Реализация ФГОС в начальной школе
Основы ФГОС
- Запросы семьи, общества и государства
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Фундаментальное ядро содержания общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
ФГОС начального общего образования утвержден Приказом № 373 Минобрнауки России 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12. 2009г., рег. № 17785
ФГОС начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС начального общего образования утвержден Приказом № 373 Минобрнауки России 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12. 2009г., рег. № 17785
ФГОС начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
- Национальный воспитательный идеал
- Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
- Духовно-нравственное развитие и воспитание
- Базовые национальные ценности
∙ Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Фундаментальное ядро содержания общего образования . Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания учебных планов, программ, учебно-методических пособий.
Его основное назначение в системе нормативного сопровождения ФГОС – определить:
1 – систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
2 – состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов действий, адекватных требованиям стандарта
к результатам образования.
Документы, обеспечивающие функционирование стандарта
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
В соответствии со ст. 14 п.5 Закона Российской Федерации «Об образовании» настоящая Программа является основой для разработки основной образовательной программы образовательного учреждения
Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
В формулировках цели должен быть отражён главный результат урока, выраженный в действиях, предполагающих поисковую, исследовательскую деятельность учащихся по освоению нового знания
Задачи урока формулируются по отношению к его ведущей цели как конкретные действия учащихся, которые необходимы для её достижения .
Пример 1.
Урок по теме « Дикие и домашние животные » (1 класс).
Цель урока : сравнить диких и домашних животных по образу жизни и вывести правило отношения человека к ним.
Задачи урока :
1) актуализировать знания о животных;
2) выявить общие признаки в образе жизни диких и домашних животных;
3) выявить главные различия в образе жизни диких и домашних животных;
4) составить рассказ о животном, работая в паре;
5) сформулировать правило отношения человека к диким и домашним животным;
6) оценить свою работу на уроке.
Пример 2.
Внеурочное занятие по программе « Школа безопасности » в форме ролевой игры « Я – пешеход » (1 – 2 классы).
Цель занятия : составить алгоритм оптимального поведения в различных ситуациях по дороге из школы домой.
Задачи занятия :
1) разыграть ситуации дорожного движения с позиций пешехода, водителя, пассажира транспорта;
2) проанализировать различные ситуации, возникающие по дороге из школы домой;
3) определить алгоритм действий в разных ситуациях;
4) оценить необходимость корректировки своего поведения в разных ситуациях
уроки «открытия» нового знания
уроки общеметодологи-ческой направленности
Типология уроков
уроки развивающего контроля
уроки рефлекс ии
Технологическая карта урока «открытия» нового знания
Тема
«Растения и животные»
Основные понятия
Красная книга, звери, животные, живые организмы, насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, группа, признак, части тела.
Ресурсы:
- основные
1. Презентация к уроку.
- дополнительные
2. Рисунки
3.Разрезанная на части картинка.
Организация пространства
4.Конверты для работы в группах.
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
5. Сигнальные карточки для проведения рефлексии.
Этапы урока
Деятельность учителя
1.Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.
Деятельность учащихся
(1-2 мин.)
Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
- Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Формирование УУД
- Устанавливает тематические рамки.
- Настраиваются на работу на уроке.
Промежу-
- Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
- Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности .
Функциональная грамотность: сфера учебной деятельности.
.
точный контроль
Устный опрос
Познавательные УУД:
- Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Что мы делали?
1) уметь формулировать познавательные цели
2) уметь составить самостоятельно находить способы решения проблем при помощи общения
3) формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
4) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
5) формирование умения устанавливать аналогии;
6) формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
Формирование функциональной грамотности: сфера общения, сотрудничества с другими людьми
Коммуникативные УУ:Д
1) формирование умения слушать и понимать других;
2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
4) формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения;
5) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
6) умение сотрудничать в поиске и сборе информации
Функциональная грамотность
Мотивационно-ценностная сфера личности школьника
Личностные УУД :
1)формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формирование умения определять цель деятельности на уроке;
2) формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
2. Актуализация знаний и фиксация затруднении в деятельности.
(4-5 мин. )
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).
(2-3 мин.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
(3-5 мин.)
5.Реализация построенного проекта.
(5-8 мин .)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
(4-5 мин.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(3-5 мин.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
(5-8 мин.)
9.Рефлексия и самооценка учебной деятельности на уроке
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
Уроки рефлексии имеют следующую структуру:
1)этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Урок общеметодологической направленности
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Структура урока общеметодологической направленности :
1. этап мотивации 2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи 4. этап включения изученного в систему знаний 5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов .
Стр уктура урока развивающего контроля .
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3.оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Разрабатывается рабочая программа по отдельным учебным предметам
Рабочие программы:
назначение и особенности
Рабочие
программы
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане
Общая характеристика учебного предмета
Пояснительная
записка
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Содержание учебного предмета
Приложения
Контроль за уровнем достижения планируемых результатов освоения программы
Приложения - др. материалы (по усмотрению учителя, например, в приложение могут быть включены: тезаурус - основные понятия курса, списки тем проектов, исследовательских, творческих работ, примеры работ и т.п.
Планируемые результаты начального общего образования.
Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
В пособии представлены:
- планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам
- примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ:
ориентация
- ценностно-смысловая;
- в социальных ролях и меж-
личностных отношениях
ПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Основы системы
научных знаний
Применительно к учебной деятельности
РЯ
Регулятивные:
организация деятельности
Лит
Самоопределение:
личностное, профес-
сиональное, жизненное
Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания
ИЯ
Мат
Коммуникативные:
речевые навыки и
навыки сотрудничества
Смыслообразование:
связь между целью (ре-
зультатом) деятельности
и ее мотивом
Е/н
Муз
Познавательные:
общеучебные, в т.ч – знако-
во-символические, логичес-
кие, постановка и решение
проблемы
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
ИЗО
Нравственно-этическая
ориентация
Тех
Физ
Личностные результаты
готовность и способность обучающихся
- к саморазвитию;
- сформированности мотивации к учению и познанию;
- ценносто-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированности основ российской, гражданской идентичности.
Регулятивные действия
К ним
относятся
коррекция
оценка
Плани-
Само-
контроль
Прогно-
регуляция
зирование
рование
Это предопределило отбор основных объектов норимрования, которые представлены ниже
(Слайд 7)
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные
универсальные
действия
Общеучебные
Логические
Знаково-
Постановка
символические
и
решение
действия
проблемы
Коммуникативные
действия
К ним
относятся
Планирование
учебного
сотрудничества
с учителем
и
сверстниками –
определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Постановка
Умение
вопросов -
выражать свои
мысли –
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Разрешение
конфликтов
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление
поведением
партнера –
контроль, коррекция, оценка его действий
Это предопределило отбор основных объектов норимрования, которые представлены ниже
(Слайд 7)
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Проявлять инициативу и
Способность принимать и
сохранять учебную цель и
самостоятельность в обучении.
задачи.
Умение договариваться о
распределении функций и ролей
в различных видах совместной
деятельности.
Самостоятельно преобразовывать
практическую задачу в познавательную.
Умение планировать
собственную деятельность в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации и искать средства
ее осуществления.
Умение сознательно строить
речевое высказывание в
соответствии с задачами
учебной коммуникации.
Умение осуществлять
информационный поиск, сбор и выделение существенной
информации из различных информационных источников.
Умение формулировать точку
зрения, умение аргументировать
свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).
Умение контролировать и
оценивать свои действия,
вносить коррективы в их
выполнение на основе оценки и учета характера ошибок.
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем
решения учебно-познавательных и практических задач.
Умение сотрудничать с учителем
и сверстниками при решении
учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Умение определить общую
цель и пути её достижения.
Умение задавать вопросы для
получения от партнёра по
коммуникации необходимых
сведений.
Логические операции сравнения,
анализа, обобщения,
классификации, установление
аналогий.
Мониторинг метапредметных УУД в начальной школе
Периодичность
Мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле, и позволяет отследить приращение в уровне сформированности основных метапредметных УУД в начальной школы.
В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – методика «Школьный старт»,которая позволяет поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле – первый срез мониторинга.
На основе анализа данных мониторинга оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Показатели мониторинга УУД
это конкретные умения познавательного, организационного или коммуникативного характера, которые можно измерить с помощью объективной диагностической процедуры.
В качестве показателей мониторинга рассматриваются 34 умения. Перечень показателей составлен на основе общего списка метапредметных УУД, содержащихся в ФГОС НОО.
В 1 и 2 классах универсальные учебные действия изучаются только на базовом уровне сформированности,
в 3-м и 4-м классах на базовом и повышенном.
Количество универсальных учебных действий и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов
Класс
Число показателей в мониторинге
1 класс
Базовый уровень
8
2 класс
16
сформированности
Повышенный
3 класс
«Представление»
4 класс
34
Нет
«Представление»
уровень
показателей
Нет
сформированности
«Способ»
34
Есть
«Овладение УУД»
Есть
Сводная технологическая карта уровня сформированности УУД
Сводная технологическая карта уровня сформированности УУД
№
п/п
Фамилия, имя
Регулятивные УУД
Умение сохранять учебную цель, задачу
Умение планировать последовательность учебных действий
Познавательные УУД
Умение оценивать учебные действия,
Умение осуществлять логическое действие анализ .
Итого:
Умение осуществлять логическое действие синтез
Умение осуществлять логическое действие сравнение
Умение осуществлять логическое действие классификация
Умение осуществлять логическое действие обобщение
Умение устанавливать аналогии
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умение строить простые рассуждения
Умение строить простые рассуждения)
Коммуникативные УУД
Умение задавать вопросы
Умение договариваться
Умение оценить поведение окружающих
Умение адекватно оценить собственное поведение
Условные обозначения:
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч.
Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
ЧАСТЬ 1
- Система заданий по математике и рус-скому языку, ориентированных на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформи-рованных предметных знаний и умений, а также сформированных УУД
- Комплексные итоговые работы, в осно-ве которых лежат различные ситуации из реальной жизни
ЧАСТЬ 2 – система заданий по предметам:
- Литературное чтение
- Иностранный язык (английский)
- Окружающий мир
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Технология
- Физическая культура
Итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с
изучаемым учебным материалом
В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося
Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным пред метам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы
их совокупность демонстрировала нарастающие успешность,
объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней
формируемых учебных действий.
по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на задан ную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по математике — математические диктанты, оформ ленные результаты миниисследований, записи решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих на-
выки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты миниисследований и минипроектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества,
аудиозаписи монологических высказыванийописаний, материалы
самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказыванийописаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
Содержательная
Критериальная база
база
Комплексный подход
Реализуется
Включает
Система оценки
Метод
Внешняя
Планируемые результаты
(результаты, которые имеют значение
сложения
для продолжения обучения)
Личностные
Метапредметные
Предметные
осуществляемая
внешними по
Выполняется через:
отношению
Итоговые комплексные работы по
к школе службами
русскому языку и математике
комплексные работы
на межпредметной основе
«Выпускник научится»,
«Выпускник получит
возможность
научиться»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Спортивно-оздоровительное
- Художественно-эстетическое
- Научно-познавательное
- Военно-патриотическое
- Общественно-полезная деятельность
- Проектная деятельность
- Игровая;
- Познавательная;
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- Художественное творчество;
- Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- Техническое творчество
- Трудовая (производственная) деятельность;
- Спортивно-оздоровительная деятельность;
- Туристско-краеведческая деятельность.
- Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка;
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования.
Материально-техническое обеспечение ФГОС
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озёра и т.п.).
Д
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военноначальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Например, репродукции картин
Географические и исторические настенные карты.
Атлас географических и исторических карт.
Д
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Д
К
Ф
Технические средства обучен ия
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Д
Экспозиционный экран.
Экранно – звуковые пособия
Размер не менее 150 х .
Телевизор.
Видеофильмы по предмету ( в том числе в цифровой форме).
Видеоплейер (видеомагнитофон).
Д
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
Аудиопроигрыватель.
Д
Д
Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.
С диагональю не менее .
Д
Персональный компьютер.
При наличии условий
Д
Диапроектор (эпидиаскоп).
Д
При наличии условий
Мультимедийный проектор.
При наличии условий
Д
Д
При наличии условий
Д
Экранно – звуковые пособия
Видеофильмы по предмету ( в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
Д
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
Д
Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Натуральные объекты
К
Термометр медицинский.
Коллекции полезных ископаемых.
Лупа.
При наличии условий
Ф/П
Игры и игрушки
Д
Коллекции плодов и семян растений.
Ф/П
К
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и пр.).
Компас.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).
Например, макет Кремля, славянского поселения и пр.
С учётом местных особенностей и условий школы.
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов
К
Часы с синхронизированными стрелками.
П
Живые объекты (комнатные растения, животные).
Ф/П
Микроскоп ( по возможности цифровой).
П
Д
Д
При наличии условий
( по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).
Д
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
К
При наличии условий
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения; для измерения веса
( весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука 9камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.) измерительные приборы ( в том числе цифровые) и т.п.
К/Ф
Д
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Д/П
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).
Д/Ф
Модель «торс человека с внутренними органами».
Д
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Д
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.
П
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.
Портрет выпускника начальной школы
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
- Владеющий основами умения учиться.
- Любящий родной край и свою страну.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
- умеющий высказать свое мнение.
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Интернет-ресурсы:
- http://www.ljplus.ru/img3/p/l/pleno_de_vida/list2.JPG -фон
- http://www.3ezhika.ru/mamaladushka/wp-content/uploads/781.jpg -клипарт
- http://s4.pic4you.ru/y2014/08-1
- 3/12216/4543944.png –мальчик
- http://s4.pic4you.ru/y2014/08-13/12216/4543947.png -девочка