СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы сжатия текста в изложении на ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория и упражнения для отработки содержательных приёмов сжатия текста.

Просмотр содержимого документа
«Приемы сжатия текста в изложении на ОГЭ»


Приёмы сжатия текста


К содержательным приёмам сжатия текста относятся:


  1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний фрагментов предложений и целых предложений);

  2. свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).


К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:



ИСКЛЮЧЕНИЕ

подробностей и деталей


ОБОБЩЕНИЕ

конкретных,

единичных явлений


УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур

- исключение повторов слов или словосочетаний


- исключение одного или нескольких из синонимов


- исключение уточняющих и поясняющих конструкций


- исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;


- исключение одного или нескольких предложений


- исключение предложений с описаниями и рассуждениями

- замена однородных членов

обобщающим наименованием


- замена предложения или

его части определительным

или отрицательным

местоимением с обобщающим

значением


- замена гипонимов

гиперонимом, т.е. слов с менее широким значением (объёмом понятия) словом с более широким значением




- слияние нескольких предложений в одно


- замена предложения или его части указательным местоимением


- замена сложноподчиненного предложения простым


- замена фрагмента предложения синонимичным выражением





Упражнения для отработки

содержательных приёмов сжатия текста


  1. Сформулировать главную мысль каждого текста одним предложением.

Из ответов, данных после текста, выберите наиболее точный.



В 1492 году Колумб пересёк большое "травянистое море", расположенное в Атлантическом океане к западу от Канарских островов. Это овальной формы "море в океане" протянулось на 5 тысяч километров по ширине и на 2 тысячи по долготе. Вода в нём тёплая и солёная. Это море – настоящее

царство одной из разновидностей бурых водорослей. Португальские мореплаватели назвали его Саргассо, потому что пузырьки воздуха на водорослях по форме очень напоминали сорт винограда, называемый в Португалии сарга. Так весь этот район с плавающими на его поверхности водорослями стали называть Саргассовым морем.

Ответы:

1) Происхождение названия Саргассово море.

2) Саргассово море получило свое название за схожесть пузырьков воздуха на водорослях с сортом винограда сарга.

3) История названия Саргассова моря.

5) Исторические факты происхождения Саргассова моря.

6) Название Саргассова моря произошло от сорта винограда "сарга".

8) Саргассово море названо в честь сорта винограда сарга из Португалии.

9) Саргассово море получило свое название из-за водорослей, чьи пузырьки напоминали сорт винограда «сарга».



  1. Прочитайте текст. Зачеркните в нем второстепенную информацию (можно убрать из

текста, не нарушая его смысла), запишите окончательный вариант.


  1. Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. (По В. И. Курбатову)

  2. Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.



  1. Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Запишите

окончательный вариант.


  1. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение, и может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. (А.С.Пушкин)

  2. Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. (А. Куприн)

  3. Тайну творчества надо искать в любви. Все мы помним, что когда кто из нас влюблен, то, бывало, и все люди на свете хороши. Так и в творчестве есть мысль — не мысль, что-то единое сердца, ума и воли… Сущность творчества, его самый глубокий секрет состоит в том, чтобы находить в себе и для всех эту мысль (М.Пришвин)

  4. Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную: в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, - был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. Климов почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя. (И.С.Тургенев)


Упражнения для работы

над языковыми приёмами компрессии исходного текста.


Исключение

подробностей и деталей


4. Запишите предложения, исключая повторы слов и словосочетаний.


  1. Война катилась на город, война шумела за околицей (А. Приставкин)

  2. Вокруг кто-то плакал, кто-то кричал, кто-то молился (Б. Полевой)

  3. Никто не спросит, никто не поинтересуется (А. Приставкин);

  4. Рожь была высока, солнце было прекрасно, и душа, не заслужившая этих сияющих и улетающих небес, жаждала неторопливых болей (И. Бабель)

  5. Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была заломлена назад по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л. Толстой).

  6. Незаметно проходит день, незаметно наступают потёмки. Стоит воздух, стоит одурелая от сна слободка, стоят звёзды в небе, стоит всё небо (К. Федин)


5. Запишите предложения, исключая один или несколько синонимов

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография

учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными

лицами. (По Е. Киселёвой)

- Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография

учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.


  1. Начать хотя бы с торжественно-размеренной поступи актеров. Ведь они не ходят, а шествуют по сцене, не сидят, а восседают, не лежат, а возлежат, не стоят, а позируют.

  2. Мне иногда представлялось, что я вижу перед собою огромного, исполинского паука, с человека величиною. (Ф. Достоевский)

  3. Буду трудиться, буду работать в поте лица в деревне и займусь честно, так, чтобы иметь доброе влияние и на других. (Н.В. Гоголь)

  4. Дьяченко никогда никуда на всех парусах не несся, а вышагивал по коридору не спеша, солидно, с достоинством. (Н. Кузьмин)


6. Прочитайте предложения, найдите в них и подчеркните уточняющие или

поясняющие конструкции. Запишите текст без них.


Принято считать, что чистый воздух нужен только людям,

подтверждением тому являет­ся устойчивый оборот «как без воздуха»,

но чистый воздух необходим и в особо точном производстве,

так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.


  1. А пока я успею съездить к себе в деревню. К матери и отцу. (Сол.)

  2. Знаешь... Я всю жизнь ждала. С семнадцати лет. Каждый день. (Ток.)

  3. Дай мне капли, - слабым голосом произнесла Софья Павловна. - На столе. Около

чернильницы. (Н. И.)

  1. Потом расскажу. При встрече. (Чак.)

  2. Всегда он таким был. С детства. (Н. И.)

  3. Я хорошо знаю и понимаю Вас. Лучше, чем вы сами.

  4. Из ее слов получается, что все очень легко. Проще простого (Н. И.)


7. Сжать предложение путем сокращения отдельных членов предложения.


В руках Наташа держала красные, синие, зеленые и жёлтые лоскутки ткани.

В руках Наташа держала лоскутки ткани.


  1. Всё: и лес, и поле, и цветущий луг - залито солнцем.

  2. Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.

  3. Растения в пустыне совсем особенные: очень крепкие, без листьев, не дающие тени.

  4. От дома, от деревьев, от голубятни и галереи – от всего побежали длинные тени.(И.А.Гончаров)

  5. Все это: цветы, блёстки, звуки и запахи – давило на глаза.

  6. Внизу мерно и широко шумел прибой. (Ю. Казаков)

  7. Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью.




8. Сократите текст, исключая одно или несколько предложений с описаниями и

рассуждениями.



  1. Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом океане пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек. (По Ю.Нагибину)


  1. Ничто не имело и не имеет для духовной жизни моей, для жизни в Прекрасном того значения, какое имел и имеет Пушкин. Он пришёл ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он был всегда со мной – и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моём багаже. (По И.Бражнину)


Обобщение

конкретных, единичных явлений


  1. Сжать предложение, подобрав к однородным членам предложения

обобщающее наименование или сочетание слов (времена года, явления природы, средства связи)

В руках Наташа держала красные, синие, зеленые и жёлтые лоскутки ткани.

В руках Наташа держала разноцветные лоскутки ткани.


  1. Я люблю бродить по лесным дорожкам не только жарким летом и холодной зимой, но и дождливой осенью, многоголосой весной.

  2. Из-под сена виднелись самовары, кадка с мороженой капустой, какие-то привлекательные узелки и коробочки.

  3. Вчера в сельмаг завезли детские колготки, ползунки, распашонки, чепчики, и весть об этом дошла и до Натальи.

  4. В воскресный день к Клавдии Петровне неожиданно приехали сыновья, дочери и старшая сестра.

  5. У нас в городе уже растут и ель, и сосна, и кедр, и пихта, только персик никак не привыкнет к нашему климату.

  6. На прошлом уроке мы повторяли глаголы и существительные, наречия и причастия, прилагательные и местоимения.

  7. Гоголь, Тургенев, Чехов, Некрасов рисовали картины из жизни крестьян.

  8. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по горам, и по долам.


  1. Замена гипонимов гиперонимом.


А) К каждой группе подберите гипероним


  • Молоток, стамеска, тиски, отвертка, дрель

  • Брат, сестра, племянник, дядя, дочь

  • Шапка, кепка, папаха, берет, феска, тюбетейка

  • Карандаш, ручка, фломастер, кисточка


Б) Подчеркните гипонимы, подберите к ним гипероним (из словаря для справок)


  1. Человечеству с древности известны психотропные свойства мухомора, поганки, навозника, чернеющей сыроежки.

  2. В угольных пластах выделяется метан, сероводород, углекислый газ, что иногда оказывается причиной смерти или серьезных заболеваний.

  3. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.

  4. Яков Сергеевич разобрал часы с кукушкой, разложил по столу какие-то колёсики, болтики, шурупчики, стрелочки, сидит, тупо на них смотрит.

  5. Яблони, груши, сливы, абрикосы, выращенные в нашем питомнике, идеально подходят для средней полосы России.

  6. Тополя, каштаны, ивы, берёзы, липы занимают особое место в любых зеленых зонах, будь то приусадебный участок или городской парк.

  7. На прошлой неделе в школу завезли тетради, карандаши, ручки, дыроколы, папки.

(газ, выразительные средства языка, плодовые деревья, канцтовары,

галлюциногенные грибы, запчасти, лиственные деревья)


  1. Замените предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением (никогда, никуда, никто, ничего, всегда, везде, всюду, всякий, каждый, любой всё, все они и др.).


Вокруг не было видно ни человека, ни лошади, ни птицы. →

Вокруг никого не было видно

  1. В поле, в роще, на реке царствовало безмолвие.

  2. Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

  3. Радость и горе, бедность и непосильный труд пришлось испытать ему в детстве.

  4. Запах черемухи чувствовался в саду, в доме, на улице.

  5. Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.

  6. Тебе ни товарищей, ни друзей, ни родителей нельзя винить в происшедшем.

  7. Разрешение на вырубку леса тебе не даст ни председатель, ни парторг, ни женсовет.



Упрощение

синтаксических структур


  1. Прочитайте текст. Изложите его содержание с помощью одного простого или сложного предложения.


  1. Мы с Вовкой забрели в густой березняк. Над головой громко и надоедливо стрекотала сорока, перелетая за нами с дерева на дерево. Мы уже начали выбираться из зарослей, как вдруг Вовка хватает меня за руку и показывает. А там, в листве, висит большой такой тяжёлый комок из веток и сучков. (Ю.Дмитриев)

  2. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)

  3. На шее у петуха огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами. (Е.Носов)


  1. Прочитайте текст и сократите его, используя приемы исключения и обобщения.

Запишите окончательный вариант. Проверьте себя.


  1. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.

  2. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д.Лихачев)

  3. Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову)

Проверь!

- Недалеко от города стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать бы его, так нет – снесли! Теперь на этом месте пусто, и в душе пусто, ведь утрата памятника невосстановима.

- Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит.

- Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.


  1. Замените сложноподчиненное предложение простым


  1. Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.

  2. Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.

  3. Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.


  1. Отработайте умения выбирать краткие синонимичные слова для выражения мысли.


А. Замените фрагмент предложения синонимичным выражением


Резко, с шумом закрыть - (захлопнуть)

Плохо растущий, болезненный - (чахлый)

Идти, делая частые, мелкие шаги - (семенить)

Говорить, перебивая друг друга - (наперебой)

Такой, в котором приятно и удобно жить - (уютный)

Ударить, сильно размахнувшись - (наотмашь)

Дать подтверждение –

Привести доказательство –


Запомни!

мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев - в ряде случаев

по последним подсчетам зарубежных социологов - по подсчётам

имеющиеся данные показывают, что - по данным

представляет собой - представляет

сближаются между собой - сближаются


Б. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.


Для того чтобы осуществить – для осуществления

для того чтобы получить – для получения

для того чтобы изменить –

для того чтобы соединить –

для того чтобы распределить –

для того чтобы рассмотреть –


- Составьте предложения с получившимися парами.


  1. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.


Иванов, после того как принял решение, приступил к делу.

- После принятия решения Иванов приступил к делу.

- Иванов, принявший решение, приступил к делу.


  1. Когда она спускалась с крыльца, то уронила костыль и беспомощно остановилась на ступенях.

  2. Я отошел в сторону, потому совсем не знал, что мне делать.

  3. Открылась сильная горячка, из-за которой бедная больная в течение двух недель находилась у края гроба.


  1. Замените прямую речь косвенной.


  1. Я стоял на якоре у самого лозняка, когда мимо меня торопливо проехал Шашкин (бакенщик) и крикнул:

- Гроза находит. С ветром. Приставайте к лесному берегу, вон - за мысом. Там изба стоит в лесу. Я тоже в ней укроюсь.

- Чья изба? – спросил я. – До сих пор я что-то её не замечал.

- Святослава Рихтера, музыканта. А вы разве не знали? Московский музыкант. Жена у него певица. Только фамилию её не выговорю, трудная в обращении фамилия.

Я не знал об этом и не мог предполагать, что в такой безлюдной глуши поселился наш известный пианист. (По Е. Киселёвой).

Проверьте!

Шашкин предупредил меня, что находит гроза. С ветром. И посоветовал укрыться в избе, которая стояла в лесу. От бакенщика я узнал, что эта изба принадлежала известному музыканту Святославу Рихтеру.



  1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)

  2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)

  3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)

  4. «Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, – говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!» (Солженицын)

  5. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой)

  6. «Кур по осени будем считать, а выработку ежедневно, – резко сказал Давыдов. – Ты, Устин, заруби себе на носу: бездельников в колхозе мы терпеть не будем! Дармоеды нам в колхозе не нужны. Ты подумай: куда ты идешь и куда заворачиваешь? У Осетрова почти двести трудодней, у остальных из вашей бригады – за сто, даже у таких больных, как Нечаев, и то около сотни, а у тебя – двадцать девять! Ведь это позор». (Шолохов)

Упражнения для закрепления


  1. Проанализируйте исходный текст и текст сжатого изложения, рассмотрев конкретные приёмы сжатия текста. Графически отметьте в тексте приёмы компрессии.

Подчеркните гипонимы (видовое понятие). Подберите к ним гипероним (родовое понятие).

Исходный текст.


Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать ягоды и грибы. То попадается им красный подосиновик, то белый боровик, а то простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, чёрная смородина, кислая брусника – все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспевают только к осени. Луга покрылись высокою зелёною травою, запестрели тысячами цветов. Настаёт пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела, поспела; овёс закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочаны лишь в начале сентября.

Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем. (191 сл.)





(исключение)



(исключение)



(обобщение)

(исключение)

(обобщение)


(обобщение)


Вариант сжатого изложения текста


Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. А в садах отцвели деревья и показались плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Злаки заколосились, поспели. В огородах одни овощи сменяются другими.

Летом всем живым существам веселье и раздолье. Городские жители бегут из пыльных, душных городов на природу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем. (98 сл.)



  1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).

Что значит быть воспитанным?


Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.

Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях.

А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

(146 слов)

По С. Гиацинтовой




20. Сократите тексты В. А. Солоухина, передав их содержание в одном-двух предложениях.


***

Моя новая повесть была написана на три четверти, когда мне понадобилось съездить в Москву. Я показал матери на стопу исписанной бумаги, то есть на рукопись, и попросил, чтобы в случае пожара она спасала прежде всего эту бумагу, а не остальное барахлишко. У матери сначала не могло уложиться, как это стопа бумаги может быть дороже всего добра: одеялишек, подушек, перины, рубашек, пальто и даже самого дома.

Потом она поняла, завернула бумагу в шаль и бережно, как если бы живое или стеклянное, понесла к себе под подушку. (85 слов)





***


Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные. Русская пословица говорит: «У каждого по горю, да не поровну. У одного похлебка жидка, у другого жемчуг мелок». То же можно сказать о счастье.

Тем не менее у любого счастья существует фон, или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов.

Наиболее прочной и, вероятно, единственно прочной основой является глубокая удовлетворенность главным делом своей жизни, которое тоже у каждого человека свое.

Личные, повседневные огорчения и радости (подробности крупного плана) могут, конечно, на время заслонять основное. Но при отсутствии основного они не могут составить счастья.

(103 слова)


***


Сомневаясь в чувствительности растений, указывают прежде всего на отсутствие того, что у людей и животных называется нервами.

В самом деле, нет не только нервов, но и мозга, то есть места, органа, командного пункта, пульта управления, куда сбегались бы по нервам все раздражения.

Если, рассматривая человека (или кролика) и удивляясь сложности, точности и целесообразности его действий и действий каждого органа в отдельности, мы все же можем сказать, что всем заведует мозг, то глядя на растения и удивляясь сложности, точности и целесообразности его действий, мы вынуждены удивляться еще больше, не находя главного, командного органа, подобного мозгу.

Однако представим себе существо (марсианина, что ли?), считающее, что музыка обязательно связана со струнами, а всякий музыкальный звук – со звучанием струны. Когда такому существу попал бы в руки предмет, не имеющий струн, он не узнал бы в нем музыкального инструмента и стал бы утверждать, что никакой музыки тут быть не может.

А предмет этот был бы духовым инструментом: флейтой, фаготом, гобоем, трубой.

(156 слов)


Используемая литература


Материалы курса «Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9 – 11-х классах»: лекции 1-4. – М.: педагогический университет «Первое сентября», 2008

Шклярова Т.В. Сборник диктантов по русскому языку для школьников и абитуриентов. М., 2005

Готовимся писать сжатое изложение (из статьи Г.А.Сидоровой, члена Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку. Научно-методический журнал «Око», № 5 – 2008г.).

Используемые ресурсы

http://www.fipi.ru/

http://www.yugzone.ru/konkurs/rezult.htm

http://www.opennet.ru/docs/RUS/inet_book/2/26/comp_26.html http://yandex.ru/yandsearch?clid=149160&yasoft=barff&text=

webreading.ru/…/vladimir-solouhin-kameshki-na-ladoni.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя