Приемы смыслового чтения при работе с текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию (по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)
Привейте человеку вкус к чтению
и предоставьте ему возможность читать,
и вы неизбежно сделаете его счастливым
Джон Хершелл
В современной школе появился термин «смысловое чтение», который перерос в целую технологию. Конечно, разнообразные методы и приемы работы с текстом педагоги применяли всегда. В современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Ориентируясь на требования к компетентностям выпускников, можно выделить следующие умения в рамках смыслового чтения:
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
При проведении итогового собеседования по русскому языку, которое является допуском к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования, девятиклассникам необходимо продемонстрировать умения работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном.
Итоговое собеседование состоит из четырёх заданий.
Для решения выявленной проблемы учителю необходимо прибегать к эффективным приемам обучения смысловому чтению на уроках.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Когда ребенок владеет смысловым чтением, у него развивается устная речь, и как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Методика работы с текстом при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку с использованием технологи смыслового чтения
Цели урока:
Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности.
Учить аналитическому пересказу и составлению аналитического комментария художественного текста.
Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений. Развивать навыки групповой работы. Развивать умение составлять план фрагмента текста. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
Тип урока: урок смыслового чтения
Словарная работа: автобиографическая проза, (слова и выражения характерные из текста, характерные для стиля Астафьева)
Ход урока.
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Работа с текстом до чтения.
Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
Ход работы.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.
Как называется рассказ?
Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?
Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро»
Объясните, как вы понимаете значение термина «автобиографическая проза».
Затем ведется работа над ключевыми понятиями. Сначала учимся находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.
Ход работы.
Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.
3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста при повторном перечитывании.
4. Такая же работа ("шаги" 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем на совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?
Ход работы.
Ребята, для работы мы возьмём эпизод из произведения, начиная со слов: «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живём!».
Беседа по тексту.
1. Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?
2. Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо?
3. Что он сделал в первую очередь?
4. Как мальчик приготовил себе еду?
5. В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
6. Какие черты характера обнаружились в мальчике?
Словарная работа:
Ребята, обратите внимание на слова и выражения, характерные для стиля В.Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешённо подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.
Подумайте над их значением и постарайтесь использовать в своём пересказе.
Работа с текстом после чтения.
Цель - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста- "чтение между строк").
Ход работы.
1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, "спрятанного между строк".
2. Рассказ учителя о писателе, беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.
4. Выполнение творческих заданий.
Комментирование деятельности учащихся.
Почему же рассказ В.П.Астафьева называется «Васюткино озеро?»
Назовите запомнившиеся события из жизни В.П. Астафьева.
Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже легли в основу рассказа для детей «Васюткино озеро». В детдоме написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро. Сочинение было признано лучшим и опубликовано в школьном журнале. Много лет спустя вспомнил об этом сочинении и написал рассказ для ребят. Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.
в). Работа в тетради. Задания:
составить памятки: «Советы идущему в лес», «Если ты заблудился?» - слушаем, проверяем (по вариантам), заслушиваем и оцениваем
Понравился ли вам рассказ?
Какой был Васютка? Скажите свое мнение. Значит можно бороться со страхом и робостью
Были ли с вами истории, подобные Васюткиной?
Как вы нашли выход из ситуации?
II.Выполнение творческих заданий.
Написать письмо Васютке.
Перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа.
Составить кластер на тему: «Васютка» или «Васюткино озеро» - это …