СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу по теме "Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу по теме "Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу по теме "Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка"»

«Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского» (Процесс становления и усовершенствования устной и письменной речи учащихся, методика её развития)   Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 2 с.п.Плановское Болова А.А .

«Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского» (Процесс становления и усовершенствования устной и письменной речи учащихся, методика её развития)

Подготовила учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 2 с.п.Плановское

Болова А.А .

Цели: - формирование системы интеллектуальных и специальных знаний, умений и навыков учащихся; - развитие устной и письменной речи учащихся; - развитие психических процессов; - развитие личности школьника; - развитие коммуникативных способностей; - воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
  • Цели:
  • - формирование системы интеллектуальных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
  • - развитие устной и письменной речи учащихся;
  • - развитие психических процессов;
  • - развитие личности школьника;
  • - развитие коммуникативных способностей;
  • - воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
 Основные задачи:  Своевременное выявление уровня развития речи учащихся.  Применение системы творческих заданий по развитию речи.  Анализ влияния творческих работ по русскому языку на уровень устной и письменной речи учащихся.

Основные задачи:

  • Своевременное выявление уровня развития речи учащихся.
  • Применение системы творческих заданий по развитию речи.
  • Анализ влияния творческих работ по русскому языку на уровень устной и письменной речи учащихся.
Развитие речи учащихся: Произносительный уровень (дикция, орфоэпия, интонация, выразительность); Словарный уровень (обогащение своего словаря); Морфологический уровень (образование новых слов, употребление частей речи, образование и употребление форм склонений, спряжений и др. ); Синтаксический уровень (образование и употребление словосочетаний разных типов; образование и употребление предложений разных типов); Уровень текста (анализ образцов разных типов текста: повествование, рассуждение, описание; изложение; сочинение);

Развитие речи учащихся:

  • Произносительный уровень (дикция, орфоэпия, интонация, выразительность);
  • Словарный уровень (обогащение своего словаря);
  • Морфологический уровень (образование новых слов, употребление частей речи, образование и употребление форм склонений, спряжений и др. );
  • Синтаксический уровень (образование и употребление словосочетаний разных типов; образование и употребление предложений разных типов);
  • Уровень текста (анализ образцов разных типов текста: повествование, рассуждение, описание; изложение; сочинение);
1. Деление сплошного текста на отдельные предложения. 2. Составление связного текста из деформированных предложений. 3. Составление рассказа из данных предложений. 4. Свободный диктант. 5. Письменные ответы на вопросы. 6. Образные слова и выражения в нашей речи: а/ роль прилагательных для точной, выразительной речи; б/ роль глаголов в нашей речи; в/ слова, близкие и противоположные по значению; г/ слова, одинаковые по значению и написанию, но разные по значению; д/ сравнение. 7. Составление рассказа по данному плану. 8. Изложение по самостоятельному плану. 9. Составление сокращенного рассказа по его плану. 10. Составление рассказа по его началу. 11. Составление рассказа по его концу. 12. Замена в тексте лица рассказчика. 13. Рассказ с элементами описания. 14. Выборочное выписывание из текста по заданию. 15. Сочинение по примерным образцам.
  • 1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
  • 2. Составление связного текста из деформированных предложений.
  • 3. Составление рассказа из данных предложений.
  • 4. Свободный диктант.
  • 5. Письменные ответы на вопросы.
  • 6. Образные слова и выражения в нашей речи:
  • а/ роль прилагательных для точной, выразительной речи;
  • б/ роль глаголов в нашей речи;
  • в/ слова, близкие и противоположные по значению;
  • г/ слова, одинаковые по значению и написанию, но разные по значению;
  • д/ сравнение.
  • 7. Составление рассказа по данному плану.
  • 8. Изложение по самостоятельному плану.
  • 9. Составление сокращенного рассказа по его плану.
  • 10. Составление рассказа по его началу.
  • 11. Составление рассказа по его концу.
  • 12. Замена в тексте лица рассказчика.
  • 13. Рассказ с элементами описания.
  • 14. Выборочное выписывание из текста по заданию.
  • 15. Сочинение по примерным образцам.
Виды сочинений: по психологическому источнику (память, восприятие, воображение);  по тематике (на лингвистические, на свободные); по источнику получения материала (на основе жизненного опыта, на основе прочитанного, произведений живописи, музыкальных впечатлений, спектаклей, кинофильмов и др.); по жанрам (рассказ, письмо, отзыв, зарисовка картины или природы); по объему (сочинение- миниатюры); по осложненности дополнительным языковым заданием (сочинения по опорным словам и конструкциям); по особенностям структуры создаваемого текста по типам текста (сочинение-описание, сочинение- рассуждение, сочинение-повествование).

Виды сочинений:

  • по психологическому источнику (память, восприятие, воображение);
  • по тематике (на лингвистические, на свободные);
  • по источнику получения материала (на основе жизненного опыта, на основе прочитанного, произведений живописи, музыкальных впечатлений, спектаклей, кинофильмов и др.);
  • по жанрам (рассказ, письмо, отзыв, зарисовка картины или природы);
  • по объему (сочинение- миниатюры);
  • по осложненности дополнительным языковым заданием (сочинения по опорным словам и конструкциям);
  • по особенностям структуры создаваемого текста по типам текста (сочинение-описание, сочинение- рассуждение, сочинение-повествование).
Круг умений, связанных с темой и ее раскрытием. Круг умений, связанных с накоплением и подготовкой материала для сочинения. Круг умений, связанных с планированием своего сочинения, его композицией, построением. Круг умений, связанных с языковой подготовкой будущего сочинения. Круг умений, связанных с построением самого текста и его написанием. Совершенствование написанного: проверка и направление.
  • Круг умений, связанных с темой и ее раскрытием.
  • Круг умений, связанных с накоплением и подготовкой материала для сочинения.
  • Круг умений, связанных с планированием своего сочинения, его композицией, построением.
  • Круг умений, связанных с языковой подготовкой будущего сочинения.
  • Круг умений, связанных с построением самого текста и его написанием.
  • Совершенствование написанного: проверка и направление.
Предварительная подготовка. Создание речевой ситуации. Организация наблюдений и непосредственная подготовка. Написание работы. Самопроверка. Анализ написанных работ.
  • Предварительная подготовка.
  • Создание речевой ситуации.
  • Организация наблюдений и непосредственная подготовка.
  • Написание работы.
  • Самопроверка.
  • Анализ написанных работ.
Памятка для самостоятельной проверки сочинения.   Памятка 1 Соответствует ли содержание текста теме? Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная  мысль? Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов? Логично ли построен текст? Надо ли что-то переставить? Хорошо ли связаны между собой части текста и члены предложений? Выделены ли части текста красной строкой? Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены  предложения? Интересно и понятно ли все сочинение слушателю? Памятка 2 Проверь, не пропустил ли ты букву? Правильно ли написал безударные гласные? Проверь слова со звонкими и глухими согласными.  
  • Памятка для самостоятельной проверки сочинения.

 

  • Памятка 1
  • Соответствует ли содержание текста теме?
  • Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
  • Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
  • Логично ли построен текст? Надо ли что-то переставить?
  • Хорошо ли связаны между собой части текста и члены предложений? Выделены ли части текста красной строкой?
  • Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?
  • Интересно и понятно ли все сочинение слушателю?
  • Памятка 2
  • Проверь, не пропустил ли ты букву?
  • Правильно ли написал безударные гласные?
  • Проверь слова со звонкими и глухими согласными.
  •  
Правила речевого этикета На уроке нельзя разговаривать, когда захотелось. Тишина очень важна: она помогает учиться думать. Тишину на уроке надо беречь. А ещё надо уважать того, кто говорит, не мешать ему. Говорить на уроке нужно достаточно громко, чтобы тебя было хорошо слышно, иначе зачем вступать в общение? На того, кто говорит, принято смотреть, как бы поддерживая его, помогая добрым взглядом. Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая одноклассника, не мешая ему принимать решения. Вежливые люди говорят о присутствующем не «он, она», «у него, у неё», а называют по имени. Не следует забывать пользоваться словами «пожалуйста», «спасибо», «извините» или «извините, пожалуйста» и т. п. Обращаться к собеседнику по имени или имени и отчеству. Разговаривая, смотреть не в сторону, а на того, с кем говоришь. Не перебивать, а если очень нужно обратиться, то сначала  извиниться. Не разговаривать, когда жуёшь. Не кричать, не размахивать руками.  

Правила речевого этикета

  • На уроке нельзя разговаривать, когда захотелось. Тишина очень важна: она помогает учиться думать. Тишину на уроке надо беречь. А ещё надо уважать того, кто говорит, не мешать ему.
  • Говорить на уроке нужно достаточно громко, чтобы тебя было хорошо слышно, иначе зачем вступать в общение?
  • На того, кто говорит, принято смотреть, как бы поддерживая его, помогая добрым взглядом.
  • Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая одноклассника, не мешая ему принимать решения.
  • Вежливые люди говорят о присутствующем не «он, она», «у него, у неё», а называют по имени.
  • Не следует забывать пользоваться словами «пожалуйста», «спасибо», «извините» или «извините, пожалуйста» и т. п.
  • Обращаться к собеседнику по имени или имени и отчеству.
  • Разговаривая, смотреть не в сторону, а на того, с кем говоришь.
  • Не перебивать, а если очень нужно обратиться, то сначала извиниться.
  • Не разговаривать, когда жуёшь.
  • Не кричать, не размахивать руками.
  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!