СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ " ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение деепричастия несовершенного вида в 7 классе .

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ " ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА "»

 У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить её, уверяя, что отплатит добром за своё спасение. Лев, расхохотавшись, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. Попался лев охотникам и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла верёвку и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благородной».

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить её, уверяя, что отплатит добром за своё спасение. Лев, расхохотавшись, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. Попался лев охотникам и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла верёвку и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благородной».

Что называется деепричастным оборотом? Деепричастие + зависимое слово = деепричастный оборот Каким членом предложения является он?  обстоятельством _ . _ . _ . _ . _ . _ Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты? , / . _ . _ . _ . _ . . _ . _ . _ . _ . /,
  • Что называется деепричастным оборотом?

Деепричастие + зависимое слово = деепричастный оборот

  • Каким членом предложения является он?

обстоятельством _ . _ . _ . _ . _ . _

  • Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты?

, / . _ . _ . _ . _ . . _ . _ . _ . _ . /,

 «Деепричастия несовершенного вида»

«Деепричастия несовершенного вида»

Деепричастия не имеют самостоятельного значения времени, так как они обозначают действие либо одновременное с основным действием, либо предшествующее ему, указывают время по отношению ко времени поясняемого действия. Деепричастия несовершенного вида , как правило, обозначают действия, одновременные с поясняемыми действиями : Мы идём разговаривая . Мы шли разговаривая .

Деепричастия не имеют самостоятельного значения времени, так как они обозначают действие либо одновременное с основным действием, либо предшествующее ему, указывают время по отношению ко времени поясняемого действия. Деепричастия несовершенного вида , как правило, обозначают действия, одновременные с поясняемыми действиями : Мы идём разговаривая . Мы шли разговаривая .

Деепричастия На какие вопросы отвечают Несовершенного вида (незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с основным) Что делая? Как образуются Примеры Основа настоящего времени глагола несовершенного вида + суффикс -а(-я)   глядят →глядя кричат →крича улыбаются →улыбаясь  

Деепричастия

На какие вопросы отвечают

Несовершенного вида (незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с основным)

Что делая?

Как образуются

Примеры

Основа настоящего времени глагола несовершенного вида + суффикс -а(-я)

 

глядят →глядя

кричат →крича

улыбаются →улыбаясь

 

================================================== любить лю б ят -я  любя  (деепричастие несов.в.) держать дер ж ат а  держа  (деепричастие несов.в.)

==================================================

любить лю б ят -я

любя (деепричастие несов.в.)

держать дер ж ат а

держа (деепричастие несов.в.)

 От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса - учи : будут — будучи: «Но знай читатель, эти строки, с отрадой лёжа на боку, сложил я, будучи в дороге, от службы как бы в отпуску». (А. Твардовский)  Форма деепричастий несовершенного вида с суффиксом -учи(-ючи) сохранилась в народном языке: идучи, играючи, глядючи, жалеючи, припеваючи, умеючи : А смотрели в калитку соседушки, смеючись, на нас пальцем показывали. (М. Лермонтов)

От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса - учи : будут — будучи:

«Но знай читатель, эти строки, с отрадой лёжа на боку, сложил я, будучи в дороге, от службы как бы в отпуску». (А. Твардовский)

Форма деепричастий несовершенного вида с суффиксом -учи(-ючи) сохранилась в народном языке: идучи, играючи, глядючи, жалеючи, припеваючи, умеючи :

А смотрели в калитку соседушки, смеючись, на нас пальцем показывали. (М. Лермонтов)

 Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения. 1) Кошка бегала по кровле, (не)доумевая, куда спрыгнуть. 2) Мальчишки пом..рали со смеху, смотря на её отчаяние. 3) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож..дало её. 4) Князь, не теряя пр..сутствия духа, вынул из бокового к..рмана дорожный пистолет и выстрелил в маскирова(н,нн)ого разбойника. (А. С. Пушкин)

Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения.

1) Кошка бегала по кровле, (не)доумевая, куда спрыгнуть.

2) Мальчишки пом..рали со смеху, смотря на её отчаяние.

3) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож..дало её.

4) Князь, не теряя пр..сутствия духа, вынул из бокового к..рмана дорожный пистолет и выстрелил в маскирова(н,нн)ого разбойника. (А. С. Пушкин)

1 ) Кошка бегала по кровле ,/недоумевая /, куда спрыгнуть /. 2) Мальчишки помирали со смеху ,/смотря на её отчаяние/. 3) Долго плакала бедная девушка , /воображая всё, что ожидало её/. 4) Князь ,/не теряя присутствия духа /, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А. С. Пушкин)

1 ) Кошка бегала по кровле ,/недоумевая /, куда спрыгнуть /.

2) Мальчишки помирали со смеху ,/смотря на её отчаяние/.

3) Долго плакала бедная девушка , /воображая всё, что ожидало её/.

4) Князь ,/не теряя присутствия духа /, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А. С. Пушкин)

 Нельзя образов ать деепричастия несовершенного вида от некоторых глаголов: •  с основой на г, к (бегут, текут); •  с основой на шипящий (мажут, чешут); •  с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют); •   от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут); •   от глаголов с чередованием с — ш (пишут — писать)

Нельзя образов ать деепричастия несовершенного вида от некоторых глаголов:

с основой на г, к (бегут, текут);

с основой на шипящий (мажут, чешут);

с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);

от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут);

от глаголов с чередованием с — ш (пишут — писать)

Итоги урока - Как образуются деепричастия несовершенного вида? - Как образуются деепричастия несовершенного вида? -  От каких глаголов нельзя образовать деепричастия несовершенного вида?

Итоги урока

- Как образуются деепричастия несовершенного вида?

- Как образуются деепричастия несовершенного вида?

- От каких глаголов нельзя образовать деепричастия несовершенного вида?

 Домашнее задание  1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока. 2. Выполнить упражнение 177 (письменно).

Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить упражнение 177 (письменно).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!