СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы рефлексии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы рефлексии»

Приемы рефлексии

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что

нужно делать дальше.

Б. Дизраэли

Этапы обучения рефлексии

1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов

2 этап – анализ работы одноклассников

3 этап – анализ работы группы

Рекомендации.

Рефлексия отражает человеческую сущность:

-физическую (успел – не успел, легко – тяжело),

-сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

-интеллектуальную (что понял, осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),

-духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в

начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце

деятельности.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с

учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии

приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение

данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на

разных этапах урока.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня

осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного

предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения

целей.

Приёмы рефлексии.

Рефлексия деятельности.

• Что на вас произвело наибольшее впечатление?

• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

• Что нового вы узнали на уроке?

• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

* что я делаю?

* зачем я делаю?

* как я делаю?

* что нового я узнал?

* каким способом я это узнал?

* чему я научился?

«Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого

цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось

занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не

интересное, не было никакой полезной информации.

«Яблоня»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов –

красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал

всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня

грустное настроение.

«Синквейн»

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить

изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более

активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от

французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно

слово).

«Мишень»

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая

1. свою деятельность

2. деятельность учителя

3. деятельность учащихся.

«Дерево предсказаний»

Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви - утверждения,

которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и

"листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения,

фамилии, оценки, результаты и т.д.)

«Градусник»

Используя такой символ можно определить

состояние эмоций, новизну материала, урока,

оригинальность и т.д.

«Ступени»

С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли

задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.

«Пик взаимопонимания»

Настроение изображено в виде ступеньки. Первая - настроение крайне скверное. Вторая -

плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока,

дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

«Звездочки»

На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке,

за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в

корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и

обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

«Мордашки»

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока.

Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из

имеющихся.

«Карта настроения»

В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых

отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что

понравилось (не понравилось) на занятии.

Пятерочка - 1 “

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

Пятерочка - 2“

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке

предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«|» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно

оценить свою активность и качество работы.

«Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое

мнение по желанию, можно разделиться по рядам на “+”, “–”, “?” или индивидуально

письменно. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор

философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических

навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок

глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут

содержаться памятки.

“+” “–” “?”

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–”

учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу

“интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им

интересно.

"Ключевые слова"

На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ

или расставить их в определенной последовательности. Например, слова: оценка, задача,

сосед, учитель и т.д.

«Экспертная комиссия»

В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой

отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта).

В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи

и ошибки, выставляют им оценки.

«10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я “0________10

„Мы “0________10

„Дело “0________10

Работа Результат

«Комплимент»

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из

вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым

качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в

урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания

урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной

значимости каждого.

«Кластеры»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель

солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок,

вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у

каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть

всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа

учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов

могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.

«Рефлексивный экран»

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как

работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока

целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность

выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая

начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!