Приемы, применяемые на ориентировочно-мотивационном этапе
В основе деятельностного подхода лежит проблемно-диалогическая технология
Основы урока — диалог. Особенно это важно на этапе выхода на тему.
В процессе совместной работы учащиеся сами формулируют тему урока.
Ниже предлагаются приемы, используемые на ориентировочно-мотивационном этапе.
МАТЕМАТИКА
1. Тема «Умножение»
1.1. в разминку «да — нет» вводиться задание (чаще последнее)
Сложение и вычитание — это математические действия.
(+ ) и (-) - это математические знаки.
- Какие действия математики вы знаете? (обязательно назовут сложение, вычитание, умножение, иногда деление)
Знатоки рассказывают о действии умножении
1.2. в разминку «Лови ошибку» введены задания
№ 4 Запись 6+8+8 Можно заменить умножением
№ 6 Если слагаемые не равны между собой, сложение можно заменить умножением.
После исправления ошибок задается вопрос
- Какие задания были связаны с темой?
2. Тема «Вычитание двухзначных чисел с переходом через десяток»
на доске запись:
47-1 6=(40+7) — (10+6)
47+19=(ЗО+17) — (10+9)
найдите сходство, различие записей приемов.
3. «Тема сложение и вычитание двухзначных чисел»
30+40, 35+44, 35+7, 30+7, 35+48
-Что скажите о записи?
Расположите в порядке увеличения сложности вычислений.
В процессе работы учащиеся выходят на прием сложения через десяток.
3. Тема «Метр»
- какие единицы измерения длины знаете?
- Какой мерой длины вы воспользуетесь, если будите измерять длину резинки,
ширину книги, ширину карты?
А длину класса?
4. Тема «Т/у на 2»
- из таблицы сложения выписать суммы, которые можно заменить умножением
2+2=4 2*2=4
3+3=6 3*2=6
5. Тема «Т/у на 4»
Люба предложила 5*4 = 5*3+5=
Олег предложил 5*4=5*2+5*2=
Игорь предложил 5 *4=5+5+5+5
Кто как рассуждал?
(рассуждай как тебе удобнее: 2*4
3*4
4*4
6. Тема «Понятия об обратных действиях»
36+58 9*5 1) решить
94-36 45:5 2) установит связь
94-58 45:9 3) вычитание — обратное сложению, а деление?
7. Тема «Площадь»
См - единица измерения длины. длина — величина
- А какие еще знаете величины?
Расшифруй:
7 2 4 1 3 5 6
ь л щ п о а д
8. Тема «Сложение трехзначных чисел»
45+32 245+432
Сходство?
Различие?
Тема?
45 + 32 245 + 432
40 5 30 2 200 40 5 400 30 2
9. Тема «Углы или радиус окружности»
Практическая работа.
Поставь точку
Проведи из точки 2 луча
Какая фигура получилась?
Показать (начертить) окружность
Обозначить центр
Соединить центр с точкой окружности
ОК — радиус
дайте определение, сравните с определением учебника.
10. Тема деление круглых чисел на однозначные
30*2 20*4 30*3 1)что скажете?
2) найди значение
Решить, используя равенства
60:2 60:2 80:4 800:4 90:3 900:3
11. Тема производительность труда
1) карточки-минутки
- За какой промежуток времени мы выполняем действия?
- Закончи: Производительность труда — это.
Лидеры: Катя К 29 знаков Что скажете о производительности труда?
СашаТ 27 знаков
Алеша П 25 знаков
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. Приглашение к путешествию
-Представьте ситуацию:
а) вы оказались в новом для вас месте (вы путешественники)
- о чем вы будете узнавать
б) к вам приехали родственники из далека
- о чем вы будет рассказывать?
2. Масштаб
в тетради рисуем дома
- что пришлось делать, чтобы нарисовать дома (уменьшить размеры)
мысленное уменьшение масштаба.
3. Что такое погода
в начале каждого урока выступают «синоптики» (с 1 кп.) они говорят об изменениях в
живой и неживой природе.
У — мы говорили о состоянии облачности, осадках, температуре. Как сказать, одним словом?
В крайнем случае «поле чудес»
4. Наш край
- Начинаем урок со стихотворения:
«Широко ты Русь, по лицу земли
в красе царственной развернулася»
(И. Никитин)
- О чем пойдет речь на уроке?
Знатоки
5. Сезонные изменения в лесу (Осень)
Определяем тему по иллюстрациям
6. Как жили наши далекие предки
В какой стране живем?
Национальность?
Кто? _____________(были)
Где? ____________ (жили)
Как?_____________ (жили)
Чем?_____________ (занимались)
7. Как учили школьников в древнерусском государстве
«Корень учения горек, да плод сладок»
«Век живи, век учись»
«Грамоте учиться, всегда пригодиться»
- О чем пословицы?
8. Ордынское нашествие
смерть, страх, палач, война, горе, нашествие.
- О чем говорят, эти слова?
- Какие чувства вызывают?
9. Законы лесной жизни
Береза белый гриб
Осина подберезовик
дуб сыроежки
Ель подосиновик
- живут по законам!
1
луг
0. Луг
Дайте определение, что такое луг.
Выслушиваются 3-4 пары. Кратко фиксируются ответы. Соотносятся с определением в учебнике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л.Толстой «Прыжок»
Палуба
Ружье
Матросы
Капитан
Корабль
Обезьяна
Определите название произведения.
2. Работа с рассказом «Третий лишний»
рассказ * завязка герой
сказка сюжет персонаж
стих развязка * автор *
3. Работа со сказкой
«сказывается, словно печальная песня поется»
-о чем так можно сказать?
4. Работа с загадкой
ученик- загадку. Что прочитал Саша
5. Знакомство с учебником. Вводный урок
«Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно,
ты беседуй чаще с ней
станешь вчетверо умней.
Иммунология
книга — «Свисток»
«Ты любишь правдивым и доблестным быть
природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу
Без книги хорошей я жить не могу»
6. Корни есть не только у дерева
Иллюстрация к главе
- Какие есть предположения? О чем будем читать?
7. Русская народная сказка «Хаврошечка»
Викторина по сказкам.
8. Поговорки
рассказ поговорка пословица
загадка повесть поэма
- выбери литературные жанры, относящиеся к Творчеству.
9. Басня
(в группах)
разгадать кроссворд — ключевое слово — басня.
10. И.А. Крылов. Басня
НАВИ ВОЛЫРК ? (псевдоним в молодые годы)
11. Настроение лирического героя
СКЗК РБК РБК
Добавь гласные буквы и узнаешь название сказки (сказка о рыбаке и рыбке)
12. Звукопись
Хокку Буссон «Муравей»
Контраст
Белый Пион Муравей
13. Родная сторона
«Родина» З.Александрова
Если скажут слова «родина»,
сразу в памяти встает:
старый дом, в саду смородина,
толстый тополь у ворот.
У реки береза скромница
И ромашковый бугор,
А другим наверно вспомниться
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседской фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
но у всех она одна!
- О чем стих?
14. Малая родина
рассматриваем репродукции картин в Картиной галерее
М. Шагал «Окно на даче»
М. Шагал «Моя деревня»
- О чем писал художник?
15. Стихи русских поэтов о природе
А.Фет «Чудная картина»
1) зачеркни буквы, обозначающие непарные
согласные
2) зачеркни буквы- гласные, передающие
один звук
16. Стихи русских поэтов о природе
А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя»
Кто это? Это великий русский поэт, писатель.
В детстве воспитывала няня.
Знал много сказок.
Сам писал сказки.
Есть у него и поэмы, и рассказы и повести.
Любимое время года — осень
Погиб на дуэли.
17. Строки о родине
Восстанови пословицы
И земля в мили горела своя на родине ничего кроме свежей нами Сторона родная чужая а
мачеха
Что общего?
РУССКИЙ ЯЗЫК
1. Имя существительное
- Кто о себе говорит?
Часть речи Предмет Кто? Что? Подлежащее,
второстепенные члены
предложения
2. Одушевленное, неодушевленное
Москва, море, Маршак, матрос, Мурка.
Что скажете о словах?
д
айте задание. (Раздели на группы)
З. Число имени существительного
(измени по образцу)
флаг страна поле
флаги ? ?
4. Парные согласные
[в] [ф] на конце
синий, летняя, клюв, земляное
5. Корень слова, однокоренные слова
Закончи...
У дерева всегда имеются...
а) листья
б) почки
в
) тень
г) плоды
е) корни
Корень - Какое отношение имеет к предмету «Русский язык»?
6. Предлоги
Грамматический рассказ «Катин урок»
Книга у шкафа
Книга за шкафом
Книга в шкафу
Книга под шкафом
Книга над шкафом
Книга на шкафу
Какие слова помогают выполнить действие?
7. Второстепенные члены предложения
Составь по схеме.(основа предложения распространенная)
Не распространенная.
8. Написание слов с суффиксами -ЕК, -ИК
Ключик — ключики
Замочек — замочки
Домик—домики
М
ешочек — мешочки
- Наблюдение. * * * Выводы.
Сравнить с выводами учебника.
9. Приставки и предлоги
1) (за) нос — запишите (занос, за нос)
2) Дворник снеге крыши. Тема?
10. Состав слова
ник ум и
- Что записали? (Умники)
11. Сложные слова
60 + 40
Какое действие?
Связь с «Русским языком»?
12. Парные согласные звуки в середине слова
1) Выписать звонкие согласные (из группы словарных слов)
Герой
Гораздо
Горячий
Дирижер
До свидания
г р й з д в ж н
Р
аздели на группы
В
ыпиши группу звонких парных согласных
г з д в ж
Дополни ряд ( б)
Закончи
2)
[рыпка] Запиши с помощью букв
[трафка] Расхождение?
[лошка] Тема?
[зупки] Как быть?
13. Р. падеж имени существительного
От ученого набирайся ума, от мастера сноровки.
- определи падеж имени существительного
- выдели существительное 1 склонения
14. И. Р. падежи имени существительного
2 скл.
От причала отошел корабль. Капитан ведёт корабль в море.
Как отличить именительный и винительный падежи?
Матросы выполняют все команды капитана.
Р. п кого? чего?
В. п кого? что?
Как отличить Р и В падежи имен существительных второго склонения?
15. Правописание О, е в окончаниях имени существительном после
обозначающих щипящие звуки * * *
1) Словарь
Интересный, искусство, интерьер,
Итог, какао, камыш.
- Распредели:
1. Слова с удвоенной согласной (искусство)
2. Несклоняемые существительные (какао)
З. Имя прилагательное (интересный)
4. Слово с разделительным ь (интерьер)
5. Слово с парной звонкой согласной на конце (итог)
б. Слово с парной глухой согласной на конце (камыш)
2) Камыш
ш – [ ]
Ш
ипящие?
Ж
Ч
Щ
Ц
З) Наблюдаем
камышом ландышем
багажом пейзажем
свечой тучей
борщом рощей
хитрецом солнцем
Исследуй:
1. на какие буквы оканчиваются основы
2. в каком падеже стоят имена существительные
3. в какой части слова выделены буквы
4. поставь ударение
5. сделай вывод о правописание букв о, е
4) Соотнесем с выводом учебника, стр. 65
16. Ответы на «хитрый вопрос» учебника
Выводы после выполнения упражнения.
17. 3 склонения имени существительного
пчела стол тетрадь
земля дождь ночь
дядя стекло ель
папа поле лошадь
- Определи род имени существительного
- Выдели окончание.
18. 3 склонения имени существительного
Закончи таблицу.
1 скл. 2 сл. З скл.
Ж..р.
М..р.
М..р.
Ср..р.
-а, -я -о -е