СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарные взаимодиктанты - как один из приемов работы со словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья позволяет разнообразить работу со словарными словами в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Словарные взаимодиктанты - как один из приемов работы со словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе»

Федорова Анна Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ Лицей №185

город Новосибирск

Словарные взаимодиктанты - как один из приемов работы со словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе


Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. [1]

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая зоркость грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Как показывает практика, именно написание слов с непроверяемыми орфограммами вызывают у учеников начальной школы большие трудности. Правила для написания словарного слова не существует. Значит, его надо запомнить. А память ребенка часто недостаточно приспособлена к «простому запоминанию». На каждом уроке русского языка учитель отводит время на так называемую « словарную» работу. Однако наблюдения показывают, это не всегда дает желаемые результаты. Таким образом, одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является задача научить ребенка писать словарные слова без ошибок.

Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Изучив опыт коллег по организации словарной работы на уроках в начальных классах, я стала использовать в собственной педагогической деятельности некоторые приемы и методы по отработке написания непроверяемых орфограмм. Многие упражнения оказались эффективными и результативным.

Наряду с этим, я хочу предложить еще один прием работы со словарными словами, который часто использую на уроках - проведение словарных взаимодиктантов. Они разработаны мною на основе технологии коллективного способа обучения В.К.Дьяченко.

Словарная работа на уроке организуется в парах сменного состава. Получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым. Это позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Максимальное время проведения словарных взаимодиктантов 10-15 минут.

При увеличении времени, участники начинают испытывать усталость и эффективность работы снижается.

Порядок работы:

1.Каждый ученик готовит карточку с записанными словарными словами (количество слов обсуждается заранее)

2.Один из учеников читает слова, другой пишет.

3.Ученик, который писал, берет свою карточку и диктует своему партнеру.

4.Ученики проверяют диктанты друг друга. Диктовавший не исправляет, а только подчеркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно

поставлены знаки препинания. Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из них письменно исправляет свои ошибки.

5. По окончании работы пишут в диктантах друг другу: «проверил…. », «проверила…. ».

В 3-4 классах разрешается ставить отметки друг другу, но, как показывает опыт, сначала детей необходимо подготовить, так как на этой почве могут возникнуть споры.

6.Совместная работа пары заканчивается, ее участники объединяются в другие пары.

Новому партнеру диктуются те слова, которые диктующий сам перед этим писал. В ходе диктанта дважды прорабатываются словарные слова: сначала ученик их пишет сам с последующим разбором ошибок, а в следующий раз диктует другому, проверяет, отмечает ошибки нового партнера.

Дети с большим удовольствием включаются в такую работу. Она не только закрепляет орфографический навык при работе над словарными словами, но и позволяет плодотворно развивать у ученика самостоятельность и коммуникативные умения.

Список литературы

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч Часть 1. М.: «Просвещение», 2010 С. 10-11.

  2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

  3. Дьяченко В.К.Сотрудничество в обучении. - М:Просвещение,1991.

  4. Дьяченко В.К.Новая педагогическая технология в действии //

Начальная школа- 1994.-№4.