Ѧ Кѫомкина Елена Юрьѥвна родиласѧ
27 февралѧ 7467 года въ градѣ Кѧурске кѧурскои ѡбласти. Въ 7474 вѫдоу пѫдшла въ
1 класъ школоу 29. Съ 7484 года – стѫудентка истоурико- педагогического ѿделенї Кѧурского госѫударственного педагогического инститоута. ѻкончила въ 7489 вѫдоу по спецїѫльности ооучитѥль исторїи і҃ ѡбществознанїѿ. Съ сентѧбрѧ 7489 года і҃ по сеї день работаю ооучителѥмъ исторїи і҃ ѡбществознанїѿ въ школе № 43
имъ. Героѿ Советского Союза Г.К.Жѫукова града Кѧурска.
«Читать и не понимать –
то же, что совсем не читать».
Я.А. Каменский
Тема: «Приемы работы с текстом
на уроках обществознания
как средство формирования
информационной компетенции »
- Советский Союз – 3 место
- РФ 2012 год (мониторинг читательской грамотности) – 42 место из 65 стран
- РФ 2015 год (мониторинг читательской грамотности) – 26 место из 70 стран
- РФ - Национальная программа поддержки и развития чтения в России 2007-2020 г.г.
PISA-2015
* ОСЭР -Организация экономического сотрудничества и развития
Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста
Цель: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую из текста информацию.
Прием: «Закрой окно», «Дырявый текст»
Когда человек попадает в ситуацию выбора, очень полезно заранее определить для себя, что в данном случае является ______________, а что злом.
Такая предварительная установка очень помогает сделать _______________, которого человек потом никогда не будет стыдиться. _________ часто маскируется под добро. Распознать его бывает непросто.
В этом помогает _____________________________.
Подсказки: А) успех; Б) золотое правило морали;
В) покорность; Г) добро; Д) зло; Е) выбор.
Прием: «Составление таблиц по тексту»
Линия сравнения
Типы режимов
Демократический (демократия)
Недемократический
Тоталитарный (тоталитаризм)
Авторитарный (авторитаризм)
Приём «Интеллект-карта», «Кластер»
Выделение смысловых единиц текста в графическом оформлении. Учащиеся должны уяснить понятия и установить логические связи между ними. Прием способствует развитию технологии смыслового чтения, так как позволяет находить требуемую информацию в тексте, определять его основные элементы.
Прием : «Интеллект-карта»
Ценности морали
Конфликт
Причины
Следствия
Приём «Кластер»
Прием «Буклет»
«Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» .
К.Д. Ушинский
Давайте попробуем!
Прием «Матрёшка»
Приём «Ключевые слова»
Учащимся предлагается подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными в изученном материале. Указывается количество таких слов. Ученики должны обосновать свой выбор, в связи с чем они выбрали данные слова. Учителем организуется обсуждение, в ходе которого эти слова фиксируются в тетради, на доске.
Приём «Ключевые слова»
« Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание »
В. И. Даль
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
Т. Эдисон
«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»
В.А.Сухомлинский
Приём «Резюме», «Концентрация внимания»
Группа получает листочки с отрывками текста. По сигналу учителя учащиеся читают текст 1-2 минуты. После прочтения дети переворачивают листочки и записывают в тетради главную мысль или ключевое слово. Затем они составляют единый список фраз и ключевых слов группы. В конце из списка выбираются самые удачные фразы или ключевое слово, которые и станут названием пункта плана.
Действие №1
Читаем условие первых трёх заданий к тексту, выделяем ключевые слова (Ключевые слова – основа плана!)
Выделяем ключевые слова непосредственно в КИМах
(Работать в КИМах МОЖНО !)
Действие №2
К каждому заданию используем свой символ (прямая, волнистая, пунктир и т.д.)
Действие №3
«Сканируем» текст (делаем подчёркивание в соответствии с символами);
работаем с черновиком (выполняем задания в порядке очереди).
Действие №4
При выполнении заданий, следите за временем!
№№ 26, 29 - 15-20 мин.
№№ 27,28 – 3-5 мин;
№ 30 – 7-10 мин;
№ 31 – 10 -15 мин.
«Чтение делает человека знающим,
беседа — находчивым,
а привычка записывать — точным»
Фрэнсис Бэкон
Спасибо за внимание!