СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Архитектурный облик Древней Руси"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из самых значительных пластов культурного наследия является искусство средневековой Руси. Храмовое искусство пришедшее на Русь из Византии, было тут же подвержено влиянию отечественных культурных традиций. Русское искусство в эпоху Средневековья основывалось на религиозных образах, сюжетах и было неразрывно связанно с христианской верой.

Урок МХК для 10 класса создан в виде презентации и дает представление о храмовом строительстве на Руси, о его закономерностях, о внешней символике храмов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Архитектурный облик Древней Руси"»

Какое отношение эпиграф имеет к теме урока?  О, я хочу безумно жить!  Все сущее увековечить,  Безличное - вочеловечить,  Несбывшееся – воплотить.  А. Блок.

Какое отношение эпиграф имеет к теме урока?

О, я хочу безумно жить!

Все сущее увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить.

А. Блок.

По Ветхозаветному преданию, Господь, явившись Моисею, научил его, как строить храм. В основании храм имеет крест или корабль (церковь, как корабль спасает в житейском море). Храм снаружи увенчан куполами (1 -33). Венчает купол крест.
  • По Ветхозаветному преданию, Господь, явившись Моисею, научил его, как строить храм.
  • В основании храм имеет крест или корабль (церковь, как корабль спасает в житейском море).
  • Храм снаружи увенчан куполами (1 -33).
  • Венчает купол крест.
Макеты Софийского храма в Константинополе и Софийского храма в Киеве

Макеты Софийского храма в Константинополе и Софийского храма в Киеве

Дерево, а не камень служило на Руси основным строительным материалом, так что 9/10 русских церквей были деревянными.
  • Дерево, а не камень служило на Руси основным строительным материалом, так что 9/10 русских церквей были деревянными.
Внешний цвет храма  нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например: Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня   Голубой - в честь Пресвятой Богородицы   Красный - посвященный мученику (мученикам)   Зелёный - преподобному   Жёлтый - святителю

Внешний цвет храма

  • нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:
  • Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный - посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный - преподобному
  • Жёлтый - святителю
По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.   Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре  Двуглавый храм  два купола символизируют два естества Богочеловека   Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).  Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом  Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

  • Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре Двуглавый храм  два купола символизируют два естества Богочеловека   Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую). Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.
  • Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.
Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.  Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.  Тринадцатиглавый храм  тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.  Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.  Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.
  • Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцатиглавый храм тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.
Софийский храм  в Киеве. Форма купола имеет особое значение: шлемовидная – символ борьбы церкви с силами зла, борьбы с врагом, луковичная – символ пламени свечи.

Софийский храм в Киеве.

  • Форма купола имеет особое значение:
  • шлемовидная – символ борьбы церкви с силами зла, борьбы с врагом,
  • луковичная – символ пламени свечи.

Храм Василия Блаженного. «…Дарова Иоану III бог дву мастеров по реклу Посника и Барму…» и воздвигнут был храм в честь взятия Казани. Красоту и славу символизирует он.

Храм Василия Блаженного.

  • «…Дарова Иоану III бог дву мастеров по реклу Посника и Барму…» и воздвигнут был храм в честь взятия Казани. Красоту и славу символизирует он.
Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.
  • Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.
Цвет купола. Золото  – символ небесной славы, Синий со звездами  – посвящен Богородице, Зеленый – цвет Святого духа. Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами. В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Цвет купола.

Золото – символ небесной славы,

Синий со звездами – посвящен Богородице,

Зеленый – цвет Святого духа.

  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
  • В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

В 1328 году княжение окончательно перешло к Москве, Русь объединялась, и это сформировало новый общерусский архитектурный стиль. Началась колоссальная перестройка Московского Кремля и создание нового городского ансамбля. Москва выписывает из Твери, Пскова, Ростова лучших зодчих и обращается к иноземным мастерам.
  • В 1328 году княжение окончательно перешло к Москве, Русь объединялась, и это сформировало новый общерусский архитектурный стиль. Началась колоссальная перестройка Московского Кремля и создание нового городского ансамбля.
  • Москва выписывает из Твери, Пскова, Ростова лучших зодчих и обращается к иноземным мастерам.
Церковь Покрова в Филях. Традиционное пятиглавие означает самого Христа и четырех евангелистов. Центральная глава возносится над всеми остальными.

Церковь Покрова в Филях.

  • Традиционное пятиглавие означает самого Христа и четырех евангелистов. Центральная глава возносится над всеми остальными.
Церковь в Никитниках. Органическая связь с природой характерна для древнерусского зодчества. Новый необычный стиль появляется в творениях русских зодчих.

Церковь в Никитниках.

  • Органическая связь с природой характерна для древнерусского зодчества.
  • Новый необычный стиль появляется в творениях русских зодчих.
Надвратная церковь Иоана Предтечи. В результате творческого общения формировалась новая общерусская архитектурная школа .

Надвратная церковь Иоана Предтечи.

  • В результате творческого общения формировалась новая общерусская архитектурная школа .
Материалы https://ru.wikipedia.org/ http://artwwworld.org.ua/Istorija_iskusstv/Iskusstvo_srednevekovoj_Rusi  historicus.ru

Материалы

  • https://ru.wikipedia.org/
  • http://artwwworld.org.ua/Istorija_iskusstv/Iskusstvo_srednevekovoj_Rusi
  • historicus.ru