СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для детей старшей группы ДОУ. "Знакомство дошкольников с народными играми АДЫГОВ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

По содержанию адыгейские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильным, ловким, выносливым, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Эти игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для детей старшей группы ДОУ. "Знакомство дошкольников с народными играми АДЫГОВ".»

Знакомство дошкольников с народными играми Составили: Чуц Фатима Чишуковна, воспитатели МБДОУ№9 Составили: Чуц Фатима Чишуковна, воспитатели МБДОУ№9

Знакомство дошкольников

с народными играми

Составили: Чуц Фатима Чишуковна,

воспитатели МБДОУ№9

  • Составили: Чуц Фатима Чишуковна, воспитатели МБДОУ№9
 1.Цель физического воспитания в народной педагогике адыгов, детерминировалась социальными, экономическими условиями, своеобразием национальной культуры и состояла в формировании человека, соответствующего идеалу воспитания адыгов, т.е. физически красивого и крепкого, способного защитить свою семью и родину, обладающего высокими нравственными качествами.  2. Характеристика, созданных народом основных средств, методов физического воспитания доказывает достаточно высокий уровень сформированности педагогической культуры адыгов.  3. Сложившиеся в адыгской народной педагогике традиции по физическому воспитанию детей могут быть успешно использованы в семейном воспитании, в воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ.

1.Цель физического воспитания в народной педагогике адыгов, детерминировалась социальными, экономическими условиями, своеобразием национальной культуры и состояла в формировании человека, соответствующего идеалу воспитания адыгов, т.е. физически красивого и крепкого, способного защитить свою семью и родину, обладающего высокими нравственными качествами.

2. Характеристика, созданных народом основных средств, методов физического воспитания доказывает достаточно высокий уровень сформированности педагогической культуры адыгов.

3. Сложившиеся в адыгской народной педагогике традиции по физическому воспитанию детей могут быть успешно использованы в семейном воспитании, в воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ.

Будучи увлекательным занятием для ребенка, игра является важным средством воспитания. В адыгейских играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками. По содержанию адыгейские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильным, ловким, выносливым, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.  Эти игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.
  • Будучи увлекательным занятием для ребенка, игра является важным средством воспитания. В адыгейских играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками.
  • По содержанию адыгейские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильным, ловким, выносливым, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Эти игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.
Цель проведения народной игры всегда имеет три аспекта:   1) познавательный (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний дошкольников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа) ; 2) развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога) ; 3) воспитательный (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию) .

Цель проведения народной игры всегда имеет три аспекта:

1) познавательный (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний дошкольников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа) ;

2) развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога) ;

3) воспитательный (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию) .

Перед проведением игр детей надо познакомить с правилами. Играй честно, строго соблюдая установленные правила и требуя этого от товарищей. Сам играй, но и дай сыграть товарищам. Не смейся над слабыми, не обижайся, если проиграл, не допускай грубости, грубость оскорбляет не только товарищей, но и тебя. Помни: в игре - соперник, после игры - товарищ. Победил - не задавайся (есть и посильнее тебя), проиграл - не унывай (поработаешь над собой - победишь). В играх, поединках вызывай противника по силам. Победив слабого, не докажешь, что ты силен. Победа команды - твоя победа, честь команды - твоя честь. Не горячись и не теряй хладнокровия даже в трудные минуты. Береги инвентарь. Его сделали твои товарищи. Если заметил поломку, постарайся исправить. Подвижные игры включают элементы состязаний: кто самый быстрый, самый ловкий, самый меткий, самый умный. Адыгейские игры доступны детям самого раннего возраста.

Перед проведением игр детей надо познакомить с правилами.

  • Играй честно, строго соблюдая установленные правила и требуя этого от товарищей.
  • Сам играй, но и дай сыграть товарищам.
  • Не смейся над слабыми, не обижайся, если проиграл, не допускай грубости, грубость оскорбляет не только товарищей, но и тебя. Помни: в игре - соперник, после игры - товарищ.
  • Победил - не задавайся (есть и посильнее тебя), проиграл - не унывай (поработаешь над собой - победишь).
  • В играх, поединках вызывай противника по силам. Победив слабого, не докажешь, что ты силен.
  • Победа команды - твоя победа, честь команды - твоя честь.
  • Не горячись и не теряй хладнокровия даже в трудные минуты.
  • Береги инвентарь. Его сделали твои товарищи. Если заметил поломку, постарайся исправить.
  • Подвижные игры включают элементы состязаний: кто самый быстрый, самый ловкий, самый меткий, самый умный.
  • Адыгейские игры доступны детям самого раннего возраста.
Структура знакомства с подвижной игрой: 1) Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания дошкольников о национальной культуре народов. После того, как прозвучит название игры, проводится беседа, касающаяся того аспекта культуры, которому посвящена игра, читается легенда. 2) Изготовление атрибута для игры. Возможны изготовления не сложных атрибутов для предстоящей игры самими детьми. 3) Проведение игры. 4) Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ.

Структура знакомства с подвижной игрой:

1) Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания дошкольников о национальной культуре народов. После того, как прозвучит название игры, проводится беседа, касающаяся того аспекта культуры, которому посвящена игра, читается легенда.

2) Изготовление атрибута для игры. Возможны изготовления не сложных атрибутов для предстоящей игры самими детьми.

3) Проведение игры.

4) Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ.

Скачки   Цель игры:  развитие быстроты, умения ориентиро­ваться, укрепление мышц ног. Игра предназначена для детей 4—5 лет. На игровой площадке отмечаются линии старта и финиша (на рас­стоянии 20—30 м). Игроки садятся на «коня», то есть пропускают меж­ду ног хворостину, придерживая ее рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуть­ся и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша). Правила игры: выигрывает тот, кто первый пересечет линию фи­ниша; если хворостина во время бега окажется в дру­гом положении (то есть не между ног), игроку засчитывается поражение. Категория:  Адыгейские народные игры    Развивает:  быстроту движения ,  мускулатуру ног ,  умение ориентироваться в пространстве

Скачки

  • Цель игры:  развитие быстроты, умения ориентиро­ваться, укрепление мышц ног.
  • Игра предназначена для детей 4—5 лет. На игровой площадке отмечаются линии старта и финиша (на рас­стоянии 20—30 м).
  • Игроки садятся на «коня», то есть пропускают меж­ду ног хворостину, придерживая ее рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуть­ся и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша).
  • Правила игры:
  • выигрывает тот, кто первый пересечет линию фи­ниша;
  • если хворостина во время бега окажется в дру­гом положении (то есть не между ног), игроку засчитывается поражение.
  • Категория:  Адыгейские народные игры   Развивает:  быстроту движения ,  мускулатуру ног ,  умение ориентироваться в пространстве
Гонщик бурдюка  Цель игры:  тренировка дыхательной и сердечно-со­судистой системы, развитие быстроты, выносливости. Для проведения игры у каждого участника должен быть накачанный воздухом бурдюк (бурдюк можно за­менить резиновой игрушкой). В игре принимают участие двое и более детей. Участники игры заходят в воду по пояс, по команде ложатся животом на бурдюк и гребут вдоль берега до установленной линии (20—25 м). Правила игры: выигрывает тот, кто быстрее доберется до уста­новленной линии; потерявший бурдюк может взять его снова, при­нять исходное положение и продолжать движе­ние. Категория:  Адыгейские народные игры    Развивает:  быстроту движения ,  выносливость

Гонщик бурдюка

  • Цель игры:  тренировка дыхательной и сердечно-со­судистой системы, развитие быстроты, выносливости.
  • Для проведения игры у каждого участника должен быть накачанный воздухом бурдюк (бурдюк можно за­менить резиновой игрушкой). В игре принимают участие двое и более детей.
  • Участники игры заходят в воду по пояс, по команде ложатся животом на бурдюк и гребут вдоль берега до установленной линии (20—25 м).
  • Правила игры:
  • выигрывает тот, кто быстрее доберется до уста­новленной линии;
  • потерявший бурдюк может взять его снова, при­нять исходное положение и продолжать движе­ние.
  • Категория:  Адыгейские народные игры   Развивает:  быстроту движения ,  выносливость
Прыжок лягушки   Цель игры:  укрепление костно-мышечного аппара­та ног, туловища. На игровой площадке отмечается линия старта. Пра­во первым начать игру определяется жребием. Игрок, по­лучивший право на выполнение задания, выходит на ли­нию старта и принимает позу лягушки (становится на чет­вереньки с опорой на кисти и подошвы ног), затем прыга­ет вперед три раза. Последнее место приземления отмеча­ется. Затем то же самое выполняют следующие игроки. Правила игры: нельзя переступать через линию старта и отры­вать ладошки от земли до начала прыжка. Нару­шивший правило проигрывает; выигрывает тот, кто прыгнет дальше всех. Вариант игры:  прыжки выполняются спиной вперед. Категория:  Адыгейские народные игры    Развивает:  опорно-двигательный аппарат

Прыжок лягушки

  • Цель игры:  укрепление костно-мышечного аппара­та ног, туловища.
  • На игровой площадке отмечается линия старта. Пра­во первым начать игру определяется жребием. Игрок, по­лучивший право на выполнение задания, выходит на ли­нию старта и принимает позу лягушки (становится на чет­вереньки с опорой на кисти и подошвы ног), затем прыга­ет вперед три раза. Последнее место приземления отмеча­ется. Затем то же самое выполняют следующие игроки.
  • Правила игры:
  • нельзя переступать через линию старта и отры­вать ладошки от земли до начала прыжка. Нару­шивший правило проигрывает;
  • выигрывает тот, кто прыгнет дальше всех.
  • Вариант игры:  прыжки выполняются спиной вперед.
  • Категория:  Адыгейские народные игры   Развивает:  опорно-двигательный аппарат
Журавли-журавушки   Цель игры:  развитие внимание, координации дви­жений, укрепление мышц туловища, спины, живота. Для игры выбирается водящий-матка — «журавль». На игровой площадке дети выстраиваются в цепочку, лицом к ним стоит матка. Колонна все время движется, сначала медленно, потом ускоряя темп. При этом она выполняет указания вожака. Например, когда водящий говорит: «Желтобрюхая змея», колонна «журавлей» выс­траивается в клиновидную фигуру. Если говорит о ля­гушках, то колонна в полуприседе прыгает вперед и т. д. Правила игры: проигравшим считается тот, кто не смог выпол­нить задание и разорвал круг; проигравший игрок становится на самый конец колонны; матка-«журавль» меняется по договоренности. Категория:  Адыгейские народные игры    Развивает:  внимание ,  координацию движений ,  мускулатуру спины

Журавли-журавушки

  • Цель игры:  развитие внимание, координации дви­жений, укрепление мышц туловища, спины, живота.
  • Для игры выбирается водящий-матка — «журавль». На игровой площадке дети выстраиваются в цепочку, лицом к ним стоит матка. Колонна все время движется, сначала медленно, потом ускоряя темп. При этом она выполняет указания вожака. Например, когда водящий говорит: «Желтобрюхая змея», колонна «журавлей» выс­траивается в клиновидную фигуру.
  • Если говорит о ля­гушках, то колонна в полуприседе прыгает вперед и т. д.
  • Правила игры:
  • проигравшим считается тот, кто не смог выпол­нить задание и разорвал круг;
  • проигравший игрок становится на самый конец колонны;
  • матка-«журавль» меняется по договоренности.
  • Категория:  Адыгейские народные игры   Развивает:  внимание ,  координацию движений ,  мускулатуру спины
Перетягивание веревки   Цель игры:  развитие выносливости, ловкости, ук­репление мышц туловища, рук, ног. На игровой площадке чертится круг диаметром 3— 4 м. Играющие заходят в круг и надевают веревку так, чтобы она прошла под руками (веревка завязывается так, чтобы с обеих сторон были кольца диаметром 1,5 — 2 м). Подав корпусом немного вперед, игроки натягивают ве­ревку. По команде каждый играющий стремится выйти из круга. Правила игры: выигрывает тот, кто первым выйдет из круга двумя ногами; нельзя дотрагиваться до пола руками. Вариант игры:  — можно игру завершить после пе­ретягивания противника из круга. Категория:  Адыгейские народные игры    Развивает:  выносливость ,  ловкость ,  мускулатуру ног ,  мускулатуру рук

Перетягивание веревки

  • Цель игры:  развитие выносливости, ловкости, ук­репление мышц туловища, рук, ног.
  • На игровой площадке чертится круг диаметром 3— 4 м. Играющие заходят в круг и надевают веревку так, чтобы она прошла под руками (веревка завязывается так, чтобы с обеих сторон были кольца диаметром 1,5 — 2 м). Подав корпусом немного вперед, игроки натягивают ве­ревку. По команде каждый играющий стремится выйти из круга.
  • Правила игры:
  • выигрывает тот, кто первым выйдет из круга двумя ногами;
  • нельзя дотрагиваться до пола руками.
  • Вариант игры:  — можно игру завершить после пе­ретягивания противника из круга.
  • Категория:  Адыгейские народные игры   Развивает:  выносливость ,  ловкость ,  мускулатуру ног ,  мускулатуру рук
Драчливый баран   Цель игры:  развитие выносливости, укрепление мышц туловища. На игровой площадке очерчивается круг диаметром . 1,5—3,5 м (в зависимости от возраста детей). Два игрока становятся на четвереньки друг перед дру­гом так, чтобы правое (левое) плечо упиралось в правое (левое) плечо соперника. По условному сигналу судьи соперники стараются вытолкнуть друг друга из круга. Правила игры: по договоренности можно менять плечи. Для этого нужно поднять руку, чтобы судья остано­вил встречу. Проигравшим считается тот, кто: коснется какой-нибудь частью тела земли за очер­ченным участком; упадет или перейдет в другое положение, чем на четвереньках. Категория:  Адыгейские народные игры    Развивает:  выносливость

Драчливый баран

  • Цель игры:  развитие выносливости, укрепление мышц туловища.
  • На игровой площадке очерчивается круг диаметром . 1,5—3,5 м (в зависимости от возраста детей).
  • Два игрока становятся на четвереньки друг перед дру­гом так, чтобы правое (левое) плечо упиралось в правое (левое) плечо соперника. По условному сигналу судьи соперники стараются вытолкнуть друг друга из круга.
  • Правила игры:
  • по договоренности можно менять плечи. Для этого нужно поднять руку, чтобы судья остано­вил встречу.
  • Проигравшим считается тот, кто:
  • коснется какой-нибудь частью тела земли за очер­ченным участком;
  • упадет или перейдет в другое положение, чем на четвереньках.
  • Категория:  Адыгейские народные игры   Развивает:  выносливость
Всадник   Цель игры: развитие быстроты, ловкости, укрепле­ние мышц ног. На игровой площадке выстраиваются желающие иг­рать. На расстоянии 50—60 м от начала игровой площад­ки обозначается место, до которого должен добежать игрок и дотронуться рукой. Во время бега можно задер­живать впереди бегущего захватами рук. Правила игры: выигрывает тот, кто первый добежит до услов­ленного места; нельзя толкать в спину или в бок соперника. В этом случае игрок получает условленное количество штрафных очков. Варианты игры: то же задание, что и при основном варианте, но бег осуществлять спиной вперед; участники делятся на две команды. Добежавший первым приносит 4 выигрышных очка, вторым — 2. Пришедший последним получает 4 штрафных очка. Победителем считается команда, набравшая большее число выигрышных очков. Развивает: быстроту движения, ловкость, мускулатуру ног

Всадник

  • Цель игры: развитие быстроты, ловкости, укрепле­ние мышц ног.
  • На игровой площадке выстраиваются желающие иг­рать. На расстоянии 50—60 м от начала игровой площад­ки обозначается место, до которого должен добежать игрок и дотронуться рукой. Во время бега можно задер­живать впереди бегущего захватами рук.
  • Правила игры:
  • выигрывает тот, кто первый добежит до услов­ленного места;
  • нельзя толкать в спину или в бок соперника. В этом случае игрок получает условленное количество штрафных очков.
  • Варианты игры:
  • то же задание, что и при основном варианте, но бег осуществлять спиной вперед; участники делятся на две команды. Добежавший первым приносит 4 выигрышных очка, вторым — 2. Пришедший последним получает 4 штрафных очка. Победителем считается команда, набравшая большее число выигрышных очков.
  • Развивает: быстроту движения, ловкость, мускулатуру ног
Сильные ноги   Цель игры: развитие силы, укрепление мышц туловища, стоп. В игре участвуют два мальчика. Они ложатся на спину и упираются стопами согнутых в коленях ног. По сигналу судьи игроки должны выпрямить ноги. Правила игры: выигрывает тот, кто передвинет или заставит согнуть ноги противника; при выполнении задания руки игроков должны лежать на груди.

Сильные ноги

  • Цель игры: развитие силы, укрепление мышц туловища, стоп.
  • В игре участвуют два мальчика. Они ложатся на спину и упираются стопами согнутых в коленях ног. По сигналу судьи игроки должны выпрямить ноги.
  • Правила игры:
  • выигрывает тот, кто передвинет или заставит согнуть ноги противника; при выполнении задания руки игроков должны лежать на груди.
Пешие всадники  Цель игры:  развитие выносливости, ловкости, ук­репление мышц туловища, нижних конечностей, коор­динации движений. Играющие выбирают себе пары, а внутри каждой пары определяют, кто будет «всадником», а кто «лоша­дью». «Всадник» садится на спину «лошади» и плотно зах­ватывает его туловище ногами. Нижний партнер также помогает «всаднику» руками удержаться в «седле». Затем «лошади» сходятся, а «всадники» стараются сбросить сво­его противника с «коня». Правила игры: побеждает та пара, которая удержалась на ногах и не упала; пара выбывает из игры в том случае, если кто-либо из партнеров упадет на землю; «лошадь» в непосредственную борьбу не вступает. Варианты игры: можно играть командами. Членам одной коман­ды, не выбывшим из игры, разрешается помо­гать друг другу; возможно увеличение физической нагрузки за счет того, что «всадники» будут сидеть не на спи­не, а на плечах. Категория:  Адыгейские народные игры    Развивает:  выносливость ,  координацию движений ,  ловкость , мускулатуру ног

Пешие всадники

  • Цель игры:  развитие выносливости, ловкости, ук­репление мышц туловища, нижних конечностей, коор­динации движений.
  • Играющие выбирают себе пары, а внутри каждой пары определяют, кто будет «всадником», а кто «лоша­дью». «Всадник» садится на спину «лошади» и плотно зах­ватывает его туловище ногами. Нижний партнер также помогает «всаднику» руками удержаться в «седле». Затем «лошади» сходятся, а «всадники» стараются сбросить сво­его противника с «коня».
  • Правила игры:
  • побеждает та пара, которая удержалась на ногах и не упала;
  • пара выбывает из игры в том случае, если кто-либо из партнеров упадет на землю;
  • «лошадь» в непосредственную борьбу не вступает.
  • Варианты игры:
  • можно играть командами. Членам одной коман­ды, не выбывшим из игры, разрешается помо­гать друг другу;
  • возможно увеличение физической нагрузки за счет того, что «всадники» будут сидеть не на спи­не, а на плечах.
  • Категория:  Адыгейские народные игры   Развивает:  выносливость ,  координацию движений ,  ловкость , мускулатуру ног
Захват противника   Цель игры: развитие ловкости, быстроты, внимания. Описание игры: на игровой площадке на расстоя­нии 60—70 м друг от друга вбивается два колышка. В игре принимают участие 6 и более человек. Играющие делятся на две группы, каждая из которых выстраивается возле своего колышка. Группа, которой по жребию выпало начинать игру, выделяет одного человека, который должен добежать до колышка противоположной стороны площадки и дотронуться до него. Ему помогают защитники своей команды. «Противники» в свою очередь пытаются задержать нападающего. Правила игры: Если нападающий дотронулся до колышка, то ему дается возможность нападать еще раз. В противном случае нападает противоположная команда. Команда получает одно очко, если нападающий коснулся колышка. Команда, большее количество раз дотронувшаяся до колышка, считается победительницей.

Захват противника

  • Цель игры: развитие ловкости, быстроты, внимания.
  • Описание игры: на игровой площадке на расстоя­нии 60—70 м друг от друга вбивается два колышка. В игре принимают участие 6 и более человек. Играющие делятся на две группы, каждая из которых выстраивается возле своего колышка. Группа, которой по жребию выпало начинать игру, выделяет одного человека, который
  • должен добежать до колышка противоположной стороны площадки
  • и дотронуться до него. Ему помогают защитники своей команды. «Противники» в свою очередь пытаются задержать нападающего.
  • Правила игры:
  • Если нападающий дотронулся до колышка, то ему дается возможность нападать еще раз. В противном случае нападает противоположная команда.
  • Команда получает одно очко, если нападающий коснулся колышка.
  • Команда, большее количество раз дотронувшаяся до колышка, считается победительницей.
Вынь нитки ( УДЭНЭ КЪИХ)   Цель игры. Развитие наблюдательности и внимания. Описание игры. Один из игроков берет нитку (до 80-90 см), связывает концы и надевает определенным образом на кисти рук, а другой (зная приемы) снимает нитку так, чтобы образовалась новая фигура уже у него на руках. Затем вступает третий игрок и тд. С каждым приемом фигуры получаются более сложными и замысловатыми.

Вынь нитки ( УДЭНЭ КЪИХ)

  • Цель игры. Развитие наблюдательности и внимания.
  • Описание игры. Один из игроков берет нитку (до 80-90 см), связывает концы и надевает определенным образом на кисти рук, а другой (зная приемы) снимает нитку так, чтобы образовалась новая фигура уже у него на руках. Затем вступает третий игрок и тд. С каждым приемом фигуры получаются более сложными и замысловатыми.
Волчок, юла (ЧЫН)   Одна из оригинальных, самобытных игр адыгейцев. У мальчишек волчок считается ценной вещью. Хороший чын был предметом зависти. Подготовка. Для игры необходим волчок (чын), сделанный из коровьего, бычьего рога или дерева, и небольшой кнут из конопляного волокна, прикрепленного к деревянной круглой ручке длиной 30-50 см. Игра проводится на льду или плотном снегу. Одновременно в игре участвуют два-три человека. Игра проходит в коридоре длиной около трех метров. Описание игры. Чын запускается вращательным движением указательных пальцев, а затем его несколько раз ударяют кнутом, чтобы придать ускорение. Направляя чын ударами кнута, необходимо как можно быстрей гнать его по коридору. Правила игры. Победителем считается тот, кто быстрее всех прогонит свой чын. Если чын остановился в пределах коридора, то игрок может снова его запустить и продолжать игру. Игрок, упустивший свой чын за пределы коридора, выбывает из игры.

Волчок, юла (ЧЫН)

  • Одна из оригинальных, самобытных игр адыгейцев.
  • У мальчишек волчок считается ценной вещью. Хороший чын был предметом зависти.
  • Подготовка. Для игры необходим волчок (чын), сделанный из коровьего, бычьего рога или дерева, и небольшой кнут из конопляного волокна, прикрепленного к деревянной круглой ручке длиной 30-50 см. Игра проводится на льду или плотном снегу. Одновременно в игре участвуют два-три человека. Игра проходит в коридоре длиной около трех метров.
  • Описание игры. Чын запускается вращательным движением указательных пальцев, а затем его несколько раз ударяют кнутом, чтобы придать ускорение. Направляя чын ударами кнута, необходимо как можно быстрей гнать его по коридору.
  • Правила игры.
  • Победителем считается тот, кто быстрее всех прогонит свой чын.
  • Если чын остановился в пределах коридора, то игрок может снова его запустить и продолжать игру.
  • Игрок, упустивший свой чын за пределы коридора, выбывает из игры.
 Лабиринт (ГЬУНД-ГЪУНД КЪАЛ)   Головоломка гьунд-гъунд къал была придумана как своеобразный тест на сообразительность и находчивость для отбора игроков на роли командиров. Подготовка. На длинную широкую скамью резьбой наносится план какой-нибудь крепости (гьунд-гъунд къал). В руках играющих находится по указке длиной 10-15 см. Описание игры. С противоположных концов резьбы нападающий и защитник ведут свои указки. Цель защитника «поймать» нападающего - столкнутьея-tf его указкой, пока тот не пройдет в крепость. Правила игры. Нельзя вынимать указку из резьбы. При встрече указки с преградой нужно возвращаться и искать другую дорогу. Побеждает тот, кто быстрее решит задачу.

Лабиринт (ГЬУНД-ГЪУНД КЪАЛ)

  • Головоломка гьунд-гъунд къал была придумана как своеобразный тест на сообразительность и находчивость для отбора игроков на роли командиров.
  • Подготовка. На длинную широкую скамью резьбой наносится план какой-нибудь крепости (гьунд-гъунд къал). В руках играющих находится по указке длиной 10-15 см.
  • Описание игры. С противоположных концов резьбы нападающий и защитник ведут свои указки. Цель защитника «поймать» нападающего - столкнутьея-tf его указкой, пока тот не пройдет в крепость.
  • Правила игры.
  • Нельзя вынимать указку из резьбы.
  • При встрече указки с преградой нужно возвращаться и искать другую дорогу.
  • Побеждает тот, кто быстрее решит задачу.

Под буркой

  • Цель игры. Развитие интуиции, мышления.
  • Подготовка. Играющие делятся на две команды по пять-восемь человек. По жребию определяют, в какой команде будет бурка (национальный вид одежды). Старший тамада садится на землю, укрывшись буркой, а игроки команды располагаются вокруг, охраняя его.
  • Описание игры. Другая команда, водящая, отходит от них на 20 метров. По указанию тамады от водящих к соперникам идут два игрока. Увидев их, охрана спрашивает: «Кто идет?» Если идущие не отвечают, то вопрос задают повторно. Не доходя двух-трех метров до бурки, ходоки останавливаются и по очереди отвечают: «Гости». «Если гости - проходите. Добро пожаловать!» - говорит тамада под буркой. Продвигаясь ближе к бурке, пришедшие говорят: «Мы не гости, мы медведь и волк». После этого тамада, не снимая бурки, пытается угадать, кто подошел, и говорит с возмущением: «Так вы не гости, вы обманщики! Медведь - это... (имя игрока), а волк., (имя)». Если пришедших узнали, они сразу убегают, а охрана их догоняет. Тот, кого охрана осалит, становится пленником тамады. Когда тамада ошибается, пришедшие спокойно забирают двух игроков из его охраны и возвращаются к своим.
Слепой медведь (МЫШЪЭ НЭШЪУ)   Цель игры. Развитие слухового восприятия, ловкости, интуиции. Подготовка. Играющие свободно размещаются на площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с рубцами. Описание игры. Игроки выбирают водящего - медведя, которому завязывают глаза. Остальные водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь осалить кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь осалит, становится водящим. Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игрокам не разрешается убегать за линию площадки. Если медведь долгое время не может никого осалить, надо его заменить.

Слепой медведь (МЫШЪЭ НЭШЪУ)

  • Цель игры. Развитие слухового восприятия, ловкости, интуиции.
  • Подготовка. Играющие свободно размещаются на площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с рубцами.
  • Описание игры. Игроки выбирают водящего - медведя, которому завязывают глаза. Остальные водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь осалить кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь осалит, становится водящим.
  • Правила игры.
  • Водящий не должен подглядывать.
  • Игрокам не разрешается убегать за линию площадки.
  • Если медведь долгое время не может никого осалить, надо его заменить.
Закрытые глаза   Цель игры. Развитие слухового восприятия, ловкости, интуиции. Описание игры. Дети выбирают водящего, платком завязывают ему глаза. Водящий вытягивает вперед руки ладонями вверх. Игроки по очереди подходят к водящему и, легонько ударив по ладони, спрашивают: «Кто тебя укусил?» Если тот трижды не отгадывает ударившего, играющие с криком: «Мышь тебя унесла» поворачивают его несколько раз вокруг своей оси, затем отпускают. Водящий должен дотронуться до кого-нибудь из игроков, и осаленный начинает водить. Водящего, вышедшего на «поиски мыши», можно звать голосом, дотрагиваться до него и т.д. Правила игры. Если водящий отгадывает ударившего, они меняются местами. Пойманная «мышь» заменяет водящего. Задавая вопрос, можно изменять голос.

Закрытые глаза

  • Цель игры. Развитие слухового восприятия, ловкости, интуиции.
  • Описание игры. Дети выбирают водящего, платком завязывают ему глаза. Водящий вытягивает вперед руки ладонями вверх. Игроки по очереди подходят к водящему и, легонько ударив по ладони, спрашивают: «Кто тебя укусил?» Если тот трижды не отгадывает ударившего, играющие с криком: «Мышь тебя унесла» поворачивают его несколько раз вокруг своей оси, затем отпускают. Водящий должен дотронуться до кого-нибудь из игроков, и осаленный начинает водить. Водящего, вышедшего на «поиски мыши», можно звать голосом, дотрагиваться до него и т.д.
  • Правила игры.
  • Если водящий отгадывает ударившего, они меняются местами.
  • Пойманная «мышь» заменяет водящего.
  • Задавая вопрос, можно изменять голос.
В игре «Куклин дом» имитировались условия жизни и работы по дому. По Содержанию она относится к сюжетным. Смысл игры заключается в том, что каждая кукла исполняла определенную роль: куклы — отец, мать, дед, бабушка, брат, сестра, сын и дочь. Дети — руководители кукол имитируют работу отца, поехавшего за дровами в лес, сестра, ушедшей за водой, матери, штопающей одежду или готовящей пищу. Зачастую при игре в «Куклин дом» воспроизводятся похороны, свадьбы.’
  • В игре «Куклин дом» имитировались условия жизни и работы по дому. По Содержанию она относится к сюжетным. Смысл игры заключается в том, что каждая кукла исполняла определенную роль: куклы — отец, мать, дед, бабушка, брат, сестра, сын и дочь. Дети — руководители кукол имитируют работу отца, поехавшего за дровами в лес, сестра, ушедшей за водой, матери, штопающей одежду или готовящей пищу. Зачастую при игре в «Куклин дом» воспроизводятся похороны, свадьбы.’
Одним из основных занятий женской половины адыгейского народа было рукоделие. В играх импровизациях девочки занимались «вышиванием» и «ковроткачеством» с помощью доступного материала, каким являлись, например, лист лопуха и колючки. Девочки подбирали наиболее широкие и целые листья лопуха и собирали колючки разного размера и цвета. С их помощью они изображали на листе орнамент.
  • Одним из основных занятий женской половины адыгейского народа было рукоделие. В играх импровизациях девочки занимались «вышиванием» и «ковроткачеством» с помощью доступного материала, каким являлись, например, лист лопуха и колючки. Девочки подбирали наиболее широкие и целые листья лопуха и собирали колючки разного размера и цвета. С их помощью они изображали на листе орнамент.

"Бзыу" ("Птичка")

  • Например, игра "Бзыу" ("Птичка") состояла в том, что взрослый организовывал внимание ребенка, показывая ему на живую птицу, сидящую – на ветке, и нараспев произносил определенный текст: "Бзыу-бзыу гуаго. Гого нэшъур кIашъом тес, Iапс къахьи, Iaxь остын. Пыр-р-р" ("Если птичка принесет то, о чем попросят, ее накормят").
Является интересной и содержательной игра
  • Является интересной и содержательной игра "Овцы пасутся". В процессе игры взрослый держал ручку ребенка ладонью вверх и проводил указательным пальцем по центру ладони, одновременно произнося нараспев такой текст: "Мыбдежь мэл щохъурэ" ("Вот здесь пасутся овцы"). Подводя свой палец ближе к большому пальцу ребенка, взрослый проговаривал: "А здесь играют в круг". При ука­зательном пальце ребенка взрослый напевал: "А тут пойдем-приходим" и так каждый раз, указывая на разные пальчики ребенка, взрослый произносил разные тексты. В результате, кроме простой забавы для ребенка, у малыша развивались такие качества, как внимание, усвоение определенных слов, способность дифференцировать собственные пальцы и их различные функции, умение сосредоточиваться на игровом процессе. 
  • Пальчики (сгибать пальчики по очереди, начиная с большого) Большой пальчик сливы трясет, Второй их собирает, Третий в дом несет,  Четвертый высыпает,  Самый маленький — шалун Все, все, все съедает.