Преподавание истории в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования
Преподавание истории в школе в связи с переходом на новые федеральные стандарты основано на Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и обновления структуры школьного исторического образования Необходимость разработки этого документа определяется возросшими требованиями общества к качеству исторического образования, общественным интересом к событиям отечественной истории, развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний. Ключевая задача разработки нового учебно-методического комплекса по отечественной истории - обеспечить научно-исторические и методические условия для формирования российской гражданской идентичности российской молодежи, прежде всего школьников и студентов. Концепция включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт разработан Российским историческим обществом по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. Над Концепцией работали ведущие ученые России. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма школьников, развитие компетенций учащихся общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Реализация Концепции предполагает не только создание УМК, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно- образовательного пространства в сети Интернет. Успешная реализация Концепции возможна при условии проведения в общеобразовательной организации комплекса мероприятий, направленных на расширение исторического учебно-информационного пространства, наполнения его научно обоснованными материалами как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных организаций. В федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. 2 № 576), включены 14 учебников истории России, соответствующие Концепции.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современной ситуации и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
В Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории отражены базовые принципы школьного исторического образования. Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах: принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований; многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств; многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества; исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально- гуманитарного цикла; антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого; историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
В соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования обязательный учебный предмет «История» рекомендуется изучать на уровне основного общего образования в 5-9 классах в объеме 374 часа (при 34 неделях учебного года), в 5-8 классах - по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю. Изучение учебного предмета «История», включённого в предметную область «Общественно-научные предметы», основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.
Структурно учебный предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.
Классы | Объём учебного времени (федеральный компонент), ч | Разделы примерной программы | Резерв учебного времени , ч |
История России | Всеобщая история |
V–VI | 140 | История России (с древности до XV в.) – не менее 40 ч | История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч | 25 |
VII–VIII | 140 | История России (XVI – начало ХХ вв.) не менее 72 ч | История Нового времени (XVI – начало ХХ вв.) – не менее 48 ч | 20 |
IX | 70 | Новейшая и современная история России – не менее 36 ч | Новейшая и современная история – не менее 24 ч | 10 |
X | 70 | История России (с древнейших времён до середины XIX в.) – не менее 36 ч | Всеобщая история (с древнейших времён до середины XIX в.) – не менее 24 ч | 10 |
XI | 70 | История России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 36 ч | Всеобщая история (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 24 ч | 10 |
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с учебным предметом «История» начинается в 5 классе с курса всеобщей истории. Курс отечественной истории является важнейшим компонентом учебного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в 4 содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории России будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. За счет более детального изучения исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного анализа. Историческое образование в выпускном классе средней школы может носить дифференцированный характер. В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации изучение истории осуществляется на базовом и/или углубленном уровнях. Образовательной организации предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана, реализации одного или нескольких профилей обучения.
Переход на новую структуру и содержание исторического образования началось осенью 2015/2016 учебного года с 6 класса.
Согласно Концепции обучение истории завершается в 10 классе. В настоящее время не принято окончательного решения о том, какие учебники и какое содержание исторического образования будет реализовываться в 11 классе. В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники пользуются свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Таким образом, на усмотрение учителя истории в 11 классе в переходный период возможны несколько вариантов изучения истории, а также их сочетание.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение 5 лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу данного приказа учебники, исключенные из федерального перечня учебников. Однако использование учебников истории России, исключенных из федерального перечня учебников, предполагает необходимость корректирования преподавания курсов истории России в соответствии с новой структурой 6 исторического образования, с требованиями историко-культурного стандарта, примерной основной образовательной программой основного общего образования.
Наибольшую сложность для учителей истории может представлять сам переходный период с концентрической системы исторического образования на линейную, так как в условиях перехода на Историко-культурный стандарт возникает несоответствие структуры и отдельных сюжетов преподавания истории России. Рекомендуется приступить к изучению истории России по новым УМК с 6 класса, в них уже учтены все изменения хронологических рамок изучаемого периода в соответствии с линейной структурой и ориентированность изучаемых тем на историко-культурный стандарт. Если же преподавание истории России в 6 классе осуществляется по учебникам, ранее включенным в федеральный перечень учебников, учителю необходимо самостоятельно учесть изменение хронологических рамок изучаемого периода истории до конца правления Ивана III (1505). Это означает, что данный период истории изучается в соответствии с новыми требованиями более подробно, чем в старых учебниках. Изучение периода истории, связанного с правлением Василия III (1505-1533) и Ивана Грозного (1533- 1584) соответственно переносится в 7 класс. Для обучающихся, начинающих изучение истории России в соответствии с новыми требованиями в 7 классе, необходимо предусмотреть повторение тем, связанных с историческими событиями 1505-1584 гг. (ориентировочно в объеме 10 часов). Чтобы избежать полного повторения ранее изученных тем, уже знакомых школьникам, их внимание необходимо сконцентрировать на темы и сюжеты, предусмотренные историко-культурным стандартом.
Также рекомендуется усилить сравнительные линии отечественной и всемирной истории, более пристально подойти к изучению вопросов культуры и истории народов России, не вошедших в данный исторический период в состав России и развивающихся в иных цивилизационно-культурных пространствах, и т.д.
Среди рекомендуемых форм уроков возможны ученические конференции, защиты проектов, круглые столы, лабораторные практикумы. Для обучающихся, начинающих изучение истории России в соответствии с новыми требованиями в 8 классе, имеются два пути изучения истории России.
Путь первый. Чтобы не возникло ощущения повторения уже изученного материала, учитель может организовать изучение истории России по пути усиления историко-культурологического подхода, так, как это предложено для 7 класса. Основное внимание при этом уделяется осмыслению особенностей российской цивилизации, многонационального государства и формирования российской идентичности в условиях европеизации. В частности, необходимо уделить внимание следующим сюжетам: сущности и последствиям культурно-исторического раскола в российском обществе, связанного с европеизацией страны; рождению светской культуры; влиянию элементов протестантизма, рационализма и эпохи Просвещения на представления россиян о личности человека, о государстве, государственности, праве, династии и власти, возможностей её смены, о трудовой этике и профессионализме, о переходе от общинных отношений к общественным (социальным), о сословном строе, о правах и обязанностях подданных, о религии и церкви, их роли в жизни государства и общества; сущности и последствий фактического участия России в вестфальской системе международных отношений, включая войны с европейскими государствами и разделы Польши; включению в состав империи польского населения, расширению территории страны на юго-западе (Новороссия и Крым) и его многонациональной колонизации (немцы, сербы, греки, армяне и т.д.); феномену массового притока иностранцев в систему государственной власти и государственного управления, образования и науки, его влиянию на национальное самосознание (менталитет) россиян; особенности складывания российской интеллектуальной элиты и деятельности просветителей народов России; истории повседневности; истории идей; 8 изучению истории и культуры народов, не вошедших в состав России к началу XIX века, но впоследствии оказавшихся в её границах. Такое изучение истории при приоритете интерактивных форм уроков и расширении сферы историко-культурологического подхода предпочтительно в классах, изучающих углублённый курс истории.
Путь второй. Для большинства школьников, изучающих в 8 классе историю на базовом уровне, рекомендуем сразу перейти к изучению событий, процессов, фактов и явлений XIX века либо по новым учебникам для 9 класса, либо по старым учебникам с соответствующей корректировкой по тематике историко-культурного стандарта и завершить его рубежной датой 1861 года с тем, чтобы в 9 классе довести преподавание курса до начала Первой мировой войны. По тематике историко- культурного стандарта необходимо сконцентрировать внимание школьников на продолжении культурологических сюжетов предшествующего столетия, перечисленных выше, а также на роли России в венской системе международных отношений, национально-культурном возрождении славянских народов империи, влиянии событий 1812 года на особенности формирования национального самосознания и российской гражданской идентичности, истории повседневности.
Для учащихся 10 класса возможно не хронологическое, а проблемно- тематическое изучение истории России в 1914-2015 гг. с осмыслением событий ХХ – начала XXI века в исторической ретроспективе. Проблемно-тематическое изучение истории должно строиться в соответствии с требованиями историко- культурного стандарта и не подразумевает строго хронологического принципа преподавания истории. Историческое образование в выпускном классе средней школы может иметь дифференцированный характер.
В качестве варианта можно рассмотреть разработку и реализацию интенсивного курса подготовки к сдаче ЕГЭ по истории. При переходе от концентрической структуры к линейной учителю истории следует иметь в виду, что изменится содержание итоговых экзаменов в 9 и 11 классах, так как имеются значительные различия в периодизации и тематике курсов истории.