической зоркости 

Просмотр содержимого документа
«Приемы орфографической зоркости.»

Интенсивные приёмы развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».                          

Н.С. Рождественский

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Задача словесника - научить детей грамотно писать и правильно выражать свою мысль. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.  

Можно выделить несколько причин безграмотности учащихся:

- понижение уровня познавательного интереса учащихся; не все ученики  пытаются запомнить  правила, осознать,

- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного; ученики лучше выберут компьютерную игру, чем  чтение книги,

- неумение «видеть» орфограммы

      Что же такое орфографическая зоркость  учащихся?  “Умение учащихся видеть в словах те места, в которых написание не совпадает с произношением, называется орфографической зоркостью”, т.е. умение различать звуки в сильной и слабой позиции, а, следовательно, и правильно писать изучаемые и изученные орфограммы.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.

Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.

Поэтому главная задача учителя на уроках русского языка создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять на практике.

 Практика  в школе показала, что в работе по формированию орфографической зоркости у учащихся  наиболее эффективными следует считать следующие орфографические упражнения:

        1 Списывание текста  с пропущенными буквами;

Так  при выполнении упражнения  важно не просто списать, но и вставить  буквы, объяснить свои действия. Выделить окончания имён прилагательных.

В глубочайш… озеро, по лёгк… плащу, на син… юбку, без видим… эффекта, в дремуч… лесу,  с жёлт… цветка, о железн… ящике, с сыпуч… крупой, о  громк… смехе, в дальн… поездку, о колюч… еже,  на красн… шапке.    

2 Письмо по памяти;  Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. .

3 Предупредительные диктанты;

Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой).

     4 Объяснительные  диктанты; Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух.

 5  Подготовленные диктанты;

Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.

6 Комментированные диктанты; Учитель читает  предложение, все слушают.  Предложение учителем читается повторно (по частям) .  Учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух.

7 Графические диктанты; Графические диктанты помогают   повысить  пунктуационную  грамотность учащихся.   При выполнении этого задания ученики  вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания.

8 Цифровые диктанты; Верны ли мои утверждения? Я утверждаю, что в словах, которые назову, есть непроизносимая  согласная, найдите эти слова( указываются только цифры).        

Ненастная

Опасный

Горестный

Ясный

Доблестный

Прекрасный

Интересный

Вестник

Радостный

Ответ: 1,3, 5,8,9.

9 Творческие, Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения.

10 Свободные диктанты;   Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

11 Выборочные диктанты; позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания. Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.

На  уроках  проводится словарно-орфографическая и орфоэпическая работа. При словарно - орфографической работе, как правило,  у доски 4 ученика. Остальные ученики по цепочке  диктуют словарные слова. После написания проверяется работа вслух, можно одновременно выполнить и взаимопроверку. При выполнении словарных диктантов включаю слова, над ошибками в которых класс работал.

13 Контрольный диктант; контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием.

15 диктант « Проверяю себя»

 14 Контрольный тест;  Контрольный тест позволяет за короткое время проверить знания, умения и навыки учащихся по определённой теме.

16 Работа над ошибками;

 В классе постоянно проводится работа над ошибками, но некоторым ученикам после проведенных диктантов я предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам ( карточки с заданием).

17 Проверочная работа  с  использованием перфокарт, сигнальных карточек. В ходе урока учащиеся работают с перфокартой и сигнальными карточками. Эта работа нравится детям. Она развивает внимание и быстроту реакции. Этот вид работы помогает лучше закрепить изученные орфограммы.

Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать  орфографические трудности, нужно систематически  работать на протяжении многих лет.  Важно спланировать практические работы так, чтобы они могли заинтересовать ребят и удивить.              



















«Солтүстік Қазақстан облысы Петропавл қаласы әкімдігі

«Петропавл қаласының білім бөлімі»мемлекеттік мекемесінің

«БЭСТ» гимназиясы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі



Коммунальное государственное учреждение «Гимназия «БЭСТ» государственного учреждения «Отдел образования города Петропавловска» акимата города Петропавловска Северо-Казахстанской области»













Интенсивные приёмы развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

( доклад )





Учитель Грязнова О.С.

















2014 год