СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Использование метода проектов в организации воспитательной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит теоретический материал по теории и использованию метода проектов в организации воспитательной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование метода проектов в организации воспитательной деятельности"»

Раздольненская ОШ I - III ступеней

Раздольненская ОШ I - III ступеней

К истории вопроса

  • Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также мето-

дом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в фило-

софии и образовании, разработанными американским философом и педагогом

Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить

обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика,сооб-

разуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно

важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых

знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

  • Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволю-

цию. Родившись из идеи свободного воспитания,в настоящее время он станови-

тся интегрированным компонентом вполне разработанной и структурирован-

ной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать инте-

рес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владени опре-

деленной суммой знаний и через проектную деятельность.

  • Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого.
  • Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внед-ряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постанов-лением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зару-бежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великоб-ритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания приме-

нить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который

и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный

баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Что мы понимаем под методом проектов «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Г.Песталоцци

В нарастающем потоке информации перед учителем встает нелегкий вопрос о

выборе приемов и методов, позволяющих активизировать учебную деятельность,

направленную на развитие личности ученика. Из всего многообразия технологий,

претендующих на реализацию личностно ориентированного подхода, выделяется

метод проектов.

Проект – это (буквально) «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз

какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в

процесс создания проекта.

Метод проектов –педагогическая технология, ориентированная не на интег-

рацию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой

путем самообразования).

Суть метода проектов – стимулировать интерес учащихся к определенным

проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через

проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Особенности  организации проектной деятельности 1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы/задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познава- тельная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной час- ти проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских мето- дов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творче-ских отчетов, просмотров, пр.). сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. проект проекти- рование Проектная деятельность учащихся проектная ситуация Проектная деятельность проектная задача

Особенности организации проектной деятельности

1. Наличие значимой в исследовательском

и творческом плане проблемы/задачи,

требующей исследовательского поиска для

ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познава-

тельная значимость предполагаемых

результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная,

групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной час-

ти проекта (с указанием поэтапных

результатов).

5. Использование исследовательских мето-

дов, предусматривающих определенную

последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творче-ских отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

проект

проекти-

рование

Проектная

деятельность

учащихся

проектная

ситуация

Проектная

деятельность

проектная

задача

Цели и задачи проекта

Цель – освоение педагогами, работающими со школьниками в образовательных учреждениях различного вида, общей методологии и практических навыков проектирования.

Задачи:

  • определение роли и места проектирования в организации образовательного процесса (базовый, школьный компоненты учебного плана, дополнительное образование и т. д);
  • определение теоретической базы и концептуальной основы в организации проектной деятельности со школьниками;
  • определение возможностей для консультаций в избранной области, внешних организаций и специалистов, которые могут быть привлечены к работе;
  • определение основополагающего вопроса – центральной проблемы проектирования;
  • выбор перечня возможных тем для создания проекта;
  • определение объема и тематики теоретического материала;
  • определение списка литературы и иных источников информации при организации работы;
  • определение методик;
  • определение прогнозируемых результатов исследования;
  • планирование хода выполнения работ и его этапов;
  • планирование формы и порядка промежуточного и итогового представления исследовательских работ.

Этапы реализации проекта

подготовительный

заключительный

практико-исполнительный

защита проектов

оценка результатов

подготовка

планирование

принятие решения

выполнение

Этапы

подготовка

Подготовительный

задачи

определение темы, уточнение целей

Практико-исполнтельный

Заключительный

планирование

принятие решений

Деятельность учащихся

обсуждение и поиск информации

постановка задач, распределение ролей в команде

анализ информации

выполнение

оценка результатов

защита проектов

составление плана действий, уточнение информационных источников

Деятельность педагога

Объясняет цели проек-та, помогает опреде-лить задачи, наблюдает

сбор и уточнение информации

сбор информации

выбор оптимального варианта

выполнение проекта

анализ выполнения проектов и достигну-тых результатов

объяснение получен- ных результатов, коллективная защита проекта, оценка

корректирует, предла-гает идеи, вносит предложения, наблю-дает

наблюдает, консультирует

проведение синтеза и анализа идей

выполнение технологи-ческих операций, осу-ществление самоконтроля

подготовка проекта к презентации и защите

презентация и защита, коллективная оценка результатов проекта

коррекция и наблюдение

Контроль за качеством оформления

Наблюдает, направ-ляет процесс анализа (если необходимо)

Оценивает проект

Реализация проекта    роблема роектирование  (планирование )  оиск (информации ) родукт резентация    Шестое - это портфолио  (проектная папка).  Перед началом работы над проектом учитель должен знать не только этапы организации проектной деятельности, а и классификацию проектов.

Реализация проекта

роблема роектирование (планирование )

оиск (информации ) родукт резентация

Шестое - это портфолио (проектная папка).

Перед началом работы над проектом учитель должен знать

не только этапы организации проектной деятельности, а и

классификацию проектов.

по методу или виду деятельности доминирующим в проекте по содержательным  аспектам по продолжительности  типы учебных проектов  по количеству участников   по цели и характеру   по характеру партнерских взаимоотношений    по характеру координации проекта   по характеру контактов

по методу

или виду деятельности

доминирующим в проекте

по содержательным

аспектам

по

продолжительности

типы

учебных проектов

по количеству

участников

по цели

и характеру

по характеру

партнерских

взаимоотношений

по характеру

координации

проекта

по характеру

контактов

Классификация проектов исследовательские творческие ролевые прикладные (практикоориен- тированные)  по методу или виду деятельности доминирующим в проекте  поисковые информационные ознакомительно- ориентировочные

Классификация проектов

исследовательские

творческие

ролевые

прикладные

(практикоориен-

тированные)

по методу

или виду деятельности

доминирующим в проекте

поисковые

информационные

ознакомительно-

ориентировочные

Классификация проектов литературно- творческие естественно- научные экологические по содержательным  аспектам музыкальные спортивные языковые ролевые культурологические учебные имитационно-деловые историко- географические этногра- фические лингвисти-ческие имитационно-социальные политические экономические драматические филологические путешествия

Классификация проектов

литературно-

творческие

естественно-

научные

экологические

по содержательным

аспектам

музыкальные

спортивные

языковые

ролевые

культурологические

учебные

имитационно-деловые

историко-

географические

этногра-

фические

лингвисти-ческие

имитационно-социальные

политические

экономические

драматические

филологические

путешествия

ознакоми- тельные информа- ционные художест- венный конструк- ционные Классификация проектов приклю- ченческие научно- поисковые по цели и характеру проектной деятельности

ознакоми-

тельные

информа-

ционные

художест-

венный

конструк-

ционные

Классификация проектов

приклю-

ченческие

научно-

поисковые

по цели и характеру

проектной деятельности

Классификация проектов среди участников одного класса среди участников одного города  по характеру контактов  среди участников одной школы среди участников одного региона среди участников разных стран мира среди участников одной страны

Классификация проектов

среди участников

одного класса

среди участников

одного города

по характеру

контактов

среди участников

одной школы

среди участников

одного региона

среди участников

разных стран мира

среди участников

одной страны

Классификация проектов по количеству участников  групповые  парные парные индиви- дуальные

Классификация проектов

по

количеству

участников

групповые

парные

парные

индиви-

дуальные

Классификация проектов   кратко-срочные    долгос-рочные    эпизоди-ческие   по продолжительности

Классификация проектов

кратко-срочные

долгос-рочные

эпизоди-ческие

по

продолжительности

Классификация проектов по характеру координации проекта  Непосредственный  скрытый неявный, жесткий, гибкий  имитирующий участника проекта  характерно для телекоммуникационных проектов

Классификация проектов

по характеру координации проекта

Непосредственный

скрытый

неявный,

жесткий, гибкий

имитирующий участника проекта

характерно для

телекоммуникационных проектов

Классификация проектов монопред- метные    внепред- метные   межпред- метные  по характеру партнерских взаимоотношений

Классификация проектов

монопред-

метные

внепред-

метные

межпред-

метные

по характеру партнерских

взаимоотношений

Этапы работы над проектом I этап – стратегический  II этап – организационный  III этап – адаптационный

Этапы работы над проектом

I этап – стратегический

II этап – организационный

III этап – адаптационный

I этап – подготовительный (стратегический)   На этом этапе учащиеся вместе с руководителем проекта: определяют проблему; выбирают тему проекта; формируют цели и задачи своей будущей деятельности; планируют работу по выполнению проекта; работают над поиском информации.

I этап – подготовительный (стратегический)

На этом этапе учащиеся вместе с руководителем проекта:

  • определяют проблему;
  • выбирают тему проекта;
  • формируют цели и задачи своей будущей деятельности;
  • планируют работу по выполнению проекта;
  • работают над поиском информации.
Технология выбора темы Выбор темы Определение проблем и их формулировка  Анализ предложенных проблем  анализ анкет определение основополагающего  вопроса Темой проекта  может стать:  объект; исследование; проблема; дело  определение предпочтительных  форм работы Определение вопросов

Технология выбора темы

Выбор темы

Определение

проблем

и их формулировка

Анализ

предложенных

проблем

анализ анкет

определение

основополагающего

вопроса

Темой проекта

может стать:

  • объект;
  • исследование;
  • проблема;
  • дело

определение

предпочтительных

форм работы

Определение

вопросов

  II  этап – организационный   Проблема Определение целей, формулирование гипотезы Обработка, анализ, отчет Способы решения проблемы, ожидаемый результат Определение процедуры сбора и обработки данных Уточнение причины определения данной  проблемы Сбор информации

II этап – организационный

Проблема

Определение целей,

формулирование гипотезы

Обработка,

анализ, отчет

Способы решения

проблемы,

ожидаемый

результат

Определение

процедуры сбора

и обработки

данных

Уточнение причины

определения данной

проблемы

Сбор информации

III этап – адаптационный(заключительный) Презентация проекта Защита проекта Реализация проекта Оценка проекта Объявление результатов

III этап – адаптационный(заключительный)

Презентация

проекта

Защита проекта

Реализация

проекта

Оценка проекта

Объявление

результатов