Разгадай «информационный» кроссворд и в выделенных клетках ты прочитаешь слово
1. Процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.
2. Этап появления средств и методов обработки информации, вызвавший кардинальные изменения в обществе, определяются как информационная …
3. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.
4. Умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
5. Ситуация, когда люди не могут воспользоваться накопленным огромным информационным потенциалом в полной мере в силу ограниченности своих возможностей.
6. Как называется общество, определяемое уровнем развития промышленности и ее технической базой.
Понятие информационного ресурса
Ресурс – это запас, источник чего-нибудь.
(Словарь Ожегова С.И.)
Тема урока: Информационные ресурсы
Ресурс
Твердые( уголь, руда);
жидкие (нефть, минеральные воды);
газообразные (газы природные горючие и инертные газы)
Природные ресурсы - объекты природы, используемые людьми для удовлетворения своих потребностей (материальных или духовных)
Полезные ископаемые
Реки, моря, водохранилища, подземные воды, водяные пары атмосферы
Водные
Древесные ценности(лес);
Не древесные ценности;
кормовые, грибы, лекарственные растения
Лесные
Энергетические ресурсы -носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества.
Уголь
Природный газ
Нефть
Ядерная энергия
Сырьё
Материальные ресурсы создаются и используются человеком в процессе об-щественного производства и потребления
Материалы
Оборудование
Здания и сооружения
Трудовые резервы - люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности
Учителя
Врачи
Водители
Инженеры
Налоги
Денежные вклады
в сбербанках
Финансовые ресурсы - денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, общества
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других информационных системах)
Информационные ресурсы – это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», от 25.01.1995 г.
Различие между ИР и другими ресурсами:
Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а ИР остается «несжигаемым»; им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения.
Информационный ресурс — это знания, представленные в проектной форме .
отчуждение от своих создателей и
материализация в виде документов,
компьютерных баз данных и знаний,
алгоритмов и программ
автоматизированных устройств,
а также произведений науки,
литературы и искусства
Информационные ресурсы — это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
«Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Эти ресурсы признаются общегосударственной значимостью аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.»
Статья 9 федерального закона России «Об информации, информатизации и защите информации»
Классификация национальных ИР:
- библиотечные,
- архивные,
- научно-техническая информация,
- правовая информация,
- отраслевая информация,
- финансовая и экономическая информация,
- информация о природных ресурсах и т.д.
«Живые знания» - знания, опыт и профессиональная квалификация людей.
Специфика: носители — живые люди, а место хранения — человеческая память.
Проблема, связанная с «живым знанием», «утечка мозгов из России»
«Внешняя» утечка умов: По данным МВД России наиболее выездной возраст 31-45 лет. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится возможность.
«Внутренняя» утечка умов: очень много ученых покидает науку ради успеха в бизнесе или политике.
Классификация информационных ресурсов
Принцип
Информация
тематика хранящейся в них информации
общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и пр.;
форма собственности
государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
источник информации
официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;
форма представления информации
текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
вид носителя информации
бумажный, электронный;
назначение и характер использования информации
массовое, региональное, ведомственное и т. п.;
принадлежность к определенной информационной системе
библиотечной, архивной, научно-технической и т. п
доступность информации
открытая, закрытая, конфиденциальная.
Информационный продукт — результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.
Информационная услуга — предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.(Примеры: выдача информации по запросам пользователей, выдача распечатки результатов поиска, поиск в режиме теледоступа, копирование, редактирование рукописи, проведение презентаций, проведение телеконференций, передача сообщений по электронной почте, справочно-консультационные услуги и т.п.)
Основные виды информационных продуктов
Информационные продукты
(аналитические обзоры, статьи, доклады, монографии, справки и др.)
Библиотечная система:
-первоисточники
и их копии;
-обзоры;
-каталоги, справки;
-рубрикаторы
перспективных
направлений
Система научно-технической информации:
-обзора;
-переводы;
-реферативные
сборники;
-бюллетени новых
поступлений;
-комплекты техни-
ческой докумен-
тации;
-журналы или их
копии, в том числе электронные
Информационные центры различного начинания:
-базы данных по
определенным направлениям деятельности общества;
-мультимедийные
продукты;
-образовательные
программы и методики
Рынок информационных продуктов и услуг — система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.
Информационный рынок
Пользователи (потребители) информации
Производители, собственники, владельцы информационных ресурсов
Информационный рынок
Информация бытового характера о доступе к обычным товарам и услугам
Информационные технологии, компьютерные программы
Информация научно-технического характера (патенты, авторские права, научные статьи)
Базы данных, информационные системы
50-е годы 20 века
Современное время
Середина 70-х годов 20 века
- Справочная информация различного рода; Электронная обработка информации на ЭВМ; Передача информации по сетям связи
- Справочная информация различного рода;
- Электронная обработка информации на ЭВМ;
- Передача информации по сетям связи
- Электронные базы данных
- Электронные базы данных
- Диалоговый поиск информации через глобальные национальные проблемно-ориентированные информационные сети
- Диалоговый поиск информации через глобальные национальные проблемно-ориентированные информационные сети
Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники
- Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
- Службы связи и телекоммуникации;
- Бытовые службы;
- Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);
- Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них;
- Консалтинговые фирмы;
- Биржи;
- Частные лица (программисты) и пр.
Пользователи информации — организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий
Потребители информации — частные лица, предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.
- Частные лица;
- Предприятия;
- Органы власти;
- Иностранные государства.
Информационный бизнес
Под информационным бизнесом понимается не только предпринимательство в информационной сфере , но и торговлю и посредничество на информационном рынке, организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.
Практическая работа:
Составьте список адресов сайтов, посвященных общеобразовательным дисциплинам (используйте несколько поисковых серверов, результат оформите в документе Microsoft Word ).
Используемые ресурсы:
- Информатика и ИКТ /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
- Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов. /Колин К.К. — М.: Академический Проект; Екатеренбург: Деловая книга, 2000