Формирование
экологической
культуры
дошкольников.
(обобщение опыта работы по экологическому воспитанию. Выступление на педсовете.)
Автор: Богатко
Надежда Михайловна
Воспитатель
г. Десногорск.
Смоленская обл.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир .
В.А. Сухомлинский
Актуальность работы
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности дошкольников.
Система экологического воспитания дошкольников
- Создание условий для экологического воспитания детей.
- Формирование системы целей и задач экологического воспитания.
- Формирование системы знаний о природе в процессе организованной образовательной деятельности.
- Создание экологической тропы и составление рекомендаций работы на ней.
- Элементарная поисковая деятельность.
- Кружковая работа.
- Совместная работа с родителями .
Начиная со старшего дошкольного возраста, возможно формирование осознанного отношения к природе.
Задачи:
- Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями.
- Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
- Средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.
С детьми дошкольного возраста
Познавательные занятия, уроки – путешествия.
Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок
Экскурсии на природу, уроки любования
Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры
Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде
Музыкальные и спортивные развлечения
Наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых
Опытная деятельность
С родителями
Ширмы, экологические стенды
Родительские собрания, консультации
Анкетирование, проведение опросов
Информационные стенды, экологические газеты
Круглые столы
Семейные гостиные
8
С педагогами
Передовой педагогический опыт
Экологическая школа
Практические семинары
Консультации
Тематические встречи
Педсоветы
Творческие группы
9
В нашей группе
создана разнообразная
развивающая среда
экологического
направления, где
воспитанники вместе с воспитателями и самостоятельно
познают окружающий мир (зелёный уголок,
учебная зона и др.)
9
Календарь фенологических наблюдений.
«Уголок почемучек»
Организована
поисково -
познавательная
деятельность
дошкольников в
«Уголке почемучек »
Мы создали книжный уголок. Здесь у нас собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина используем на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.А.Бунина.
Экологические
дидактические игры
помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность живого организма, экосистемы, осознать невозможность её нарушения. В группе есть целая подборка дидактических экологических игр и наглядного материала для проведения организованной образовательной деятельности с детьми.
В нашей группе проводятся экологические занимательные дела, игры, викторины ,
что позволяет уточнить и систематизировать знания детей о приспособленности растений и животных к среде обитания.
Прогулки, экологические рейды, экологические акции .
Большие потенциальные возможности для экологического
воспитания детей заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми на прогулках. Здесь можно проводить целевые прогулки, прогулки по экологической тропе, экологические рейды и экологические акции .
Экологические сказки
не только формируют представления о взаимосвязях в природе, но и расширяют кругозор детей .
Праздники и развлечения
Не только подводят итоги по различным видам деятельности, занятиям, но и создают атмосферу радости и дружбы.
Иллюстрирование различных явлений природы, прочитанных произведений
( Сказки В. Бианки «Синичкин календарь», «Мышонок Пик»).
Животные Красной Книги в рисунках детей .
Краеведческие экскурсии по родному городу : в краеведческий Музей, в Дом творчества, в художественную школу, в детскую библиотеку, в школу. Благодаря такой работе ребята не только приобщаются к искусству и спорту, учатся видеть красивое, наблюдать, восхищаться, но и ближе знакомиться с родным городом.
9
Начиная со старшего возраста в группе были осуществлены
экологические проекты
«Творчество В. Бианки», «Красная Книга», «Экологическая тропа»
Путешествие по экологической тропе .
Перспектива работы
творческой группы:
- Создание экологической тропинки и разработка рекомендаций работы на ней.
- Сбор иллюстрированного материала
По теме «Красная книга» и разработка методических материалов.
- С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»
- С.Н.Николаева «Юный эколог». Программа и условия реализации в детском саду.
- В.В.Смирнова, Н.И.Балуева «Тропинка в природу».
- А.И.Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Спасибо за внимание!
9