СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы, виды и формы работы по подготовке к ЕГЭ. Написание эссе по обществознанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

вВыступление на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Приемы, виды и формы работы по подготовке к ЕГЭ. Написание эссе по обществознанию.»

Приемы, виды и формы работы по подготовке к ЕГЭ. Написание эссе по обществознанию.

ЕГЭ по обществознанию – один из самых популярных и востребованных экзаменов по выбору. Это накладывает большую ответственность на учителя при подготовке учеников.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию несколько отличается от подготовки к экзаменам по другим предметам. Обществознание – это комплексный предмет, включающий в себя знания по философии, психологии, социологии, экологии, культурологии, истории, экономики, различных отраслей права. Также иногда требуется привлекать знания и из других наук, например, литературы, биологии, ОБЖ, географии. Обществознание – это социальная наука, претерпевающая изменения практически каждый день. В тестовых заданиях часто встречаются вопросы, проверяющие знания школьника о современной политической и социальной обстановке в мире. А школьная программа усложняется с каждым годом, и, для того чтобы знать обществознание на «отлично» уже недостаточно просто ознакомиться с материалом учебника: необходимо быть подкованным во многих социальных науках. Именно поэтому подготовка к экзамену по обществознанию должна строиться последовательно и систематично, также осуществляться на высоком для детей уровне трудности. Это значит, что не нужно бояться включения в задания для работы на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса. Такая отработка материала приучает детей не бояться и не теряться перед сложными вопросами.

Одним из важнейших моментов подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы используются различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа.

Обществоведческие дисциплины напичканы сложной терминологией, без знания которой невозможно сдать ЕГЭ с высокими показателями. Значит, нужно так организовать работу, чтобы дети постоянно тренировали свою память и учились грамотно манипулировать терминологией. Поэтому необходимо постоянно повторять и закреплять термины. Для этого существует масса приёмов и методов: это и систематическое ведение словарей, и работа по карточкам, и словарные диктанты, и игры. Дети должны учиться пользоваться терминами, составлять предложения с ними и приводить примеры.

Значительную сложность для выпускников представляет умение составлять развернутый план по теме. Так как они должны не только знать материал по предложенной проблеме, но и грамотно сформулировать и детализировать пункты плана. Поэтому на занятиях учащимся предлагается составление планов по каждой изучаемой теме.

Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это неумение работать с текстовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В экзаменационной работе им крайне редко предлагается отрывок из какого-либо литературного произведения. Чаще всего учащиеся должны проанализировать научную статью , заметку из журнала или выдержку из энциклопедии. Язык этих отрывков сильно отличается от того, к которому дети привыкли в школе, поэтому для обсуждения различных проблем на уроках используется текст из разных источников. Он помогает привыкнуть к научному и публицистическому языку, а также изучить проблему с неожиданной стороны.

Одна из особенностей ЕГЭ по обществознанию – необходимость написания эссе. Готовить детей к эссе можно по - разному. Эссе необходимо написать по высказыванию одного из деятелей. Главное при работе над сочинением правильно раскрыть смысл высказывания, поэтому в течение всего периода обучения (лучше всего с 5 класса) мы на уроках учимся объяснять смысл наиболее часто используемых высказываний. Чаще всего на уроках используются высказывания по изучаемой теме, что помогает закрепить материал.

Второй составляющей эссе является теоретическое обоснование проблемы. Учащемуся необходимо объяснить термины, встреченные им в суждении и его собственном объяснении проблемы. Это еще раз подтверждает необходимость постоянной работы с терминами.

Важную часть мини-сочинения составляет фактическая аргументация, т.е. подтверждение примерами из литературы, истории или личного опыта высказанной точки зрения. Главной трудностью для 11ти-классников является соотнесение полученного ранее опыта с действительностью. Поэтому только постоянное привлечение жизненных и литературных примеров в ходе изучения различных тем помогает им справиться с этой проблемой.

Главное, для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении заданий. Чем больше учащиеся решат заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

Выявленные во время тренировок пробелы знаний позволяют их вовремя ликвидировать. Поэтому анализ работ проводиться совместно с учениками, чтобы они могли задать свои вопросы и совместно с классом и учителем решить трудный вопрос. После этого всегда используются аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывается их решение.

Большую помощь в работе с различными заданиями и решении задач играют интерактивные методы. Это и работа с презентациями, и подготовка проектов, и работа с интернет ресурсами (например «Решу ЕГЭ»).

Очень важно, донести до детей простую истину, что результат ЕГЭ будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.