СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнение "Приемы сжатия текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнение "Приемы сжатия текста", помогающее написать изложение. Можно использовать для подготовки к экзаменационному  изложению в 9 классе (ОГЭ). Для учащихся 9-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Упражнение "Приемы сжатия текста"»

1. Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения.

Исходный вариант: Труд не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда. (37 слов)

Сжатый вариант:



2. Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Исходный вариант: Наука требует внимания и сосредоточения, а это все не сразу дается. Наука требует любви к изучаемому предмету, а это требует воспитания. (21 слово)

Сжатый вариант:



3. Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части.

Исходный вариант: Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное и великое, которое недоступно наблюдению и уму. (27 слов)

Сжатый вариант:



4. Разбивка сложного предложения на сокращенные простые.

Исходный вариант: Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. (21 слово)

Сжатый вариант:



5. Перевод прямой речи в косвенную.

Исходный вариант: Известно, что мухомор – гриб ядовитый. И вот люди про него пишут: «Своим ярким, бросающимся в глаза видом он как бы предупреждает: «Осторожно, не трогайте меня, я – ядовит!» (27 слов)

Сжатый вариант:





6. Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.

Исходный вариант: Муравей не знает человека. Мы для него как таковые в нашем обличье не существуем. Он нас не видит внешне, а тем более за семью печатями для него наша сущность. Мы существуем для него только как некая неприятная неизбежность, вроде тайфуна, землетрясения, внезапной гибели. Между тем мы можем косвенно влиять на поведение муравьев. Положив падаль в определенном месте, мы можем заставить их ползти в эту сторону, а не в ту. Мы для них как бы высшая воля. Не совсем высшая, конечно, но все-таки. Солнца погасить не можем, но загородить его навесом в нашей власти. Вырубив лес, поджигая лес, посыпав лес химическим порошком, затопив лес водохранилищем, насадив новый лес, мы выступаем для них как сила почти что комического порядка. (116 слов)

Сжатый вариант:




7. Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Исходный вариант: Бродя среди живой толпы, отыскивая всюду жизнь, я, между прочим, наткнулся на великолепное прошедшее: на Вестминстерское аббатство, и был счастливее в это утро. Такие народные памятники – те же страницы истории, но тесно связанные с текущей жизнью. Их, конечно, надо учить наизусть, да они сами так властно ложатся на память. Впрочем, глядя на это аббатство, я даже забыл историю, – оно произвело на меня впечатление чисто эстетическое. Меня поразил готический стиль в этих колоссальных размерах. Я же был во время службы с певчими, при звуках великолепного органа. Фантастическое освещение цветных стекол в стрельчатых окнах, полумрак по углам, белые статуи великих людей в нишах и безмолвная, почти недышащая толпа молящихся – все это образует одно общее, грандиозное впечатление, от которого долго слышится какая-то музыка в нервах. (122 слова)

Сжатый вариант:

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!