СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Использование технологии развития критического мышления на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал по теме "Использовнаие технологии развития критического мышления на уроках информатики"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование технологии развития критического мышления на уроках информатики"»

Копылова Марина Леонидовна, учитель информатики и математики МБОУ «Бугульдейская СОШ» Ольхонский район, Иркутская область

Копылова Марина Леонидовна,

учитель информатики и математики

МБОУ «Бугульдейская СОШ» Ольхонский район, Иркутская область

Умеющие мыслить умеют  задавать вопросы.       Э. Кинг

Умеющие мыслить умеют

задавать вопросы.

Э. Кинг

Критическое мышление - это  - способность ставить новые, полные смысла вопросы ;  вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;  принимать независимые продуманные решения .

Критическое мышление - это

- способность ставить новые, полные смысла вопросы ;

  • вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;
  • принимать независимые продуманные решения .
Технология критического мышления позволяет: Организовать самостоятельную работу на уроке; Вовлечь каждого ученика в учебный процесс; Развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности; Повышать уровень самоорганизации учащихся; Овладевать рациональными приемами самообразования; Стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность; Развивать ключевые компетентности лично значимые для учащихся умения и навыки.

Технология критического мышления позволяет:

  • Организовать самостоятельную работу на уроке;
  • Вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
  • Развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;
  • Повышать уровень самоорганизации учащихся;
  • Овладевать рациональными приемами самообразования;
  • Стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
  • Развивать ключевые компетентности лично значимые для учащихся умения и навыки.
Фазы развития технологии критического мышления Вызов (пробуждение познавательного интереса) Осмысление новой информации Рефлексия

Фазы развития технологии критического мышления

  • Вызов

(пробуждение познавательного интереса)

  • Осмысление новой информации
  • Рефлексия

Методы и приемы

Методы и приемы

Метод мозгового штурма При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»: I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез  Тема урока «Защита информации» Вопросы:  *Что угрожает информации?  *От кого нужно защищать информацию?  *Как защитить информацию?

Метод мозгового штурма

При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

  • I уровень - что ты знаешь?
  • II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)
  • III уровень - применение, анализ, синтез
  • Тема урока «Защита информации»
  • Вопросы:
  • *Что угрожает информации?
  • *От кого нужно защищать информацию?
  • *Как защитить информацию?
Метод записной книжки Хефеле За неделю до коллективного обсуждения учащимся выдаются записные книжки и сообщается тема, по которой они должны в течение недели делать в ней записи. Записи делаются по датам недели, и их должно быть не менее 7. При изучении темы «Алгоритмы и их виды» Задание :  *В течение недели вы должны записать в книжки, где вы в жизни встретились с алгоритмами и определить их вид.

Метод записной книжки Хефеле

  • За неделю до коллективного обсуждения учащимся выдаются записные книжки и сообщается тема, по которой они должны в течение недели делать в ней записи. Записи делаются по датам недели, и их должно быть не менее 7.

При изучении темы «Алгоритмы и их виды»

Задание :

*В течение недели вы должны записать в книжки, где вы в жизни встретились с алгоритмами и определить их вид.

При изучении темы «Создание мультимедийных презентаций». При подготовке к зачетной(проектной) работе детям за неделю дается задание: *В течение недели соберите материал про известного человека нашего поселка по плану:  - Детство и юность  - Чем известен  - Его заслуги  - Какой вклад вносит в развитие нашего поселка  Дети собирают материал, проводят интервью, анкетирование, записывая все это в записную книжку («Книга мысли»). На уроке работают с найденной информацией: с текстовой, графической, составляют диаграммы(анализ анкеты) и т.д.
  • При изучении темы «Создание мультимедийных презентаций».
  • При подготовке к зачетной(проектной) работе детям за неделю дается задание:

*В течение недели соберите материал про известного человека нашего поселка по плану:

- Детство и юность

- Чем известен

- Его заслуги

- Какой вклад вносит в развитие нашего поселка

Дети собирают материал, проводят интервью, анкетирование, записывая все это в записную книжку («Книга мысли»). На уроке работают с найденной информацией: с текстовой, графической, составляют диаграммы(анализ анкеты) и т.д.

Метод синектики Основана на превращении непривычного в привычное, а привычного в непривычное При изучении темы «Работа в Paint » дети получают задание  *Как в наше время могла бы выглядеть Баба Яга  (открывают файл с Бабой Ягой и работают с ним)

Метод синектики

  • Основана на превращении непривычного в привычное, а привычного в непривычное
  • При изучении темы «Работа в Paint » дети получают задание

*Как в наше время могла бы выглядеть Баба Яга

(открывают файл с Бабой Ягой и работают с ним)

Сократовский диалог Сократовский диалог – это умение задавать вопросы, доходить до сути явления.  Сократовский диалог – это способ становиться разумно мыслящим существом Тема урока «Круглый стол по теме «Антивирусные программы»  Заранее дается некоторым детям задание : «Подготовить информацию о каком-то определенном виде антивируса» .  Урок проходит в обсуждении. Делаются выводы

Сократовский диалог

Сократовский диалог – это умение задавать вопросы, доходить до сути явления.

Сократовский диалог – это способ становиться разумно мыслящим существом

  • Тема урока «Круглый стол по теме «Антивирусные программы»

Заранее дается некоторым детям задание : «Подготовить информацию о каком-то определенном виде антивируса» .

Урок проходит в обсуждении. Делаются выводы

Прием «Инсерт» I – interactive самоактивизирующая  N – noting  (диалоговая)  «  » – уже знал S – system  системная разметка  «+» – новое E – effective  для эффективного  «–» – думал иначе R - reading &   чтения и     «?» – есть вопросы T – thinking   размышления

Прием «Инсерт»

I – interactive самоактивизирующая

N – noting (диалоговая) « » – уже знал

S – system системная разметка «+» – новое

E – effective для эффективного «–» – думал иначе

R - reading & чтения и «?» – есть вопросы

T – thinking размышления

Каждому учащемуся раздается печатная информация: Справа на информационном листке остается чистый прямоугольник. При работе с текстом, к чистой части листа прикладывается прямоугольник аналогичных размеров, на котором ученик классифицирует информацию с помощью специальных разметок ( V , +, - , ?) . После этого заполняется таблица «Инсерт» Таблица заполняется индивидуально.  ИНФОРМАЦИЯ

Каждому учащемуся раздается печатная информация:

Справа на информационном листке остается чистый прямоугольник. При работе с текстом, к чистой части листа прикладывается прямоугольник аналогичных размеров, на котором ученик классифицирует информацию с помощью специальных разметок ( V , +, - , ?) . После этого заполняется таблица «Инсерт» Таблица заполняется индивидуально.

ИНФОРМАЦИЯ

Кластеры Категория 2 Категория 1 Ключевое слово  Категория 3 Категория 4

Кластеры

Категория 2

Категория 1

Ключевое слово

Категория 3

Категория 4

Модели Натуральные Информационные Графические Математические Словесные У= 2х + 4 Свито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет.

Модели

Натуральные

Информационные

Графические

Математические

Словесные

У= 2х + 4

Свито свито, золотом покрыто,

кто взглянет, всяк заплачет.

Таблица  «Знаю – Узнал – Хочу узнать»  ЗУХ З Что я знаю? У Что я узнал? Х  Что я еще хочу узнать? Категории информации, которыми мы намерены пользоваться (Главные слова) Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию (Откуда узнал(ю)?

Таблица «Знаю – Узнал – Хочу узнать» ЗУХ

З

Что я знаю?

У

Что я узнал?

Х

Что я еще хочу узнать?

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

(Главные слова)

Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию

(Откуда узнал(ю)?

Циклические алгоритмы Знаю Узнал новое Переменные и действия над ними. Циклы Хочу узнать подробнее Как найти сумму нескольких чисел Как подсчитать суммарную температуру в клетках рабочего поля Моделирование Знаю Что такое модель. Виды моделей Узнал новое Хочу узнать подробнее Табличные модели Компьютерное моделирование

Циклические алгоритмы

Знаю

Узнал новое

Переменные и действия над ними. Циклы

Хочу узнать подробнее

Как найти сумму нескольких чисел

Как подсчитать суммарную температуру в клетках рабочего поля

Моделирование

Знаю

Что такое модель. Виды моделей

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Табличные модели

Компьютерное моделирование

Схема Фишбоун Детям даются ссылки на сайты, где можно найти информацию по данной теме. Они работают с информацией, выбирают главное, выстраивают ее в хронологическом порядке История развития ЭВМ Вывод

Схема Фишбоун

Детям даются ссылки на сайты, где можно найти информацию по данной теме. Они работают с информацией, выбирают главное, выстраивают ее в хронологическом порядке

История развития ЭВМ

Вывод

Корзина идей, понятий, имен На доске рисунок или значок корзины. Идет обмен информацией по процедуре: 1. Классу задается прямой вопрос о том, что известно по определенной проблеме; 2. Ученики записывают все, что знают по теме (1-2 мин.) 3. З минуты для обмена информацией в группах, парах; 4. Каждая группа по кругу называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного 5. Учителем составляется список всех предложенных идей 6. Ошибки исправляются по мере изучения новой информации.

Корзина идей, понятий, имен

На доске рисунок или значок корзины. Идет обмен информацией по процедуре:

1. Классу задается прямой вопрос о том, что известно по определенной проблеме;

2. Ученики записывают все, что знают по теме (1-2 мин.)

3. З минуты для обмена информацией в группах, парах;

4. Каждая группа по кругу называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного

5. Учителем составляется список всех предложенных идей

6. Ошибки исправляются по мере изучения новой информации.

Поставь цель Называется тема урока, а учащиеся сами должны определить цель урока. В конце урока рефлексия проводится на основе поставленной в начале урока цели  Тема урока «Поиск информации в Интернет»  Цель: узнать способы поиска информации в Глобальной сети Интернет

Поставь цель

  • Называется тема урока, а учащиеся сами должны определить цель урока.
  • В конце урока рефлексия проводится на основе поставленной в начале урока цели
  • Тема урока «Поиск информации в Интернет»

Цель: узнать способы поиска информации в Глобальной сети Интернет

Пчелиный улей   (кроссворды и ребусы) Работа проводится группами, парами и т.д. на скорость

Пчелиный улей (кроссворды и ребусы)

  • Работа проводится группами, парами и т.д. на скорость
Работа с ключевыми понятиями  Работа с печатным материалом Логика – это … Диалектическая логика изучает мысль с точки зрения…. Формальная логика изучает мысль с точки зрения Формами абстрактного мышления являются … Логика – это … Диалектическая логика изучает мысль с точки зрения…. Формальная логика изучает мысль с точки зрения Формами абстрактного мышления являются …   I исторический этап развития логики называется … Основателем I исторического этапа считается … II исторический этап развития логики называется … Основателем II исторического этапа считается … III исторический этап развития логики называется … Основателем III исторического этапа считается … Математическая логика применяется в … I исторический этап развития логики называется … Основателем I исторического этапа считается … II исторический этап развития логики называется … Основателем II исторического этапа считается … III исторический этап развития логики называется … Основателем III исторического этапа считается … Математическая логика применяется в …

Работа с ключевыми понятиями Работа с печатным материалом

  • Логика – это … Диалектическая логика изучает мысль с точки зрения…. Формальная логика изучает мысль с точки зрения Формами абстрактного мышления являются …
  • Логика – это …
  • Диалектическая логика изучает мысль с точки зрения….
  • Формальная логика изучает мысль с точки зрения
  • Формами абстрактного мышления являются …

  • I исторический этап развития логики называется … Основателем I исторического этапа считается … II исторический этап развития логики называется … Основателем II исторического этапа считается … III исторический этап развития логики называется … Основателем III исторического этапа считается … Математическая логика применяется в …
  • I исторический этап развития логики называется …
  • Основателем I исторического этапа считается …
  • II исторический этап развития логики называется …
  • Основателем II исторического этапа считается …
  • III исторический этап развития логики называется …
  • Основателем III исторического этапа считается …
  • Математическая логика применяется в …

Оцени себя Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: „ Я“ – 1. работал. 2. допускал ошибки „ Мы“ – 1. мне помогли одноклассники 2. учитель 3. я одноклассникам „ Дело“ – 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оцени себя

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

  • Я“ – 1. работал. 2. допускал ошибки
  • Мы“ – 1. мне помогли одноклассники 2. учитель 3. я одноклассникам
  • Дело“ – 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Думать критически - это Проявлять любознательность Использовать исследовательские методы Ставить перед собой вопросы Осуществлять планомерный поиск ответов Вскрывать причины и последствия фактов Сомнение в общепринятых истинах Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Думать критически - это

  • Проявлять любознательность
  • Использовать исследовательские методы
  • Ставить перед собой вопросы
  • Осуществлять планомерный поиск ответов
  • Вскрывать причины и последствия фактов
  • Сомнение в общепринятых истинах
  • Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!