СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование познавательного интереса и развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выступления на "V Педагогической конференции "Новый взгляд - 2015"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование познавательного интереса и развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности"»

Муниципальная методическая конференция педагогических работников образовательных учреждений  «Новый взгляд-2015»   Номинация: «Современные технологии в деятельности классного руководителя как средство достижения эффективных воспитательных результатов класса»   «Формирование познавательного интереса и развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности»     Подготовила: учитель начальных классов  ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7»  Кайрис Галина Ионовна  

Муниципальная методическая конференция педагогических работников образовательных учреждений «Новый взгляд-2015» Номинация: «Современные технологии в деятельности классного руководителя как средство достижения эффективных воспитательных результатов класса»

«Формирование познавательного интереса и развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности»

Подготовила: учитель начальных классов

ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7»

Кайрис Галина Ионовна

 

 Актуальность вопроса  Познавательный интерес – особая избирательная направленность личности на процесс познания в той или иной предметной области, в которую человек стремится проникнуть,  чтобы её изучить, овладеть ее ценностями.  Творческие способности – индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества.   Развитие  творческих способностей  Формирование  познавательного  интереса   Играют важную роль в становлении личности ,влияют на эффективность учебно-воспитательного процесса . Необходимость их разработки обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития страны , повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих ), необходимых для успешной реализации деятельности .

Актуальность вопроса

Познавательный интерес особая избирательная направленность личности на процесс

познания в той или иной предметной области, в которую человек стремится проникнуть,

чтобы её изучить, овладеть ее ценностями.

Творческие способности индивидуально-психологические особенности личности,

относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой

является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества.

Развитие

творческих

способностей

Формирование

познавательного

интереса

Играют важную роль в становлении личности ,влияют

на эффективность учебно-воспитательного процесса .

Необходимость их разработки обусловлена современными тенденциями

социально-экономического развития страны , повышением

роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые

предполагают наличие определенной группы способностей

(специальных и творческих ), необходимых для успешной реализации

деятельности .

Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.  Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:  оптимизация учебной нагрузки обучающихся;  создание благоприятных условий для развития ребенка; создание условий для удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;  формирование коммуникативной, этнической, социальной компетентности школьников;  формирование у детей социокультурной идентичности;  развитие личностных качеств на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;  развитие творческого мышления.    -

Внеурочная деятельность -

образовательная деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:

  • оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
  • создание благоприятных условий для развития ребенка;
  • создание условий для удовлетворения потребностей и

интересов обучающихся, укрепления их здоровья;

  • формирование коммуникативной, этнической,

социальной компетентности школьников;

  • формирование у детей социокультурной идентичности;
  • развитие личностных качеств на основе общечеловеческих

нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;

  • развитие творческого мышления.

-

 Содержательные ориентиры Виды внеурочной деятельности:   Направления внеурочной деятельности:  научно-познавательное; игровая; познавательная; трудовая; спортивно-оздоровительная; туристско-краеведческая;  проблемно-ценностное общение;  досуговое общение; художественное творчество; техническое творчество; социальное творчество.  художественно-эстетическое;   проектная деятельность;   спортивно-оздоровительное;  общественно-полезная деятельность;  военно-патриотическое.

Содержательные ориентиры

Виды внеурочной

деятельности:

Направления внеурочной

деятельности:

  • научно-познавательное;
  • игровая;
  • познавательная;
  • трудовая;
  • спортивно-оздоровительная;
  • туристско-краеведческая;
  • проблемно-ценностное

общение;

  • досуговое общение;
  • художественное творчество;
  • техническое творчество;
  • социальное творчество.
  • художественно-эстетическое;

  • проектная деятельность;

  • спортивно-оздоровительное;

  • общественно-полезная

деятельность;

  • военно-патриотическое.

Средства достижения результата    Современные образовательные технологии:   Технология сотрудничества;  Игровые технологии;  Технологии проектной и  исследовательской деятельности;  Информационно-коммуникационные   технологии (ИКТ).

Средства достижения результата

Современные образовательные технологии:

  • Технология сотрудничества;
  • Игровые технологии;
  • Технологии проектной и

исследовательской деятельности;

  • Информационно-коммуникационные

технологии (ИКТ).

  Технология сотрудничества  Реализует демократизм , равенство и партнерство в отношениях педагога и ребенка.  Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технология сотрудничества

Реализует демократизм , равенство и партнерство в отношениях педагога и ребенка.

Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

 Способы стимулирования познавательной и творческой деятельности детей: доброжелательность со стороны учителя, отказ от неконструктивной критики и авторитарных указаний  в адрес ребёнка;  обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него объектами и стимулами с целью развития его  любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; обеспечение возможностей для практики; использование личного примера творческого подхода к решению  проблем; предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Способы стимулирования познавательной и творческой деятельности детей:

  • доброжелательность со стороны учителя, отказ

от неконструктивной критики и авторитарных указаний

в адрес ребёнка;

  • обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными

новыми для него объектами и стимулами с целью развития его

любознательности;

  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению

проблем;

  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский  Игровые технологии основаны на активизации и интенсификации деятельности учащихся и включают группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.   Функции игры:  развивает способности ребёнка, расширяет кругозор;  учит ориентироваться в конкретной ситуации, применять знания для решения нестандартной учебной задачи;  мотивирует и стимулирует познавательную деятельность, способствует развитию познавательного интереса; снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский

Игровые технологии основаны на активизации и интенсификации деятельности учащихся и включают группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Функции игры:

  • развивает способности ребёнка, расширяет кругозор;
  • учит ориентироваться в конкретной ситуации, применять знания для решения нестандартной учебной задачи;
  • мотивирует и стимулирует познавательную деятельность, способствует развитию познавательного интереса;
  • снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке.

Игра-упражнение (кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки и др.) Игра-эксперимент (опыты, эксперименты) Игра-соревнование  (викторины, турниры, конкурсы, олимпиады и др.) Виды  игр Игра-драматизация (спектакли, концерты, тематические утренники и др.) Игра-путешествие (экспедиции, виртуальные экскурсии др.)  Сюжетно-ролевая игра (деловые игры, социальные игры  и др.)

Игра-упражнение

(кроссворды, ребусы,

шарады, головоломки,

загадки и др.)

Игра-эксперимент

(опыты,

эксперименты)

Игра-соревнование

(викторины, турниры,

конкурсы,

олимпиады и др.)

Виды

игр

Игра-драматизация

(спектакли, концерты,

тематические

утренники и др.)

Игра-путешествие

(экспедиции,

виртуальные

экскурсии др.)

Сюжетно-ролевая

игра

(деловые игры,

социальные игры

и др.)

Игра «Журналисты»  (выпуск газеты «Твори, играй, не унывай»)

Игра «Журналисты» (выпуск газеты «Твори, играй, не унывай»)

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность". Бернард Шоу

Проектная деятельность

совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, направленная на достижение общего результата деятельности, представления о котором заранее выработаны , намечены этапы проектирования и реализации.

Исследовательская деятельность –

деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

 Тренинговые занятия по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений   Примеры упражнений, заданий  Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).  «Посмотри на мир чужими глазами»  «Тема одна – сюжетов много»  «Придумываем историю, используя заданную концовку»  Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).  Задания-рассуждения типа «Давайте подумаем, почему…»  Упражнения типа «При каких обстоятельствах».  Задания типа «Найди возможную причину события». Развитие умений задавать вопросы (уметь задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).  .  Задание «Определи загаданное слово» (с помощью вопросов) Упражнение «Угадай, о чем спросили» (используя ответ) Задания «Да- Нетки»

Тренинговые занятия по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений

Примеры упражнений, заданий

  • Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
  • «Посмотри на мир чужими глазами»
  • «Тема одна – сюжетов много»
  • «Придумываем историю, используя заданную концовку»
  • Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).
  • Задания-рассуждения типа «Давайте подумаем, почему…»
  • Упражнения типа «При каких обстоятельствах».
  • Задания типа «Найди возможную причину события».
  • Развитие умений задавать вопросы (уметь задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что…?;

Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).

.

  • Задание «Определи загаданное слово»

(с помощью вопросов)

  • Упражнение «Угадай, о чем спросили» (используя ответ)
  • Задания «Да- Нетки»

«Пробные» самостоятельные исследования и  мини-проекты «Как хороша  новогодняя ёлка» «Мой домашний  питомец»

«Пробные» самостоятельные исследования и мини-проекты

«Как хороша

новогодняя ёлка»

«Мой домашний

питомец»

     Наши проекты  «Ступеньки жизни.  История нескольких  семян фасоли» «Спасибо,  Азбука»  «Я садовником  родился»  «Здоровое питание – здоровый организм» Новогодний спектакль «Двенадцать месяцев»  «Память бережно  храним»

Наши проекты

«Ступеньки жизни.

История нескольких

семян фасоли»

«Спасибо,

Азбука»

«Я садовником

родился»

«Здоровое питание –

здоровый организм»

Новогодний спектакль

«Двенадцать месяцев»

«Память бережно

храним»

 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Методы и программно-технологические средства , позволяющие в значительной мере снизить всю сложность процесса использования информации. Основная задача в обеспечении фиксации информации , её обработке , передаче , распространении и раскрытии .

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Методы и программно-технологические средства , позволяющие в значительной мере снизить всю сложность процесса использования информации.

Основная задача в обеспечении фиксации информации , её обработке , передаче , распространении и раскрытии .

 Использование ИКТ  Компьютер как средство поиска информации:  Интернет-ресурсы, электронные справочники и энциклопедии.  Компьютер как средство хранения информации: фото- и видеоархивы,сборники творческих работ. Компьютер как средство обработки информации: обработка анкет, составление таблиц, диаграмм. Компьютер как средство коммуникации:  электронная почта. Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации, виртуальные экскурсии.

Использование ИКТ

Компьютер как средство поиска информации:

Интернет-ресурсы, электронные справочники и энциклопедии.

Компьютер как средство хранения информации:

фото- и видеоархивы,сборники творческих работ.

Компьютер как средство обработки информации:

обработка анкет, составление таблиц, диаграмм.

Компьютер как средство коммуникации:

электронная почта.

Компьютер как средство обеспечения наглядности:

презентации, виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия - программно-информационный продукт в виде   видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. «НАША ШКОЛА» «ХОЗЯЙСТВО МОЕЙ БАБУШКИ» «Мой родной город» «Государственный заповедник «Столбы»

Виртуальная экскурсия -

программно-информационный продукт в виде   видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации.

«НАША ШКОЛА»

«ХОЗЯЙСТВО МОЕЙ БАБУШКИ»

«Мой родной город»

«Государственный заповедник

«Столбы»

Дополнительная общеобразовательная  программа внеурочной деятельности  «Почемучка» Дополнительная общеобразовательная  программа внеурочной деятельности    Цель - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка, его творческих способностей, создание условий для его самореализации. Позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, помогает формированию нестандартного мышления, способствует расширению кругозора, овладению рациональными и эффективными приемами работы с информацией.

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности «Почемучка»

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности

Цель - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка, его творческих способностей, создание условий для его самореализации.

Позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, помогает формированию нестандартного мышления, способствует расширению кругозора, овладению рациональными и эффективными приемами работы с информацией.

Система взаимоотношений участников образовательного процесса Родители Родители Учащиеся Внешние связи Педагоги

Система взаимоотношений участников образовательного процесса

Родители

Родители

Учащиеся

Внешние связи

Педагоги

Взаимодействие с социальными партнёрами по организации внеурочной деятельности  Городской  Дом культуры Таймырский краеведческий  музей КДЦ «Арктика»  Библиотека  Семейного  чтения Центр народного творчества Школа искусств ЦДТ «Юниор»

Взаимодействие с социальными партнёрами по организации внеурочной деятельности

Городской

Дом культуры

Таймырский

краеведческий

музей

КДЦ «Арктика»

Библиотека

Семейного

чтения

Центр

народного

творчества

Школа искусств

ЦДТ «Юниор»

2010 год: Муниципальный конкурс «Моя малая Родина-Таймыр»

(Евай П., сертификат в номинации «Декоративно-прикладное искусство» ;

Колганова И., I место в номинации «Живопись» )

2010 год: VIII городской фестиваль военно-патриотической песни «Виктория»

(Евай П., диплом III степени )

2010 год: Муниципальный конкурс сочинений , посвящённый Году учителя

( Городюк А., Коновалов В., Сазончик Е., участие )

2011 год: Школьная научно-практическая конференция (коллективный

исследовательский проект «Ступеньки жизни. История нескольких семян фасоли»,

I место , Котляров Алексей - исследовательский проект «Я садовником родился»,

номинация )

2011 год: Городская научно-практическая конференция (коллективный

исследовательский проект «Условия, необходимые для проращивания семян

фасоли», II место )

2014 год: Международная дистанционная олимпиада по безопасности

«Инфоурок» (Айрапетян С., I место )

2015 год: Международный конкурс-игра по естествознанию «Человек и

природа» (Косарев Д., II место , школьный уровень)

2010-2015 год: Международный математический конкурс «Кенгуру»

2010-2015 год: Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и

природа»

2010-2015 год: Международный игровой конкурс по истории мировой

художественной культуры «Золотое руно»

Результаты и достижения учащихся (интеллектуальные и творческие конкурсы)

   Спасибо за внимание.  Творческих всем начинаний!

Спасибо за внимание. Творческих всем начинаний!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя