Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Цели:
1) Способствовать формированию знаний по правописанию безударных в корне слова;
2)Содействовать развитию орфографической зоркости, связной речи учащихся;
3)Создать условия для воспитания культуры речи в общении.
Методическое обеспечение: Учебник «Русский язык,2( 2 часть)»; иллюстрация с изображением колдуньи Двойки; муз. видеозапись для физкультминутки, памятки-алгоритмы написания орфограммы, памятки по написанию безударных гласных в слогах.
План урока :
1) Организация начала урока
2) Минутка чистописания
1.2. Фронтальная устная проверка упр. 176;
3) Сообщение темы и целей урока
4) Актуализация знаний учащихся
1.4 «Тропинка правил» (работа по упр.131 стр. 78(устно));
5) Изучение нового материала
1.5 «Лес ударений» (работа по упр.135 стр.80 письменно);
2.5 Работа по правилу стр.80;
Физкультминутка;
6) Закрепление изученного материала
1.6 «Поляна слов» (работа по упр.136 стр.80 письменно);
1.6 «Аллея предложений» (работа по предложению)
7) Подведение итогов. Рефлексия
8) Домашнее задание.
с. 181 упр.139
Ход урока:
1.Организация начала урока:
- Встали все у парт красиво,
Поздоровайтесь учтиво. (ученики здороваются)
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна. Сегодня урок русского языка буду вести у вас я.
2. Минутка чистописания:
-Откройте тетради. Положите их с наклоном. Запишите сегодняшнее число и «Классная работа»
___________________
Енот ездок петух метро
-Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает гласный звук, есть во всех данных словах и может разделить их на две группы. Какая это буква?
+Это буква е, она имеется во всех данных словах. Но в словах енот, ездок она обозначает - 2 звука [й] [э] - это первая группа, а петух и метро - 1 звук [э] - это вторая группа
-Что общего в этих словах?
+ударение на второй слог, два слога
3. Сообщение темы и целей урока:
- Ребята, сегодня вам пришло письмо. Давайте прочитайте его.
Долой все гласные на свете!
Пусть будут неучами дети!
- Это злая колдунья Двойка похитила и заколдовала все буквы гласных звуков. А на месте безударных гласных стоят только чёрные точки. Надо немедленно освободить буквы гласных звуков, а для этого надо сразиться с Двойкой, пройти все испытания.
1. Испытание первое:
- Мы подошли к тропинке правил. Для того, чтобы её пройти нам необходимо усовершенствовать и углубить свои знания при применении очень важного правила. А какого? Вы сейчас узнаете из стихотворения.
Ты будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный звук:
Нора, жара, дома, сосна –
Одна из гласных не ясна.
Вода, мосты, трава, глазок,
Гроза, дворы, роса, комок,
Оса, коса, моря, сова.
Проверить надо все слова!
4. Актуализация знаний учащихся:
-В какой части слова находится безударная гласная?
+в корне
-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?
Что проверять?
Где проверять?
Как надо проверять?
- Как же их проверять?
Способы проверки безударных гласных в корне слова:
1) Измени форму слова;
2) Подбери однокоренное слово.
- Что важно при этом помнить?
+чтобы гласная встала под ударение
-Чтобы ещё раз закрепить наши знаний мы должны выполнить упражнение 131.Давайте прочитаем, что нам необходимо сделать.
(слова записаны на доске)
-Выполним его устно.
5.Изучение нового материала:
2. Испытание второе:
- Мы подошли к Лесу ударений. Но пройти через него сможет только тот, кто быстро подберёт проверочные слова к словам с безударными гласными в корне слова и вставит пропущенную букву.
Посмотрите на доску:
Зв..зда-звёзды
Л..тать-лётчик
Н..су-нёс
З..рно-зёрнышко
-Где находиться орфограмма?
-Давайте обозначим корень. Поставьте ударение. Какие слова являются проверочными, а какие проверяемыми? Какую гласную мы вставим?
-Какой мы можем сделать вывод?
-Молодцы.
-Давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы. Для этого найдите в учебнике наш компьютер с красным экраном. Давайте прочитаем его.
-Запишите пары слов в тетради в столбик.
-Перед тем как преступить к следующему заданию колдуньи Двойки, давайте немного отдохнём.
(Проведение музыкальной физкультминутки)
6. Закрепление изученного материала:
3. Испытание третье.
- Мы отправляемся на Поляну слов, где нас встречает упр.136. Прочитайте, что нам необходимо сделать в этом упражнении.
-Каким алгоритмом будем пользоваться ?
-Давайте прочитаем его, он находиться на ваших партах.
Алгоритм проверки.
Прочитай слово, поставь ударение.
Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
Для проверки гласного измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
Обозначь орфограмму.
Выполнение упражнения на доске учащимися письменно
4. Испытание четвёртое.
- Мы пришли на Аллею предложений. Вам необходимо самостоятельно выполнить задание. Для этого вы должны списать предложения, исправив все ошибки.
(предложение записано на доске: Наступила висна. Утром стало свитлее. На диревьях скоро появяться зилёные лесточки. По улицам побигут ручьи.)
-Ну, а сейчас давайте проверим.
7) Итог урока. Рефлексия.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что необходимо проверять?
- Где проверять?
- Как проверять?
- Вы хорошо потрудились, прошли все испытания. Двойка побеждена и все гласные свободны.
-Какое настроение у вас осталось после сегодняшнего урока? Покажите это с помощью одной из картинок.
-Мы на уроке выполняли много разных заданий. Какой отметкой вы оценили бы свою работу или на какой уровень?
8) Домашнее задание.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: упр. 139. В нём вам необходимо списать, вставляя пропущенные буквы, а также дописать проверочные слова.
-Кто не понял, как выполнять домашнее задание?
- Урок закончен. До новых встреч!