СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы смыслового чтения при работе с текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы смыслового чтения при работе с текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию (по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Просмотр содержимого документа
«Приемы смыслового чтения при работе с текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию.»

Приемы смыслового чтения при работе с текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию (по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)


Привейте человеку вкус к чтению

и предоставьте ему возможность читать,

и вы неизбежно сделаете его счастливым
Джон Хершелл

В современной школе появился термин «смысловое чтение», который перерос в целую технологию. Конечно, разнообразные методы и приемы работы с текстом педагоги применяли всегда. В современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Ориентируясь на требования к компетентностям выпускников, можно выделить следующие умения в рамках смыслового чтения:

  • осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

При проведении итогового собеседования по русскому языку, которое является допуском к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования, девятиклассникам необходимо продемонстрировать умения работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном.

Итоговое собеседование состоит из четырёх заданий.

Для решения выявленной проблемы учителю необходимо прибегать к эффективным приемам обучения смысловому чтению на уроках.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Когда ребенок владеет смысловым чтением, у него развивается устная речь, и как следующая важная ступень развития, речь письменная.


Методика работы с текстом при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку с использованием технологи смыслового чтения

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности.

  2. Учить аналитическому пересказу и составлению аналитического комментария художественного текста.

  3. Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений. Развивать навыки групповой работы. Развивать умение составлять план фрагмента текста. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Тип урока: урок смыслового чтения

Словарная работа: автобиографическая проза, (слова и выражения характерные из текста, характерные для стиля Астафьева)

Ход урока.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Работа с текстом до чтения.

  • Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.


Ход работы.

  • 1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

  • 2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

  • Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.

  • Как называется рассказ?

  • Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?

  • Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро»

  • Объясните, как вы понимаете значение термина «автобиографическая проза».

Затем ведется работа над ключевыми понятиями. Сначала учимся находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте.


II. Работа с текстом во время чтения.

Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.

Ход работы.

  • Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

  • 2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.

  • 3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста при повторном перечитывании.

  • 4. Такая же работа ("шаги" 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

  • 5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем на совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?

Ход работы.

  • Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Обучение аналитическому пересказу.

Ребята, для работы мы возьмём эпизод из произведения, начиная со слов: «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живём!».

  • Беседа по тексту.

  • 1. Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

  • 2. Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо?

  • 3. Что он сделал в первую очередь?

  • 4. Как мальчик приготовил себе еду?

  • 5. В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

  • 6. Какие черты характера обнаружились в мальчике?

  • Словарная работа:

  • Ребята, обратите внимание на слова и выражения, характерные для стиля В.Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешённо подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.

  • Подумайте над их значением и постарайтесь использовать в своём пересказе.

Работа с текстом после чтения.

Цель - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста- "чтение между строк").

Ход работы.

1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, "спрятанного между строк".

2. Рассказ учителя о писателе, беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

4. Выполнение творческих заданий.


  1. Комментирование деятельности учащихся.

  • Почему же рассказ В.П.Астафьева называется «Васюткино озеро?»

  • Назовите запомнившиеся события из жизни В.П. Астафьева.


Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже легли в основу рассказа для детей «Васюткино озеро». В детдоме написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро. Сочинение было признано лучшим и опубликовано в школьном журнале. Много лет спустя вспомнил об этом сочинении и написал рассказ для ребят. Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

  • в). Работа в тетради. Задания:

  • составить памятки: «Советы идущему в лес», «Если ты заблудился?» - слушаем, проверяем (по вариантам), заслушиваем и оцениваем

  • Понравился ли вам рассказ?

  • Какой был Васютка? Скажите свое мнение. Значит можно бороться со страхом и робостью

  • Были ли с вами истории, подобные Васюткиной?

  • Как вы нашли выход из ситуации?

II.Выполнение творческих заданий.

  • Написать письмо Васютке.

  • Перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа.

  • Составить кластер на тему: «Васютка» или «Васюткино озеро» - это …