СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы над текстовой задачей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы над текстовой задачей»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ

«Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдётся путь!» Д. Пойа

Чтобы научить ребенка работе над текстовой задачей, учитель может использовать различные приемы обучения, соответствующие совершенствованию логического мышления и творческих способностей детей.

Разбиение текста задачи на смысловые части

С одной яблони сняли 12 кг яблок, / а с другой – 18 кг. / Сколько килограммов яблок сняли с двух яблонь?

С одной яблони сняли 12 кг яблок, а с другой – 18 кг. / Все снятые яблоки разложили поровну в 5 ящиков. / Сколько килограммов яблок в каждом ящике?

Переформулировка текста задачи

В магазин привезли 90 кг огурцов. К концу дня их осталось 20 кг. Сколько килограммов огурцов продали?

Было 90 кг огурцов. Осталось 20 кг огурцов. Сколько килограммов огурцов продали?

Дополнение условия

Дополни условие задачи и ответь на её вопрос.

Из бочки взяли 10 вёдер воды. Сколько вёдер воды осталось в бочке?

В бочке было 40 вёдер воды. Из неё взяли 10 вёдер. Сколько вёдер воды осталось в бочке?

Выбор условия к заданному вопросу

Выбери условие: Сколько детей занимается в студии?

В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.

В студии 20 девочек, а мальчиков на 7 меньше, чем девочек.

В студии 20 девочек.

Выбор вопроса к данному условию

Возле дома 7 яблонь, 3 вишни и 2 берёзы. Выбери вопрос:

На сколько больше яблонь, чем вишен?

Сколько ёлок возле дома?

Сколько всего деревьев возле дома?

Выбор текстов по данному решению

Выбери задачу к решению: (4+5)+4=13 (фр.)

Маша купила 4 яблока и 5 груш. Сколько фруктов купила Маша?

Маша купила 4 яблока, а груш на 5 больше. Сколько фруктов купила Маша?

Составление задачи по данному решению

Составить задачу, которая решалась бы при помощи выражения: ( 12+18) : 5

Восстановление условия задачи

Восстанови условие задачи по её решению.

У Пети было __ рублей. Он купил кисточку за ___ рублей и блокнот за ___ рублей. Сколько денег осталось у Пети?

48-(10+12)=26(руб.)

Выделение лишнего данного

Отметь данные, которые не требуются для ответа на вопрос.

В новом пятиэтажном доме 2 подъезда. Дом должны были построить за 18 месяцев, а построили на 4 месяца быстрее. Больше или меньше года потребуется на строительство дома?

Рите купили учебник по информатике и тетрадь к нему. За всю покупку заплатили 300 руб. Тетрадь, в которой 80 страниц, стоит 100 руб. Сколько стоит учебник?

Обозначение числовых данных

Выбери и подчеркни, что обозначает числовое данное.

Мама купила 3 ручки. (Цена. Количество . Стоимость) Одна ручка стоит 5 рублей. ( Цена . Количество. Стоимость) Сколько денег заплатила мама? (Цена. Количество. Стоимость )

Лыжник прошёл дистанцию за 2 часа. (Скорость. Время . Расстояние.) В час он проходил 8 км. (Скорость. Время. Расстояние .) Сколько километров прошёл лыжник? (Скорость. Время. Расстояние.)

Дополнение решения

Допиши действия, пропущенные в решении задачи и ответ.

Велосипедист ехал из посёлка в город 3 часа со скоростью 16 км/ч. Обратно он поехал другой дорогой, которая была длиннее первой на 12 км, а скорость велосипедиста на обратном пути была на 4 км/ч меньше. Сколько времени потратил велосипедист на обратную дорогу?

1) 16 ∙ 3=48(км)

2) _______________

3) 16 - 4=12(км/ч)

4) ___________________

Ответ:

Выбор решения по условию задачи

Выбери выражение, с помощью которого записано решение этой задачи:

У Миши 81 рубль, а у Коли денег в 9 раз меньше. На все деньги мальчики купили видеокассету. Какова её цена?

а) (81:9)+81

б) (81:9)+9

в) 81+(81-9)

Комментирование выражений по условию задачи

На какой вопрос ответишь, выполнив действие :

Юра и Вера одновременно побежали наперегонки. Юра пробежала 54 м, а Вера – 46 м.

54 + 46 54 – 46

Заполнение недостающих данных

Подобрать пропущенные числа так, чтобы задача имела смысл и решить задачу

В нашем доме … жильцов, а в соседнем на … человек меньше. Сколько жильцов в соседнем доме?

В нашем доме 60 жильцов, а в соседнем на 20 человек меньше. Сколько жильцов в соседнем доме?

Приём «Перебор вариантов»

В финальном забеге на 100 м участвуют Иванов, Громов и Орлов. Назовите возможные варианты распределения призовых мест.Запишите варианты и посчитайте количество вариантов.

Ответ: 6 вариантов. Вариант 1: 1) Иванов, 2) Громов, 3) Орлов. Вариант 2: 1) Иванов, 2) Орлов, 3) Громов. Вариант 3: 1) Орлов, 2) Иванов, 3) Громов. Вариант 4: 1) Орлов, 2) Громов, 3) Иванов. Вариант 5: 1) Громов, 2) Орлов, 3) Иванов. Вариант 6: 1) Громов, 2) Иванов, 3) Орлов.

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их! Д. Пойа