СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приемы работы со словарным словами в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Приемы работы со словарным словами в начальной школе"»


Приёмы работы со словарными словами в начальной школе.


Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе никогда не потеряет своей актуальности. Зная это, используя в своей работе множество методов и приёмов обучения.

Так от чего же зависит грамотность?

Грамотность, к сожалению, не зависит только от знания правил. В русском языке существует огромный пласт слов, которые не подчиняются никаким правилам. Их нужно просто запомнить. Это словарные слова – то есть слова, к которым мы не можем подобрать проверочное слово и правописание которых нужно проверять по словарю.

Известный учёный – методист А. В. Текучев писал: « Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная , педагогически целесообразно построенная работа , связанная со всеми разделами курса русского языка.»

И вот тут - то начинаются трудности. Не каждый ребёнок с лёгкостью может запомнить сорок словарных слов. А именно столько их нужно знать в первом и втором классах. А дальше – больше.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения должен быть организован во взаимосвязи работы по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.


Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, по запоминанию написания словарных      слов.
Важно помнить:

1.Заниматься ежедневно по 10-15минут.
2.Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю. 


Для запоминания слов использовать следующие задания:


1.Чтение слова ребенком.
2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
3.Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы;
- звукобуквенный анализ слова;
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.
4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов;
- составление словосочетания, предложения с этим словом;
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.
6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).
8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).
11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).
12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: «Овощи», «Фрукты», «Школа» и т.д.);
- по частям речи.
13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.
14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
16. Подбор однокоренных слов.

Например: лес, лесок, лесник, лесной, лесоруб, лесоповал.
17. Восстановление деформированного текста или предложения

ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины
18. Разбор слов по составу.
19. Запись слов с разными приставками.

Например: шел, пришел, ушел, зашел.
20. Запись слов с разными предлогами.

Например: к площади, у площади, на площади.
21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
22. Образовать новое слово при помощи суффикса.

Например: береза - березка, берег - бережок.
23. Заменить одним словом.

Например: человек, который управляет трактором  (тракторист),

                   широкая проезжая асфальтовая дорога (шоссе),

                   одерживать победу  (побеждать).
24. Письмо по памяти.
25. Самодиктант и взаимопроверка.
26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС)

Например: кла.ный, керо.ин, шо.е, ро.а, ка.ир, ба.ейн.
27. Данные слова заменить по смыслу другими.

Например: группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ.
28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами.

Например: красное яблоко, художественная литература, драматический театр.
29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).
30. Закончить предложение однородными членами предложения.

Например: В овощном магазине можно купить.

31. Аукцион «трудных» слов.

Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.

Назови слова, имеющие в своём составе буквосочетание - оро-.

(Город, горох, воробей, дорога, ворона, корова, хорошо и др.)

Опираясь на знание этимологии, такая работа развивает внимание учащихся, так как дети не должны повторять уже названных слов.

32. Кроссворд «Сквозное слово».                                                

1.Острое вирусное заболевание.

2.Столица России.

3.Тысяча килограммов - это одна…

4.Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в скорлупе.

5.То же, что и холод.

33. Отгадывание ребусов.

Зачеркни нерусские буквы.

GBZДUFPLУRГ

Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами:

- закрой глаза, представь это слово, написанным в книге;
- назови его по буквам;
- заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает";
- прочти медленно, как будешь писать;
- запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
(Все выполнять с закрытыми глазами.)

Словарные диктанты в начальной школе практически полностью состоят из словарных слов. Да и в обычном диктанте обязательно будет два – три таких слова. Три неправильно написанных слова – это уже тройка. А иногда и двойка. Получается, что плохая отметка – это не показатель того, как ребёнок понимает материал, а просто результат элементарного незнания.

На практике тот, кто пишет словарные слова без ошибок, учится лучше, с удовольствием, получает хорошие отметки за диктанты и контрольные. Поэтому и возникла эта методика – лёгкого запоминания словарных слов.

На помощь школьнику приходит ассоциативное мышление - мышление при помощи образов. Наш разум способен устанавливать весьма замысловатые связи между предметами и событиями. И такие связи надолго сохраняются в памяти.

Ассоциации - это не только эффективный метод обучения, но и игра:

удовольствие, обучение без напряжения.


Можно так же использовать метод ассоциативного запоминания слов

Это система работы над словарными словами в первом и втором классах по так называемой методике лёгкого запоминания словарных слов.

Любое словарное слово мы будем изучать, подобрав к нему слово, в котором нужный нам звук будет слышаться отчётливо.

Например, « весело» и « семь». Конечно, эти слова не связаны между собою грамматически. Но тут нам на помощь придут ассоциации. Для того чтобы связать в один образ два слова, достаточно придумать небольшую историю или нарисовать картинку, и они прочно свяжутся в нашей памяти.

Развитие ассоциативного мышления очень полезно не только для запоминания правил русского языка, оно в целом делает более «цепкой» и ёмкой память, развивает творческое мышление и кругозор.

Освоив методику, ребёнок уже сам начнёт придумывать ассоциации для сложных правил и дат.

Изучая новое словарное слово на уроке, учитель зачитывает небольшую историю к нему, создавая у ребёнка ассоциативные образы.

В процессе изучения можно предложить обучающимся самим придумать ассоциации для запоминания слов, сочинить вместе с ними истории и лучшие использовать на уроках.

Чем больше творчества, тем лучше! И для запоминания новой буквы, а главное, для повышения уровня грамотности наших учеников!

После того, как дети будут справляться с большей частью предлагаемых слов, можно приступать к выполнению практических упражнений для проверки и закрепления их знаний. Ведь для того, чтобы знания как следует отложились в памяти обучающегося, ему нужно многократно повторить правописание новых слов. Как это сделать, не вызывая на уроке скуки и усталости? Очень просто! Предлагаю выполнить несколько необычных упражнений.

1.Найди слово

В каждой строке среди бессмысленного набора букв спрятаны два словарных слова.

Ребёнок должен найти их, подчеркнуть и прочитать.

М И С А П О Г И М И С О Р О К А Т О Г

Т О Л Н А В Я А Л Л Е Я Г О Д А Н А Т

Ю Д Ф Л Д У Ч Е Б Н И К А М Е С Я Ц Ж

Т О М Е Д В Е Д Ь А К М О Л О К О А Т А Р Л


2.Подбери словарное слово

Ребёнку предлагается четыре предложения, в каждом из которых пропущено словарное слово. Это упражнение тренирует память, развивает логику и мышление.

Через --------------------- начнутся каникулы.

В зоопарке я видел белого -------------------.

Уже темнеет -------------- будет ночь.

С утра поднялся холодный -----------------.


3.Найди лишнее слово.

Это задание тренирует навыки проверки безударных гласных в корне слов.

М_сяц, уч_ник, р_сунок, р_бята.

С_бака, к_пуста, гор_д, к_ньки.

П_суда, р_бота,с_поги, п_льто.

С_рока, к_рандаш, м_локо, к_рова.


4.Соедини букву со словом.

С_бака  А

Гор_од

Быстр_

М_шина  О

П_суда

П_альто


5.Обведи букву.

Нужно прочитать слово. Обвести нужную букву и обосновать её написание. Этим самым активизирутся несколько видов памяти – моторная, зрительная, слухо –речевая.

Ягод, лопата, одежда, город, весело,

ученик, деревня, медведь, тетрадь.


6.Составь предложение.

Нужно прочитать слова, вставить пропущенные буквы, составить из слов два предложения. Предложения могут получиться забавными.

д_ревьев в лош_дь зимние

к_таться ств_лы и не умеют

тр_щат м_розы к_рова

на к_ньках


7.Составь слово из букв.

Это упражнение очень полезно для развития внимания. Зрительной и моторной памяти. Можно выполнять его на скорость.

Ашиман _____________

Мдедеьв_____________

Окомол_____________

Еджадо_____________

Лтьпао______________


8.Словарное или проверяемое?

Это хорошее упражнение для закрепления приобретённых навыков.

Нужно вставить пропущенные буквы. Словарные слова подчеркнуть синим карандашом. А те слова, орфограмму в которых можно проверить – зелёным.

Н_чное,х_роший,л_шадка,_конный, т_традь,уч_ник,перем_стить, м_сяц,

д_мовитый,р_бята, к _чели, к_ньки.


9.Соедини слова.

В этом упражнении предлагается не только вставить пропущенные буквы, но и соединить слова из двух столбиков. Которые сочетаются по смыслу.

Совковая к_пуста

Заброшенная в_рона

Живётся д_ревня

Мокрая к_ньки

Цв_тная х_рошо

Острые яг_да

С_довая л_пата


Данный вид работы рекомендую применять на этапе повторения и закрепления изученных словарных слов.

Приведу пример алгоритма работы со словарными словами в малой группе (парами).

1.Учащимся предлагаются карточки со словарными словами (или их однокоренные слова) по вариантам. Работа ведётся в паре. На карточке напечатаны 4-6 словарных слов, которые не повторяются. Учащиеся по очереди диктуют словарные слова друг другу, используя орфоэпическое прочтение.

2.Учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по образцу, который дан в карточке.

3.Учащиеся совместно составляют одно или несколько предложений по заданию, предложенному в карточке.

Ниже представлен образец карточки из набора для второго класса.

Карточка 1 варианта

● Продиктуй слова.

Ученик, тетрадка, русский, пенал.

● Обменяйтесь тетрадями. Проверь слова, которые ты продиктовал. Оцени работу своего напарника.

● Составьте и запишите одно предложение, используя два слова из написанных вами, на тему «Урок».

Карточка 2 варианта

● Продиктуй слова.

Язык, учительница, мальчик, рассказывать.

● Обменяйтесь тетрадями. Проверь слова, которые ты продиктовал. Оцени работу своего напарника.

● Составьте и запишите одно предложение, используя два слова из написанных вами, на тему «Урок».

На первых этапах работы с данными карточками, выполнение заданий идёт под руководством учителя. Со временем учащиеся переходят к самостоятельной работе. При выполнении последнего задания карточки «составление предложения» ученики используют определённое количество записанных ими словарных слов, что приводит к развитию речи учащихся, как устной так и письменной. Со временем предложения становятся распространёнными, носят описательный характер. При этом ребята используют и записывают словарные слова не только в начальной форме, но и в форме косвенных падежей, а так же употребляют однокоренные слова.

Начинать выполнение таких заданий лучше, когда у ребёнка накопилось достаточное количество изученных словарных слов, то есть со второго класса, так как можно использовать слова, изученные в первом классе и постепенно добавлять новые. Так же можно усложнять задание: добавляя слова, составляя несколько предложений, используя большее количество словарных слов; от парной работы переходить к групповой, где учащиеся составляют не только отдельные предложения, но и небольшие тексты (начиная с 2-3 предложений, связанных по смыслу).

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

















Список литературы 
1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990. 
1. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989. 
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989. 
3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993. 
4. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. -М., 1989. 
5. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989. 
6. Карупе А Я. Обучение детей в школе. - М., 1994. 
7. Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы. М., 2008. 
8. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993. 
9. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983. 
10. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983. 
11. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990. 
12. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994. 
13. Сычёва Н.В.Словарные слова.-ООО Издательство А СТ, 2015








Методика работы со словарными словами

Федотова Ольга Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»

г. Старый Оскол


Как писать словарные слова без ошибок?


Этим вопросом задаются и обучающиеся и родители и учителя. Умение правильно и быстро писать словарные слова – важный навык. Словарные слова не проверяются. Нет правил их написания. Их надо учить.

Вашему вниманию предлагается методика работы со словарными словами на уроке русского языка. Необходимо выполнять следующие правила, виды и игры работ со словарными словами.

Правило №1

На каждом уроке русского языка проводить словарную работу.

Правило №2

Проговаривать слова так как они пишутся, т.е. орфографически, выполняя работу устно.

Примеры:

МОЛОКО – (М О Л О К О), а не МАЛАКО

КОЛЛЕКЦИЯ – (К О Л Л Е К Ц И Я), а не КАЛЕКЦЫЯ

ПАССАЖИР – (П А С С А Ж И Р), а не ПАСАЖЫР

Правило №3

Учимся правильно писать словарные слова, выполняя работу письменно.


Разнообразие видов работ со словарным словом повышает активность и осознанность действий обучающихся на уроках русского языка. Значительно улучшает речевое развитие и качество их знаний.

Виды работы со словарными словами

1.Запиши словарные слова в алфавитном порядке:

Антенна, корабль, песок, собака, победить, праздник, жужжать, завтра,

вдруг, береза, корова, ученик, север, сегодня, овощи.


2.Раздели словарные слова на группы: (одушевленные и неодушевлённые):

Учитель, яблоня, экскурсовод, вагон, арбуз, девочка, пловец, помидор,

соловей, ребята, пенал, пассажир, растение, пловец.

3.Запиши слова с безударной гласной «о» в первый столбик. Во второй столбик с безударной гласной «а»:

Карандаш, горох, ворона, овес, растение, огород, топор, аллея, капуста, портфель, урожай, портфель, магазин, картофель.


4.Запиши слова с ударением на первый слог, на второй слог, на третий слог:

Москва, овощи, язык, пожалуйста, троллейбус, восток, урожай, фонтан, январь, адрес, библиотека, воробей, расстояние, пассажир, валенки.


5.Раздели слова по частям речи:

Аккуратный, памятник, победить, чувствовать, русский, октябрь, до свидания, весело, обедать, приветливо, метро, чувство.


6.Разделить слова по склонению:

Автобус, болото, воскресенье, колыбель, картофель, морковь, сентябрь, привет, совет, серебро, коллекция, космонавт, пшеница, перрон, фонтан, ромашка.


7. Составь словосочетания:

арбуз

коллектив

победа

растение

яблоня

вместе

сирень

аппетит

север

ребята

капитан

жёлтый

группа

трактор

ботинки

урожай


Аппетитный арбуз, коллективная победа, урожайная яблоня, сиреневый трактор, северное растение, вместе с капитаном, ребята в группе, жёлтые ботинки.

8.Составь предложения, состоящие только из словарных слов.


В библиотеке ученик читает о космосе и о героях-космонавтах.

В портфеле у капитана коллекция карт России.

Пловец преодолел расстояние с запада на восток.

Москва приветливо встречает гостей города.

На перроне пассажир рассказал о северной столице нашей Родины.

9.Запиши однокоренные слова:


солома

аптека

малина

соломинка

аптечка

малиновый

соломенный

аптекарь

малинка

соломка

аптечный

малинник

10.Образуй и запиши однокоренные имена собственные:


горох

Горохов

соловей

Соловьёва, Соловей

суббота

Субботин

яблоня

Подъяблонский, Яблочков

серебро

Серебров, Серебрянников

Игра в словарные слова

Этот вид работы на уроке очень нравится обучающимся. Они с удовольствием играют в эти игры. На уроке играем только в одну из этих игр.


1.Учитель произносит слово, как оно пишется (орфографически), а ученик произносит слово, как оно звучит в обычной речи (орфоэпически).

Например: (М О Л О К О – МАЛАКО) и т.д.


2.Учитель произносит слово, как оно звучит в обычной речи (орфоэпически), а ученик проговаривает слово (орфографически).

Например: (ПАЛЬТО – П А Л Ь Т О) и т.д.


Если ребёнок не знает как правильно пишется слово, он обязательно произнесет это слово с ошибкой (П О Л Ь Т О).Учитель эту ошибку услышит и поработает над этим словом еще раз.

Играя в эти игры, учащийся слышит разницу в произношении слова и его написания.








Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах.
«Начальная школа призвана обеспечить 
формирование прочных навыков
грамотного письма»
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. 
В последнее время происходит довольно быстрое изменение содержания образования. Цели обучения требуют его изменения, обновления и разнообразия.
Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Слово – могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. 
Словарный запас необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный запас, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. 
Еще одна проблема начальной школы – изучение «словарных слов», т.е. слов с непроверяемыми написаниями. 
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со словами «ученик», «арбуз», «мороз» и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу начальной школы внушительной цифры. Наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены учащимися начальных классов. 
Мы знаем, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов. Поэтому эта проблема актуальна.
Эти трудности связаны с отсутствие системности методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. 
Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой.
Поэтому в своей практике я пытаюсь найти наиболее эффективные формы, приемы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и применить их на практике. Конечно же, изучая методическую литературу и знакомясь с опытом работы других учителей. 
Что же такое орфографический навык?
В психологии различают два типа навыков: 
которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений;
которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий и представляют собой по определению С.Л.Рубинштейна «автоматизированные компоненты сознательной деятельности человека»
Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков. Орфографический навык – это сложный навык, он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как: 
навык письма (автоматизированное начертание букв);
умение анализировать слово с фонетической стороны (целенаправленный звуко - буквенный и слоговой анализ); 
умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; 
умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Надо помнить, что автоматизированный навык позволяет на каждом шагу, в частности при затруднениях, вновь становиться сознательным. 
В своей практике я уделяю большое значение формированию орфографической зоркости учащихся при работе со словами с непроверяемыми написаниями через: 
учет возрастных особенностей;
создание оптимальных условий для самореализации ребенка;
развитие, углубление познавательных интересов;
использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
четкий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие приемов;
проведения словарной работы; 
повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своем успехе;
введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.
Всем знакомы такие методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов, как:
а) метод языкового анализа - приемы звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;
б) зрительное запоминание - вместе с кинестетическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарю, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм цветным мелом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов; 
в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних животных: корова, лошадь, собака), однокоренных слов (рабочий, работа, работать), форм слова (стакан - стаканы, учитель - учителя), сравнение по значению (машина - машинка - машинища, деревня - город, мороз - жара), пример противопоставления;
г) сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;
д) составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто - осеннее пальто, надел пальто, пальто велико; сорока - сорока-болтунья, белобокая сорока, заметили сороку, сорока улетела и т.п.; 
е) составление предложений с трудными словами, включение их в сочетания и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи; 
ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву а, на букву м, больше слов с безударными гласными и т.п.
Этапы работы со словарными словами
Работу по освоению «словарных» слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу. 
Устное предъявление слова 
Мною используются следующие способы:
- чтение загадок; 
- прослушивание аудиозаписи и определение предмета, о котором идет речь;
- рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»);
- описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
Дети определяют, какое слово они будут изучать. 
Постановка орфографической задачи
Затем учащиеся начинают работать над так называемым «слуховым образом» слов.
Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, т.к. именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача.

После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окном». Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставят ударение. Однако при такой форме записи важно соблюдать еще одно условие: вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности» - например, точка: П . СУДА. 
Выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи 
После того как учащиеся записали слово с “окном”, они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удаётся, дети обращаются к другим источникам, которые способствуют эффективному запоминанию слов с непроверяемым написанием.
Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к:
- орфографическому словарю (или к словарю учебника), (например: Грушников П.А. Орфографический словарь. -М.: Просвещение. 1987.)
- этимологическому словарю, Этимологическом словаре В. Волиной (М.: “Аст - Пресс”; 1997.-с.18.).
- лексическому словарю (Толковый словарь Ушакова или словарь Ожегова)
- мнемоническому приёму запоминания, основанном на ассоциативном образе слова.
Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно.

ПРИМЕР (с обращением к этимологическому словарю)
Например, когда проводится работа над словом рябина. 
1) Предлагается загадка: В сенокос – горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка? Дети называют отгадку, сообщают признаки, по которым они определили отгадку.
2) Учащиеся проговаривают слово рябина орфоэпически, определяют ударный и безударный слоги. 
Перед учащимися ставится задача: в тетрадь самостоятельно записать слово, пропустив орфограмму (“трудное” место). 
Далее я говорю: 
- Прежде чем мы вставим в “окошко” нужную букву, послушайте, что написано о рябине в Этимологическом словаре В. Волиной (М.: “Аст - Пресс”; 1997.-с.18.). РЯБИНА. Круглый год украшают рябины наши леса, сёла, города. В самом центре Москвы, в любом сквере красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по- другому? Вот послушайте. Вишня, яблони и многие другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зелёные, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. “Рябые”,- говорили в народе. По образному выражению наших древних сородичей, рябина от ряби пестра. 
- Итак, с какими словами связано слово рябина? (рябые, рябь). 
После этимологической справки ребята поясняют, какую букву, как подсказывает эта история, нужно писать в первом слоге? 
Правильность ответа предлагаю проверить по словарю учебника. 
5) Проговариваем слово орфографически, подставляем нужную букву в «окошко». И ещё раз прописывают это слово. 
ПРИМЕР (с обращением к орфографическому словарю)
Дети самостоятельно находят слово в орфографическом словаре записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчёркивают непроверяемые безударные гласные.
Этот структурный элемент словарно-орфографической работы приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности. 
ПРИМЕР (с обращением к лексическому словарю)
Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова может осуществляться частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова. 
Если позволяет тема урока и учебный материал, можно ввести два слова одновременно, например, корова и собака. В этом случае ознакомление с лексическим значением слов осуществляется на фоне сравнения двух предметов. После коллективного рассуждения учащиеся самостоятельно формулируют лексическое значение каждого слова. Такой вид работы развивает интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению орфографией слова.
У. Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи. 
1) Предъявление слова. Сфрхкороваждмасинчаппихжисобакахин.
Д. Здесь написаны слова корова и собака. 
2) Постановка орфографической задачи
Проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место.
3) Решение орфографической задачи. 
У. В чём смысловое сходство слов корова и собака?
Д. Корова и собака - домашние животные. 
У. В чём их различие? 
Д. Корова - травоядное животное, собака - из семейства хищных; корова даёт молоко, собака сторожит, с ней охотятся и т.д. У коровы большие рога.
У. Что обозначает слово корова? 
Д. Корова - домашнее животное с большими рогами. 
У. Что обозначает слово собака?
Д. Собака - домашнее животное из семейства хищных. 
У. (даёт полное лексическое значение нового слова) 
Собака - четвероногое прирученное или домашнее животное, издающее характерные звуки (лай) и служащее человеку в домашнем быту, преим. для охраны имущества, на охоте для отыскивания и преследования зверя или птицы и т.д. Породистая собака. Сторожевая собака. Лягавая собака. Дворовая собака. Комнатная собака. Охотничья собака. Служебная собака. 
Корова - самка крупного домашнего рогатого скота, домашнее молочное животное, самка быка. Дойная корова. Молочная корова. Коровы мычат. Бодливая корова. Комолая корова.
4) Графическое обозначение слова - слоговое письмо.
У. Что ещё можно сказать о данных словах? (Сходство, различие)
Д. Оба слова состоят из трёх слогов; ударение падает на второй слог; в обоих безударная гласная о. 
У. Напишите слова корова, собака в тетради. Подчеркните гласные, которые надо запомнить. 
ПРИМЕР (основанный на ассоциативном образе слова)
Помогают запоминанию небольшие рассказы детских писателей, например, рассказ Н.Сладкова “Сорока и медведь”, рассказ – быль Л.Н.Толстого “Пожарные собаки”. Хотелось бы рассказать о том, как беседа с учащимися о прочитанном произведении может помочь запоминанию орфографии определенного слова, например, слово СОБАКА. Сначала дети рассматривают картинку с изображением собаки. После записи слова с “окошком” учащиеся слушают рассказ-быль Л. Н. Толстого “Пожарные собаки”. - Заслуживает ли собака медаль за свою верную службу. (Да). К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву О. Дети вписывают в “окошко” нужную букву. 
Введение слова в активный словарь
Первый вариант
У. Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное слово корова или собака, подходящее по смыслу. Объясните данные выражения. 
Как . . . языком слизала. 
Сидит, как на . . . седло. 
. . . лает, ветер носит.
Как . . . на сене. 
Бодливой . . . Бог рог не даёт.
Маленькая . . . до старости щенок. 
Второй вариант. 
У. Составьте предложение со словами корова, собака, лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы. 
Д.
Корова и собака - домашние животные, а лисица - дикое животное. 
Лисица и собака - хищные животные, а корова - травоядное. 
У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть. 
Упражнения для повторения
1.Спишите. Поставьте в словах знак ударения и подчеркните безударные гласные: алфавит, километр, шофер, арбуз, комбайнер, библиотека 
2.Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: 
бер . г, в . кзал, з . мл . ника, ж . лез . , г . рох, .сина, уч . ник, пл . ток, с . пог, к . пуста, . рех. 
3. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик с глухими согласными на конце слова, во второй со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.4.Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: 
г . рой, адр . с, ур . жай, р . кета, ябл . ко, п . нал. т . пор, п . суда, б . лото. 
5. Замените данные выражения отдельными словами. Запишите. Подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные. 
Группа людей, объединенных общей работой.
Тот, кто следит за порядком. 
Здание большой станции на путях сообщения. 
Собрание засушенных растений. 
Вид какой- нибудь местности, рисунок, картина, изображающая природу.
Руководитель школы.
Слова для справок: пейзаж, дежурный, вокзал, гербарий, коллектив, директор.
Вывод
Таким образом, одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму, формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления.
В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.