СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы рефлексии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы рефлексии»

Упражнение «Барометр настроения» (своеобразная шкала, которую можно использовать в цветовой гамме, подбирая тот цвет в конце учебного занятия, который соответствует настроению ученика, и отмечая его на листе ватмана или на экране компьютера в клеточке, соответствующей фамилии и времени проведения учебного занятия). Эти показатели, рассматриваемые в динамике, могут служить идеальным средством обратной связи для учителя, позволят ему обратить внимание на тех, кто себя не реализовал, кто по каким-то причинам чувствует себя некомфортно, и постараться выявить эти причины. Целесообразно проводить это упражнение не на одном уроке, а в течение определенного срока, чтобы была видна динамика. Можно использовать «барометр настроения» до и после учебного занятия и сравнить результаты.

Методика «Цветопись» (А. Лутошкин)

Инструкция: «Вы видите «Цветик — семицветик». Каждый цвет означает определенное настроение. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию.

  • желтый — очень хорошо

  • красный — радостно

  • оранжевый — спокойно, хорошо.

  • зеленый — тепло

  • синий — нормально

  • фиолетовый — скверно,скучно

  • черный — плохо

Упражнение «Торт решений»: представляя воображаемый торт, каждый должен отрезать от него воображаемый кусочек, сказав при этом, какое решение далось с трудом или не далось вообще. Можно поставить вторую часть задания: как ты думаешь, почему? Этот прием используется, когда учебное занятие по каким-то причинам «не пошло» или кто-то в классе вызывает у учителя беспокойство, и он не может определить, в чем причина трудностей. При наличии времени упражнение можно проводить устно либо письменно. Последний вариант применяют в том случае, когда в классе отсутствует доверительная атмосфера и кто-то стесняется сказать о своих затруднениях вслух.

  Упражнение «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (проверка домашнего задания, работа с текстом, фонетическая зарядка, минутка чистописания и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Упражнение «Маятник настроения» — отображает настроение обучающегося. Обучающимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Обучающиеся выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Упражнение «Восхождение на пик знаний». Даётся карточка с изображением горы. Учитель: «Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.»

Упражнение «Система координат». Коллективную рефлексию можно проводить мобильно в конце урока, используя систему координат: ось х — увеличение багажа знаний, приобретение опыта; ось у — активность, удовольствие. На четырех секторах системы координат, которая изображена на плакате или флип-чате, каждому участнику предлагается «сделать выстрел в мишень» (используя маркер, поставить знак в каждом из четырех секторов системы координат по принципу мишени). Чем ближе расположен знак к центру пересечения осей, тем выше оценивает ученик свою деятельность по предложенным параметрам на уроке.





  1. Букет настроения

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

  1. Шкала настроения

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

  1. Комплимент

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

  1. Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей? (Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

  1. Прием "Кубик"

Данный прием используется на этапе осмысления.

Положительные стороны приема "Кубик":

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; – создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; – создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это. (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2. Сравни это. (На что это похоже? Чем отличается?) 3. Проассоциируй это. (Что это напоминает?) 4. Проанализируй это. (Как это сделано? Из чего состоит?) 5. Примени это. (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.





«Пик взаимопонимания»

Настроение изображено в виде ступеньки .Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

«Звездочки»

На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

«Смайл»

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся на планшетах или листах рисуют «смайлы», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

«Светофор»

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да ( понравилось, получилось).

«Пятерочка – 1»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения.

«Пятерочка – 2»

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

«Слон»

Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов. Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.



«Дело в шляпе»

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

«Плюс – минус – интересно»

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.



«Горячий стул»

Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими: -Что нового ты узнал? -Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе? -Какие знания, умения, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем? -Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо? -О чем ты думал во время работы? -Какие формы работы ты использовал (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)? -Что тебе понравилось при работе больше всего?

Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над заданием, не отраженную в вопросах. Эмоционально – художественная рефлексия Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Эмоционально – музыкальная рефлексия Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

«Что ты чувствуешь сейчас?»

Учащиеся 3 – 4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса.

«Рефлексивный экран»

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…

«Фразеологизмы»

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: - каша в голове - ни в зуб ногой - светлая голова «Острова» Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

«Ресторан»

Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Используется лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

«Химс»

Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока по следующим вопросам: • Хорошо… • Интересно… • Мешало… • Возьму с собой… Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

«Уборка в доме»

Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным. Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры. К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.

На «чемодане»

участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

Рефлексия "Благодарю…"

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

«Фразы»

Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

«Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.



«Анкета-1»

Предлагается заполнить по результатам выполнения конкретного задания, например, проверочной работы. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что __________________________________________________ Наиболее трудным мне показалось _____________________________________________________________ Я думаю, это потому, что _____________________________________________________________ Самым интересным было _____________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее _____________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _____________________________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя ____________________________________________________________

Приём «Мудрые совы»

Вам в течение 7 минут необходимо прочитать текст лекции и, работая в группе, выполнить задание к нему. (Группы получают рабочий лист с конкретными вопросами и задания с целью обработки содержащейся в тексте информации).

1 группа: Азы работы над текстом.

Найдите в тексте основные и новые понятия, запишите их в алфавитном порядке.

2 группа: Что, не ждали?

Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиями первоначальным представлениям.

3 группа: Ты уже знаешь последние новости?

 Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

4 группа: Главная жизненная мудрость.

Постарайтесь выразить основную мысль разделов текста одной фразой.

5 группа: Известное и неизвестное.

Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной и ту, которая ранее была неизвестна.

6 группа: Поучительный вывод.

Можно ли сделать из прочитанного текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

7 группа: Важные темы для обсуждения.

Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии?

На доске табличка: Приём «Мудрые совы»

Каждая группа, когда отвечает, вешает на доску табличку со своим заданием и ответами. Таким образом, на доске вырисовывается схема приёма.

Приём «Индекс удовлетворенности»

За 3-5 мин до конца урока каждый обучающийся отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.

Максимальное количество баллов — 10.



Прием «Разговор на бумаге»

В конце урока обучающимся раздают листы бумаги с написанными на каждом из них одним вопросом или началом предложения. Обучающиеся читают вопрос, пишут ответ и передают лист своему соседу, а сами затем работает со следующим листом, где уже есть запись от предыдущего обучающегося. Коллективное обсуждение сделанных учениками записей будет в конце работы.

Прием «Кластер»

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.



Прием «Райтинг». 

Приём оценивания деятельности обучающихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с обучающимся. Формирует умение объективно и регулярно оценивать свой труд. Завершив работу, обучающийся ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

Например: Ученик ставит оценку 4, учитель – 5 Результат – дробь 4/5.

Методика «Дерево»

Вариант I. Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы (раздела, главы). Ежедневно ученик оценивает свою работу на уроке —  закрашивает человечка. Есть он, усвоил тему урока — закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки.И таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ. А учителю легко проследить усвоение материала обучающимся.

Вариант II. Попросить обучающихся отметить, где они «чувствуют» себя на дереве по отношению к уроку или теме. Может быть использовано повторно для определения прогресса/проблемы. Можете распечатать на A3/A2 и обучающиеся пишут на стикерах свои имена и прикрепляют их к выбранной позиции.

 

Вариант III. 

Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение на уроке и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

 

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный обучающийся, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

  • Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 — характеризует установку на преодоление препятствий

  • № 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку, готовность к сотрудничеству, открытость

  • № 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

  • № 5 — утомляемость

  • № 9 — мотивация на развлечения

  • № 13, 21, 8 – отстраненность от учебного процесса, уход в себя, замкнутость

  • № 10, 15 — комфортное состояние

  • № 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

  • Позицию № 20 часто выбирают как перспективу обучающиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

  • Следует заметить, что позицию № 16 обучающиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

Идеальное состояние:

  • №20 – 13 человек,

  • №10– 4 человека,

  • №16 – 1 человек,

  • №9 – 1 человек,

  • №14 – 1 человек.

Таблица де Боно

Еще один доступный метод применения рефлексии в конце урока. Профессор кембриджского университета Эдвард де Боно предлагает оценивать впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:

  • «+» — все, что понравилось на уроке

  • «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным

  • «Интересно» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!