Приемы работы с гиперактивными детьми на внеурочных занятиях
Детей с расстройством внимания и гиперактивностью достаточно много. На уроках они с трудом дожидаются своей очереди, перебивают других, на вопросы отвечают невпопад, поскольку не выслушивают их до конца. Сосредоточиться больше чем на 10-15 минут они не способны.
Невнимательность, быстрое переключение с одного занятия на другое создают проблемы при общении со сверстниками. Такие дети способны вывести из себя даже самых спокойных взрослых. Никого столько не укоряют, не наказывают, не одергивают. Их именуют «неуправляемыми».
Специалистами разработана система "скорой помощи" при работе с гиперактивным ребенком.
Вот главные постулаты.
- Отвлечь ребенка от капризов
- Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
- Задать неожиданный вопрос.
- Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
- Не приказывать, а просить (но не заискивать).
- Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
- Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
- Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
- Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения
- Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Игры для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Игровое пространство в начальной школе имеет разное функциональное значение:
- шумные игры на снятие напряжения и создание положительного восприятия класса;
- игры, направленные на снятие мышечных блоков и зажимов (подвижные игры);
- ролевые игры на демонстрацию личностных особенностей;
- сюжетно-ролевые игры.
Поскольку чаще в школе пространство для игры не определено, то гиперактивный ребенок строит его там, где считает возможным, что не всегда уместно.
«Археология»
Цель: развитие мышечного контроля.
Содержание: Взрослый прячет в песке или крупе предметы (колечко, магнит и т.д.) и засыпает их песком, выравнивая поверхность. Ребёнок осторожно «откапывает» предметы – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до поверхности руками, использовать специальную палочку.
«Колпак мой треугольный»
Цель: помогает концентрировать внимание, учит управлять движениями и контролировать своё поведение.
Произносит фразу: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак». Фраза повторяется снова, но ребенок, заменяет слово «колпак» жестом (прикосновение к голове). Далее заменяет второе слово «мой» (показать рукой на себя). В конце заменяет слово «треугольный» (руки соединяются над головой в виде крыши). Последний этап изображает только жестами всю фразу.
Игра «Кричалки — шепталки — молчалки»
Цель: развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.
Содержание игры:
Из разноцветного картона сделать сигналы - три силуэта ладони: красный, желтый, оранжевый. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно говорить и постоять; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; оранжевую ладонь — «молчалку», должен замереть на месте не шевелиться или не разговаривать. Заканчивать игру следует «молчалкой».
«Зоркий глаз»,
Цель: развивать наблюдательность и память.
Содержание игры:
Произносятся слова: «Внимание, фотографируем» и ребёнку показывается сюжетная картинка. Ребёнок её 3-5 секунд рассматривает. Картинка убирается. Ребёнок должен запомнить и назвать как можно больше предметов, изображённых на картинке.
Хорошо также тренируют внимание такие игры, как:
- «Назови всё деревянное»,
- «Назови всё зелёное»,
- «Найди признаки осени (зимы, весны, лета)»,
- «Море волнуется»,
- «День и ночь»,
- «Что изменилось»,
- «Чем похожи, чем отличаются»,
- «Найди лишнее»
Правила работы с гиперактивными детьми.
Советы педагогу.
Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики учителя.
- Учителя должны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце.
- Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям, он не может поддерживать активное внимание в течение всего урока. Гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10-15 минут. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, вытереть доску, раздать тетради, поднять "случайно” оброненный карандаш и т. д. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
- Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
4. Использовать тактильный контакт. С этой целью можно посадить ребенка рядом с учителем (за первую парту). Проходя по классу, когда ребенок начнет отвлекаться, можно положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации
5. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать.
6. Гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (как следствие - повысить учебную мотивацию).
7. Использовать в работе метод предупреждений, что позволяет направить внимание ребенка на важный материал. Ребенка персонально предупреждают о том, что начинается важный материал, который надо слушать внимательно: педагог может обратиться к нескольким детям в классе с просьбой быть особо внимательными (это делается с целью не выделять сложного ребенка на фоне остальных, не вызывать у него протестных реакций).
8. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15- 20 минут. Один из вариантов поощрения - выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды.
9. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее, даже за маленькие успехи. Низкая оценка его деятельности приводит его к убеждению, что его старания бессмысленны. Это повод, чтобы перестать «шевелиться».
Работа с родителями .
1 вид
- Семья, изучающая проблему СДВГ, принимает ребёнка таким, какой он есть. Обращается за помощью к специалистам.
- Семья, изучающая проблему СДВГ, принимает ребёнка таким, какой он есть. Обращается за помощью к специалистам.
2 вид
- Семья, понимающая проблему, но перекладывает ответственность за воспитание ребёнка с СДВГ на других (детский сад, школу и т. д.). Не обращается за помощью к специалистам или обращается, но не выполняет рекомендации.
- Семья, понимающая проблему, но перекладывает ответственность за воспитание ребёнка с СДВГ на других (детский сад, школу и т. д.). Не обращается за помощью к специалистам или обращается, но не выполняет рекомендации.
3 вид
- Семья, не понимающая проблему СДВГ, не принимает ребёнка таким, какой он есть. Игнорирует помощь специалистов.
- Семья, не понимающая проблему СДВГ, не принимает ребёнка таким, какой он есть. Игнорирует помощь специалистов.
Виды семей с гиперактивными детьми
Советы родителям.
- Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
- Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил.
- Стройте отношения с ребенком на взаимопонимании и доверии
- Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
- Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.
- Проводите досуг всей семьей.
- Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
- Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.
- Не прибегайте к физическому наказанию!
- Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.
- Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией.
- Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.
- Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
- Не давайте одновременно несколько указаний.
Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка!
Список использованной литературы:
- Акимова М.Е... «Психофизиологические особенности индивидуализации школьников».- М., 1998. – 120 С.
- Власова Г.А., Певзнер М.С... «Учителю о детях с отклонениями в развитии», М.: Просвещение, 1967.- 75 С.
- Власова П.А., Певзнер М.С... «О детях с отклонениями в развитии». – М.: Просвещение, 1997.- 160 С.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М.: Просвещение, 1979. – 150 С.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2000
Спасибо
за внимание