Дефекты зрения
Научно-исследовательская работа
Автор: Комарова Екатерина
ученица 9класса
БОУ «СОШ №126» города Омска
Руководитель: Пономарева Ольга Михайловна
Учитель физики
Внутреннее несогласие с самим собой, ощущение себя “не от мира сего”, нежелание кого-то простить, состояние подавленности, застарелые обиды, неспособность с радостью смотреть вперед, боязнь заглянуть действительности в глаза и т. п. — все это скрытые психологические причины ухудшения зрения.
Актуальность темы
33,7%
66,3%
Зрение обучающихся БОУ «Средняя общеобразовательная школа №126» (данные анкетирования)
Какие болезни глаз и дефекты зрения обнаружены у обучающихся БОУ «СОШ №126»
- Близорукость (миопия слабой, средней и высокой степени)- 32,2%
- Астигматизм (9,7%)
- Спазм аккомодации (47%)
- Косоглазие(2,3%)
- Катаракта (0,5%)
Цель исследования
- Физическое объяснение дефектов зрения и болезней глаз.
- Исследование причин ухудшения зрения школьников БОУ «СОШ №126»
- Поиск путей решения проблемы улучшения качества зрения
Задачи исследования
- изучение имеющейся литературы по вопросу «Глаз и зрение. Дефекты зрения»
- сбор информации о качестве зрения учащихся школы (результаты медицинского обследования, анкетирование обучающихся)
- поиск информации о способах улучшения зрения и коррекции зрения
Зрительный анализатор
- Основной объём информации об окружающем мире человек получает по оптическому каналу(глазу).
Строение глаза
- Глаз- орган зрения животных и человека. Человеческий глаз - сложная оптическая система
- Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающее глазное яблоко).
Палочки и колбочки
Сетчатка глаза состоит из рецепторных клеток, имеющих форму палочек и колбочек. Палочки отвечают за, так называемое сумеречное зрение, с помощью которого различаются форма и размеры предметов, но не цвета. Цветовое зрение осуществляется с помощью колбочек.
Обработка зрительной информации
Механизм работы оптической системы глаза
Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке
(мозг«переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).
Эксперимент Дж. Стреттона
В 1896 году американский психолог Стреттон провел над собой эксперимент: он надел специальные очки, благодаря которым изображение предметов на сетчатке глаза становилось не обратным, а прямым. Мир в восприятии Стреттона перевернулся. Из-за этого произошло рассогласование работы глаз с другими органами чувств. У учёного появились симптомы морской болезни.
Лишь на пятый день Стреттон стал чувствовать себя также, как и до эксперимента. Мозг освоился к необычным условиям и Стреттон все предметы стал видеть нормально. Когда он снял очки, всё опять перевернулось, однако уже через 1,5 часа зрение восстановилось.
Данные медицинского обследования учащихся
6,6%
9,5%
47%
32,7%
Аккомодация глаза
- Аккомодация - способность глаза к изменению его оптической силы
- При переводе взгляда на другой предмет, нарушается резкость изображения на сетчатке. Сигнал об этом поступает в мозг. Хрусталик сжимается, увеличивается его оптическая сила, пока вновь не получится четкое изображение предмета на сетчатке.
Настройка на зрение вблизи и вдаль
А к к о м о д а ц и я.
Наблюдение изменения диаметра зрачка при аккомодации
- При взгляде на темный предмет диаметр зрачка увеличивается, а на освещенный предмет диаметр зрачка уменьшается.
- Наблюдая одним глазом малое отверстие в черной бумаге, замечаем, что диаметр зрачка увеличивается. Закрыв глаз рукой, а через несколько секунд открыв, замечаем, что диаметр отверстия уменьшается.
Изменение с возрастом оптической силы глаза
Возраст,
лет
Оптическая
10
Сила, дптр
73
14-17
18-35
70
67
35-40
64
40-50
62
50-60
60
60-70
58
Уменьшение с возрастом оптической силы глаза объясняется постепенным снижением сокращательной способности цилиарной мышцы и уменьшением эластичности хрусталика.
Спазм аккомодации (ложная близорукость)
Это результат тяжёлого зрительного переутомления . Если аккомодационные мышцы не расслабляются, то человек начинает плохо видеть вдаль. При спазме нарушается работа глазной (цилиарной) мышцы , и глаз не способен поддерживать чёткое видение предметов, находящихся на разном расстоянии от человека.
Спазм аккомодации
Причины спазма:
- Зрительное утомление при работе на близком расстоянии
- Действие на глаз очень яркого света
- При контузиях,
закрытых травмах черепа
Последствия:
если спазм не снимать, то он может перейти в истинную близорукость.
Симптомы:
- Понижение остроты зрения при взгляде вдаль
- Боли в глазах, области лба, висков
- Быстрое утомление при зрительной работе на близком расстоянии.
Астигматизм
- Астигматизм - дефект зрения, связанный с не сферичностью роговицы, то есть её различной кривизной в разных плоскостях.(Человек четко видит горизонтальные линии, но размыто видит вертикальные линии, или наоборот)
Близорукость (миопия)
- Близорукость( миопия )- глаз либо удлинён, либо имеет меньший радиус кривизны роговицы
по сравнению с нормальным глазом. Поэтому пучок параллельных лучей преломляется излишне, сходясь в точке перед сетчаткой
Дальнозоркость
- Дальнозоркость( гиперметропия ) – меньшая длина дальнозоркого глаза или больший радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом. Пучок лучей сходится за сетчаткой.
Близорукость и дальнозоркость
Примерно так видят человека люди с дефектами зрения (астигматизмом, близорукостью и дальнозоркостью).
Болезни глаз
Катаракта – помутнение хрусталика глаза
Причины:
- воздействие на хрусталик постоянного
электромагнитного излучения
Глаукома – сужение поля зрения глаза
Причина: повышенное внутриглазное давление.
Катаракта и глаукома приводят к полной слепоте.
- Косоглазие
- Дальтонизм
- Катаракта
- Глаукома
Дальтонизм.
Дальтонизм - это нарушение цветоощущения глаза. Цветовая слепота зависит от отсутствия в сетчатке колбочек одного или нескольких типов, что связано с отсутствием гена, поэтому дальтонизм чаще всего передаётся по наследству.
Цветовое зрение
Глаз дальтоника
Нормальный глаз
Цветовое зрение.
Глаз дальтоника
Нормальный глаз
2%
7%
12%
Когда были впервые обнаружены дефекты зрения
30%
49%
21%
Для чего учащиеся используют компьютер?
79%
%
Сколько времени учащиеся проводят за компьютером?
Как влияет на зрение ПК
- Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отраженная.
- Зрительная нагрузка существенно возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана монитора на клавиатуру и бумажный текст.
- Зачастую невозможность правильно и рационально организовать рабочее место (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию.
Полезные советы
- Не пренебрегайте посещением офтальмолога, и не занимайтесь самолечением.
- ограничьте время работы за компьютером не более 4 часов в день(школьники – не более 3 часов)
- делайте обязательные паузы во время работы на близком расстоянии через каждые 20-30 минут
- выбрать правильно расстояние (не менее 60 см.) до монитора
- Освещение: должно изменяться так, чтобы устранить отражения, блики. Для этого можно использовать специальный козырек или фильтр.
- Чаще моргайте – это способствует увлажнению роговицы и массирует глазные яблоки.
%
На каком расстоянии учащиеся смотрят телепередачи?
Сколько времени учащиеся смотрят телепередачи?
%
Роль телевизора для зрения
Существует несколько объяснений:
- Глаза постоянно сфокусированы на одной плоскости, в результате чего мышцы перенапрягаются
- Не стабильное изображение на экране.
- На телеэкране предъявляется нерезкое изображение, далекое от разрешающей способности глаза.
- Диапазон изменения яркостей телеэкрана.
Для предупреждения зрительного утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия:
- освещение в комнате,
- расстояние от зрителя до телевизора,
- качество изображения на экране,
- длительность просмотра телепередачи
Влияет ли наследственность на зрение учащихся?
%
Влияет ли наследственность на зрение учащихся?
Также зрение может портиться
- от депрессии
- из-за мучных продуктов
- от неправильного положения рук
- слишком узкая одежда отрицательно влияет на зрение!
Профилактика
1. Рабочее место
2. Режим работы
3. Лечебная физкультура и процедуры.
4 . Питание (продукты, богатые витаминами А и С)
5. Лекарственные препараты.
Глазные капли.
Улучшают метаболизм и питание тканей глаза.
Витаминные препараты:
- Аскорбиновая кислота (вит. С) драже
- Ретинола ацетат (вит. А) капсулы
Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение.
Содержит: фосфор, натрий, марганец, йод, витамины С, В 6 В 2 , РР, Е, U, фолиевую кислоту, каротиноиды.
В чём польза: снимает утомление глаз, очищает кровь.
Норма в день: 100 г.
Как есть: в свежем, варёном виде,
можно делать сок.
Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение.
Содержит: витамины С, Р, В,, В 2 , А, К, Е, органические кислоты, натрий, кальций, марганец, железо.
В чём польза: обеспечивает прочность и эластичность сосудов глаз.
Норма в день: 1 стакан.
Как пить: в виде настоя.
Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение.
Содержат: белок, лютеин.
В чём польза : вещества препятствуют образованию катаракты, защищают глазной нерв, нейтрализуют вредное воздействие среды.
Норма в день : одно яйцо.
Как есть : в варёном и
жареном виде.
Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение.
Содержит: бета-каротин, йод, магний, железо, кальций, фосфор.
В чём польза: поддерживает процесс образования и роста клеток, улучшает функции зрения.
Норма в день: 1 средняя морковка.
Как есть: в свежем или тушёном виде, добавляя немного растительного масла или сметаны. Зимой, когда морковь уже не такая сочная, готовьте из неё свежевыжатый сок со сливками.
Упражнения для тела благотворно действуют и на глаза, но глазам никогда не бывает достаточно только этих упражнений - им необходимы еще и свои собственные.
1
2
4
5
6
7
8
Выводы:
- Проведенные исследования позволили выяснить, что 33,7% учащихся 6-й школы имеют нарушенное зрение, причем у 81%, из тех, у кого обнаружены дефекты, оно испортилось за время учебы.
- Выяснено что лишь 21 % учеников используют компьютер в познавательных целях и что 50% проводят за компьютером больше позволенного времени.
- Около 50% смотрят телепередачи ближе, чем предписано и 63% больше положенного времени.
Берегите себя и свои глаза!