СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы технологий проблемного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение на уроках  различных инновационных технологий, в том числе и проблемного обучения, помогают сделать уроки более яркими, разнообразными.

Просмотр содержимого документа
«Приемы технологий проблемного обучения.»

Девиз «Создать проблему? Нет проблем!» Приемы технологий проблемного обучения

Девиз «Создать проблему? Нет проблем!»

Приемы технологий проблемного обучения

Проблемное обучение       - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение учебными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение

- это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение учебными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Функции проблемного обучения Общие Специальные Усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся Воспитание навыков творческого усвоения знаний Воспитание навыков творческого применения знаний Формирование и накопление опыта творческой деятельности Формирование диалектико-материалистического мышления, как основы мировоззрения школьников ( Сообщать противоречиям разумные формы разрешения – в этом состоит задача диалектического мышления).

Функции проблемного обучения

Общие

Специальные

Усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности

Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся

Воспитание навыков творческого усвоения знаний

Воспитание навыков творческого применения знаний

Формирование и накопление опыта творческой деятельности

Формирование диалектико-материалистического мышления, как основы мировоззрения школьников

( Сообщать противоречиям разумные формы разрешения – в этом состоит задача диалектического мышления).

Условия реализации проблемной технологии Отбор самых актуальных задач Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка

Условия реализации проблемной технологии

Отбор самых актуальных задач

Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы

Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств

Личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка

Проблемное изложение Частично-поисковый Методы проблемного обучения Исследовательский

Проблемное

изложение

Частично-поисковый

Методы проблемного обучения

Исследовательский

Структура применения проблемного метода Проблемнаяситуация Проблема Прогнозирование Решение Формулирование проблемы (данное и искомое) Проблемная задача (условие и требование)

Структура применения проблемного метода

Проблемнаяситуация

Проблема

Прогнозирование

Решение

Формулирование проблемы (данное и искомое)

Проблемная задача (условие и требование)

Проблемная ситуация: средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Содержание проблемных ситуаций Неизвестен способ деятельности Неизвестна цель Неизвестны условия деятельности Неизвестен объект деятельности

Проблемная ситуация:

средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Содержание проблемных ситуаций

Неизвестен способ деятельности

Неизвестна цель

Неизвестны условия деятельности

Неизвестен объект деятельности

Проблемная задача:  форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными знаниями. Активная мыслительная деятельность Действия учащихся Анализ фактов Выяснение причин происхождения объектов Выяснение причинно-следственных связей объектов

Проблемная задача:

форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными знаниями.

Активная мыслительная деятельность

Действия учащихся

Анализ фактов

Выяснение причин происхождения объектов

Выяснение причинно-следственных связей объектов

Правила создания проблемных ситуаций Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий. Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.

Правила создания проблемных ситуаций

  • Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.
  • Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.
  • Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.
  • С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.
Правила создания проблемных ситуаций Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков. Это служит непосредственным образовательным целям. Благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их умения в итоге получат определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала. Это служит непосредственным образовательным целям. Благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их умения в итоге получат определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.

Правила создания проблемных ситуаций

  • Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков.
  • Это служит непосредственным образовательным целям. Благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их умения в итоге получат определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.
  • Это служит непосредственным образовательным целям.
  • Благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их умения в итоге получат определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.
Правила создания проблемных ситуаций Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.

Правила создания проблемных ситуаций

  • Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
  • Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
  • Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
Приемы создания проблемной ситуации   классические мотивирующие сокращенные  1 Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно». 2. Демонстрация непонятных явлений. 3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». 1.Проблемная ситуация «с удивлением». 2. Проблемная ситуация «с затруднением». 1Побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2. Подводящий к проблеме диалог. 3. Подводящий от проблемы диалог.

Приемы создания проблемной ситуации

классические

мотивирующие

сокращенные

1 Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

2. Демонстрация непонятных явлений.

3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».

1.Проблемная ситуация «с удивлением».

2. Проблемная ситуация «с затруднением».

1Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2. Подводящий к проблеме диалог.

3. Подводящий от проблемы диалог.

Структура проблемного урока   1.Организационный момент - включение детей в деятельность; - выделение содержательной области. 2. Актуализация знаний - воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания; - фиксирование затруднения в деятельности по известной норме. 3. Постановка учебной проблемы - определение затруднения, его место. - определение необходимости нового знания. 4. «Открытие» учащимися нового знания - выдвижение гипотезы; проверка гипотезы

Структура проблемного урока

  • 1.Организационный момент
  • - включение детей в деятельность;
  • - выделение содержательной области.
  • 2. Актуализация знаний
  • - воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;
  • - фиксирование затруднения в деятельности по известной норме. 3. Постановка учебной проблемы
  • - определение затруднения, его место.
  • - определение необходимости нового знания.
  • 4. «Открытие» учащимися нового знания
  • - выдвижение гипотезы; проверка гипотезы
Структура проблемного урока 5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов; - фиксирование уже оформленного знания. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе; - самостоятельное решение типовых заданий; - самостоятельная проверка учащимися своей работы. 7. Повторение - включение нового материала в систему знаний; - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала. 8. Итог занятия - рефлексия деятельности на уроке; - самооценка учащимися собственной деятельности

Структура проблемного урока

  • 5. Первичное закрепление
  • - внешнее оформление новых алгоритмов;
  • - фиксирование уже оформленного знания.
  • 6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
  • - самостоятельное решение типовых заданий;
  • - самостоятельная проверка учащимися своей работы.
  • 7. Повторение
  • - включение нового материала в систему знаний;
  • - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
  • 8. Итог занятия
  • - рефлексия деятельности на уроке;
  • - самооценка учащимися собственной деятельности
Преимущества технологии проблемного обучения  Приобретение учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков.  Способствует достижению высокого уровня умственного развития.  Формирует способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности.  Развивает интерес к творческому труду.  Обеспечивает прочные результаты обучения.

Преимущества технологии проблемного обучения

  • Приобретение учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков.
  • Способствует достижению высокого уровня умственного развития.
  • Формирует способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности.
  • Развивает интерес к творческому труду.
  • Обеспечивает прочные результаты обучения.
Актуализация опорных знаний и способов действия       Вопросы по теме прошлого урока:  - Какой цвет считается основным в гжельской росписи? Вопросы по теме прошлого урока:  - Какой цвет считается основным в гжельской росписи? Что чаще всего изображали мастера на изделиях? Какие изделия изготавливали гжельские мастера?) Что чаще всего изображали мастера на изделиях? Какие изделия изготавливали гжельские мастера?) Пример практического применения  метода проблемного обучения: 5 класс. Второй урок по теме «Гжель. Истоки и современное развитие промысла»

Актуализация опорных знаний и способов действия

  • Вопросы по теме прошлого урока: - Какой цвет считается основным в гжельской росписи?
  • Вопросы по теме прошлого урока:
  • - Какой цвет считается основным в гжельской росписи?
  • Что чаще всего изображали мастера на изделиях? Какие изделия изготавливали гжельские мастера?)
  • Что чаще всего изображали мастера на изделиях?
  • Какие изделия изготавливали гжельские мастера?)

Пример практического применения метода проблемного обучения:

5 класс. Второй урок по теме «Гжель. Истоки и современное развитие промысла»

Создание проблемной ситуации Вопрос учителя: Вопрос учителя: Для чего нужно изучать традиции старинных промыслов? (Мы должны знать историю своей Родины и передать опыт прошлых поколений будущим) Для чего нужно изучать традиции старинных промыслов? (Мы должны знать историю своей Родины и передать опыт прошлых поколений будущим) Постановка проблемы Поиск решения проблемы  Вопрос учителя: Вопрос учителя:  Варианты ответов учеников: Варианты ответов учеников: Можно ли использовать традиции гжельской росписи для украшения предметов современного быта? Где бы вы их применили? Можно ли использовать традиции гжельской росписи для украшения предметов современного быта? Где бы вы их применили? При украшении одежды, современных предметов быта, интерьера кухни и т.д. При украшении одежды, современных предметов быта, интерьера кухни и т.д.

Создание проблемной ситуации

  • Вопрос учителя:
  • Вопрос учителя:
  • Для чего нужно изучать традиции старинных промыслов? (Мы должны знать историю своей Родины и передать опыт прошлых поколений будущим)
  • Для чего нужно изучать традиции старинных промыслов? (Мы должны знать историю своей Родины и передать опыт прошлых поколений будущим)

Постановка проблемы

Поиск решения проблемы

  • Вопрос учителя:
  • Вопрос учителя:

  • Варианты ответов учеников:
  • Варианты ответов учеников:
  • Можно ли использовать традиции гжельской росписи для украшения предметов современного быта? Где бы вы их применили?
  • Можно ли использовать традиции гжельской росписи для украшения предметов современного быта? Где бы вы их применили?
  • При украшении одежды, современных предметов быта, интерьера кухни и т.д.
  • При украшении одежды, современных предметов быта, интерьера кухни и т.д.
Проблемная задача ( условие и требования ) Учащимся разбиться на две группы. Каждая группа самостоятельно выбирает область применения гжельской росписи ,назначает старшего мастера. Он следит, чтобы работы учащихся не повторяли друг друга, на листе ватмана пишет название работы и приклеивает готовые вырезанные эскизы, составив композицию. Затем он представляет работу группы возле доски. Учащимся разбиться на две группы. Каждая группа самостоятельно выбирает область применения гжельской росписи ,назначает старшего мастера. Он следит, чтобы работы учащихся не повторяли друг друга, на листе ватмана пишет название работы и приклеивает готовые вырезанные эскизы, составив композицию. Затем он представляет работу группы возле доски.

Проблемная задача

( условие и требования )

  • Учащимся разбиться на две группы. Каждая группа самостоятельно выбирает область применения гжельской росписи ,назначает старшего мастера. Он следит, чтобы работы учащихся не повторяли друг друга, на листе ватмана пишет название работы и приклеивает готовые вырезанные эскизы, составив композицию. Затем он представляет работу группы возле доски.
  • Учащимся разбиться на две группы. Каждая группа самостоятельно выбирает область применения гжельской росписи ,назначает старшего мастера. Он следит, чтобы работы учащихся не повторяли друг друга, на листе ватмана пишет название работы и приклеивает готовые вырезанные эскизы, составив композицию. Затем он представляет работу группы возле доски.
Применение ранее полученных знаний в новой ситуации Самостоятельная работа учащихся в группах. Самостоятельная работа учащихся в группах. (Учитель оказывает индивидуальную помощь, дает советы по композиции рисунка) (Учитель оказывает индивидуальную помощь, дает советы по композиции рисунка)

Применение ранее полученных знаний в новой ситуации

  • Самостоятельная работа учащихся в группах.
  • Самостоятельная работа учащихся в группах.
  • (Учитель оказывает индивидуальную помощь, дает советы по композиции рисунка)
  • (Учитель оказывает индивидуальную помощь, дает советы по композиции рисунка)
Подведение итогов      Обсуждение работ учащихся. Обсуждение работ учащихся. -Чем эти работы похожи на работы гжельских мастеров? -Чей проект оказался самым интересным ? Почему? -Чем эти работы похожи на работы гжельских мастеров? -Чей проект оказался самым интересным ? Почему? -Какой вывод можно сделать, исходя из темы урока?  ( Применяя гжельскую роспись при украшении современных предметов быта, мы продолжаем традиции старинного русского промысла)  -Какой вывод можно сделать, исходя из темы урока?  ( Применяя гжельскую роспись при украшении современных предметов быта, мы продолжаем традиции старинного русского промысла)

Подведение итогов

  • Обсуждение работ учащихся.
  • Обсуждение работ учащихся.
  • -Чем эти работы похожи на работы гжельских мастеров? -Чей проект оказался самым интересным ? Почему?
  • -Чем эти работы похожи на работы гжельских мастеров?
  • -Чей проект оказался самым интересным ? Почему?
  • -Какой вывод можно сделать, исходя из темы урока? ( Применяя гжельскую роспись при украшении современных предметов быта, мы продолжаем традиции старинного русского промысла)
  • -Какой вывод можно сделать, исходя из темы урока? ( Применяя гжельскую роспись при украшении современных предметов быта, мы продолжаем традиции старинного русского промысла)
Пример. Урок «Окружающий мир».  Тема урока: «План и карта».   Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта».

Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».   Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?

Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».

Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?

Применение на уроках различных   инновационных технологий, в том числе и   проблемного обучения, помогают сделать уроки   более яркими, разнообразными. У обучающихся   развивается творческое воображение, повышается   уровень мотивации к обучению, и , как   следствие, повышается интерес к   преподаваемому предмету.

Применение на уроках различных инновационных технологий, в том числе и проблемного обучения, помогают сделать уроки более яркими, разнообразными. У обучающихся развивается творческое воображение, повышается уровень мотивации к обучению, и , как следствие, повышается интерес к преподаваемому предмету.

Рефлексия    Творческая работа в группах.  Подводя итог работы предлагаю Вам составить  «синквейн» Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строчка образована тремя глаголами описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Рефлексия

Творческая работа в группах.  Подводя итог работы предлагаю Вам составить  «синквейн»

  • Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строчка образована тремя глаголами описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!