Кирилл (827-869)
и Мефодий (815-885) –
создатели славянской азбуки и
церковнославянского языка,
проповедники христианства
Памятник святым
Кириллу и Мефодию
в Москве на Славянской площади
Старославянская азбука —
первая кириллическая азбука,
созданная в IX веке для записи
старославянского языка.
Кириллица восходит
к греческому письму,
с добавлением букв
для передачи звуков,
отсутствовавших в греческом языке.
Иван Фёдоров (1520-1583) –
первый известный русский книгопечатник,
работавший в Москве,
затем во Львове (Украина),
основатель собственной типографии
Памятник
И. Федорову
в Театральном проезде
в Москве
«Первопечатник»
(художник Моравов А . В.)
«Апостол»
— первая датированная печатная московская книга.
Напечатана в 1563—1564 гг.
Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.
СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ МЕФОДИЙ И КИРИЛЛ, УЧИТЕЛИ СЛОВЕНСКИЕ
Кирилл и Мефодий
– братья, они происходили из знатного рода и жили в греческом городе Солуни в IX веке н. э. Жители города в те времена говорили не только на греческом языке, но и на славянском солунском диалекте, которым пользовались окружающие их племена – драгувиты, сагудиты, ваюниты и смоляне.
Кирилл
(до принятия монашества – Константин )
был младшим из семи детей в семье,
а Мефодий
(урождённый Михаил ) – старшим.
ЗДЕСЬ ЖИЛИ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ
Как была создана
славянская письменность?
В начале 860-х годов н. э. Кирилл и Мефодий отпра-вились в болгарскую миссию с целью распространения христианства в Болгарском царстве. Именно к этому периоду их жизни историки относят разработку славянской азбуки. Кирилл проделал колоссальный труд по выделению и преобразованию звуков и начертанию букв для новой письменности. На основании разработок были составлены целых две азбуки – кириллица (названная в честь Кирилла) и глаголица , причём многие исследователи считают, что кириллица была создана позднее глаголицы и на её основе. С помощью глаголицы с греческого языка были переведены Евангелие, Псалтырь и ряд других книг.
В 862 году н. э. Кирилл и Мефодий отправились в государство Моравия (сейчас это территория поделена между Венгрией, Словакией, Чехией и Украиной), где начали преподавать славянскую письменность и заниматься переводом церков-ных книг с греческого языка. Спустя некоторое время братья были вызваны к Папе Римскому Адриану II по обвинению в ереси, поскольку считалось, что хвала Богу может воздаваться только на греческом, еврейском и латинском языке. По пути в Рим Кирилл и Мефодий обрели мощи святого Климента и по прибытию к Папе Римскому были оправданы.
Вскоре Кирилл тяжело заболел и слёг.
В феврале 869 года он принял схиму, и именно тогда ему было дано имя Кирилл (до этого его именовали Константином).
14 февраля 869 г. н. э. его не стало. Мефодий вместе с учениками вернулся в Моравию, где продолжил деятельность по распространению славянской письменности – в 879 г. ему даже было позволено вести богослужения на славянском языке.
19 апреля 885 года Мефодий скончался.
После его смерти сторонники братьев постепенно перебрались в Болгарию и Хорватию. Оттуда впоследствии славянская азбука распространи-лась в Сербию и Древнерусское государство, а Кирилл и Мефодий были канонизированы и стали именоваться святыми равноапостольными Кирил-лом и Мефодием.
Как отмечают День славянской письменности и культуры?
В России празднование было установ-лено в 1863 году
(24 мая – 11 мая по старому стилю).
С приходом советской власти праздник упразднили, но в 1986 году он был возрождён, а с 1991 года было решено сделать
День славянской письменности государственным праздником
и проводить ежегодно.
Приходя в первый класс, ребёнок начинает знакомиться с азбукой, которая становится его первой школьной книгой. И не важно, умеет читать к этому моменту ребёнок или нет – программа едина для всех. И в этой программе на первом месте в формировании умения читать ставится книга, прошедшая испытание временем –
автор Горецкий,
«Русская азбука »
Но написал её не только прекрасный автор и педагог Горецкий ,
но и Федосова Н.А. – кандидат педагогических наук – приняла непосредственное и очень влиятельное участие в составлении программы чтения для первоклассников.
В этой азбуке ребёнок не только знакомится с буквами и учится складывать их в звуки, но и изучает элементы русского народного творчес-тва в виде небольших сказок, пословиц и потешек, на которых и происходит закрепление навыков чтения.
Очень важно, чтобы знакомство ребёнка с прекрасным миром лите-ратуры началось не с мучения и страха, прививаемого неудачной книгой, а с хорошего учебного пособия, которое поможет ребёнку правильно и быстро научиться читать. В дальнейшем это и будет залогом хорошей учёбы.
Максимовой Н.К.
учитель начальных классов,
педагог- психолог,
педагог дополнительного образования
пгт. Южно-Курильск