Просмотр содержимого документа
«Презентация «Использование проектной технологии как средство повышения эффективности преподавания»»
«Использование проектной технологии как средство повышения эффективности преподавания русского языка»
Учитель русского языка и литературы
средней общеобразовательной школы № 4 города Аркалыка
Бекешева Нургуль Сагиндыковна
Скажи мне - и я забуду,
Покажи – и я вспомню
Вовлеки меня в процесс - и я пойму,
Отойди – и я буду действовать.
Китайская пословица
Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Типы проектов:
Исследовательский
- Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.
- Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.
Творческий
- Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
- Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
Информационный
- Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.
- Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.
Игровой
- В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.
- В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.
Этапы выполнения проекта:
Исследовательский этап
Технологический этап
Подготовка к защите проекта
Заключительный этап
Стадии работы над проектом:
- планирование
- исследование
- выводы
- подготовка
- представление или отчет
- оценка результата и процесса
Деятельность учителя и учащегося:
Учитель
Учащийся
Предлагает, ставит проблему
Анализирует, сравнивает
Консультирует, наблюдает
Выбирает, исследует
Советует, помогает
Конспектирует, разрабатывает идеи
Проверяет, дополняет
Оформляет
Участвует в оценке проекта
Защищает проект
Эффективность применения проектной деятельности
1) происходит развитие творческого мышления, 2) качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. 3) вводятся элементы исследовательской деятельности; 4) формируются личностные качества обучающихся (в групповых проектах, в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение;
5) формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
Заповеди учителя, идущего на урок
- Учитель на уроке ничего не дает ученику, а организует деятельность ученика, создавая на уроке условия, чтобы он сам все добывал;
- Ученик достигает цель, только через личную деятельность, через действие,
выполняя конкретные задания.
- Учитель не мешает ученику учиться, говорит не более 5-7 минут, не
пытаясь сам излагать или «разжевывать» содержание урока, так как этим
он лишает учащихся прекрасных мгновений открытия новых истин;
- Учитель, выслушав вопрос, не спешит дать ученику ответ, а укажет ему, на что следует обратить внимание и где можно найти ответ самостоятельно;
- Учитель в конце урока дает возможность каждому ученику самостоятельно оценить свою работу;
- На уроке все учащиеся работают в поте лица, а учитель только управляет процессом обучения (он в поте лица готовился к уроку).