Урок русского языка в 3 б классе
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА.
Учитель: Алексеева К.А. учитель начальных классов
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Повторить и обобщить правописание слов с безударной гласной в корне слова;
Учить распознавать на слух безударные гласные.
Развивающие:
Развивать у детей самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание.
Способствовать обогащению словаря и письменной речи.
Воспитательные:
Прививать интерес и любовь к русскому слову.
Вырабатывать привычку делового сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка, творческая поисковая работа.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Вид урока: комбинированный
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический, частично-поисковый.
Оборудование: карточки, названия сказок, смайлики, компьютер, проектор, экран.
ИКТ: презентация к уроку.
Ход урока:
I. Организация класса. Создание психологической комфортности на уроке. (Слайд)
-Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу. Я рада видеть на ваших лицах улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач. Сядьте удобно. Закройте глаза. Повторяйте за мной:
-Я в школе на уроке, сейчас начну учиться, я радуюсь этому, внимание моё растёт, я как разведчик, всё замечу, память моя крепка, голова мыслит ясно, я хочу учиться, я очень хочу учиться, я готов к работе, я работаю!
- Откройте глазки.
II. Постановка проблемы урока.
-Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка. И отправимся мы с вами (слайд) в гости к старому и мудрому дедушке Корню.
– А что такое КОРЕНЬ?
(Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)
– Как вы думаете, почему он самый главный?
– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?
Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!
С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание. (слайд)
Дедушка Корень рассказал мне историю, она произошла с мальчиками – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (слайд)
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова) (слайд)
- Я вам предлагаю ответить на вопросы:
Что


Где надо проверять?
Как
Чем
III. Повторение ранее изученного материала. (слайд)
- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.
- Ответим на первый вопрос:
Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я
- Ответим на второй вопрос:
Где надо проверять? В корне слова
- Ответим на третий вопрос:
Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.
- Ответим на четвёртый вопрос:
Чем надо проверять? Проверяем ударением
IV. Работа над темой урока
- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем. (слайд)
- Итак, вот слово ЗИМА
- Что сделаем первым. (Прочитаем слово)
- Затем поставим ударение.
- Выделим корень
- Определим безударную гласную.
- Подбираем проверочное слово. (слайд)
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.
V. Словарная работа. Самостоятельная работа в парах. (слайд)
- Ребята, посмотрите на следующее задание дедушки Корня.
На слайде записаны слова м_роз, п_года, вет_р, сев_р, з_бавы, к_ньки.
- Как называются эти слова? (Словарные)
- Почему эти слова называются словарными? (Их нужно проверять по словарю)
Сейчас напишем «взаимодиктант» в парах.
Сторона А Сторона В
ветер мороз север вет_р м_роз сев_р
погода коньки забавы п_года к_ньки з_бавы
1) Один ученик из пары читает текст карточки (сторона В), другой пишет.
2) Смена ведущего.
3) Каждый берёт тетрадь своего партнёра и по памяти проверяет написанный им диктант.
4) Открывают карточку (сторона А) и проверяют по карточке.
5) Каждый в своей тетради записывает правильно слова, в которых были допущены ошибки.
6) Снова берут тетради друг друга, ещё раз просматривают и ставят знак о том, что диктант проверен.
- С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? (С непроверяемыми.)
VI. Физкультминутка. (Слайд)
Ручки к солнцу протяните, улыбнитесь, потянитесь.
Здравствуй, солнышко!
А теперь попробуйте поймать солнечный лучик, и он вам принесёт удачу.
VII. Выборочный диктант.
– Идём дальше. (Слайд ) Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить.
У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.
-Какие ошибки вы здесь встретили?
-Давайте исправим ошибки (объяснения детей)
-А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово “они” я заменю словом “книги”.
Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.
- Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?
– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?
VIII. Работа в группах. Творческое задание. (Слайд)
Дедушка Корень приготовил для вас следующее творческое задание. Вам нужно разделиться на группы.
1 группа, 2 группа – работа с карточками из моего дидактического материала.
Карточка № 12
1. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочное слово.
Сп...шите ( ..........................) упражнение чмсто и красиво. Не сп...шите (............................) во время еды! Дети пол...скали (....................) пушистого котёнка. Мама пол....скала (..........................) бельё. Саша громче всех зап....вал ( .......................) песню. Больной зап....вал (............) лекарство водой. Бабушка давно пос....дела (...........................). Дедушка пос....дел ( ...........................) на скамейке и ушёл. Закр....пи (........................) полозья саней, чтобы они не скр...пели (..................).
2.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
К...рова, г...зета, скв....рец, б...лет, д....кабрь, н...род, м....локо, пятн...ца, к....рабль, д....ревня, в...кзал, м...роз, к...пуста, р...кета, м....дведь, п....льто, к...стёр, к...мандир, р...сунок, л...пата, м...лина, р...бята, в....гон, п...года, к...ртина, ...втобус, м...сяц, п...суда.
IX. Итог урока. (Слайд)
– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.
– “Смотри в корень!” или “Зри в корень!” – значит, выдели самое главное!!
– А без каких правил, мы с вами не можем обойтись уже сейчас, учась в третьем классе? (слайд)
Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
X. Рефлексия.
-Я, думаю, что урок дедушки Корня вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались. (Слайд)
- Вам понравился урок?
- Какое задание больше всего понравилось?
-Получился ли урок, каким мы его задумали?
-Давайте поблагодарим Дедушку за те задания, которые он вам приготовил.
- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлик.
Спасибо за урок!