СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе "Экология русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация раскрывает влияние иноязычной лексики , жаргонизмов и нецензурных выражений на состояние родного языка и культуры нации.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "Экология русского языка"»

« Экология русского языка»   Веселова Анастасия. Тюменская область, Ишимский район, село Прокуткино, Прокуткинская средняя общеобразовательная школа.

« Экология русского языка»

Веселова Анастасия.

Тюменская область, Ишимский район, село Прокуткино,

Прокуткинская средняя общеобразовательная школа.

Исследовательская работа содержит 16 страниц печатного текста и список использованной литературы, включающий 7 источников. Объектом нашего исследования является лексико-семантический слой русского языка, а предметом – его системная организация ненормативной лексики. Цель исследования – определить причины возникновения ненормативной лексики в социально-бытовой сфере и влияние ее на разные аспекты жизнедеятельности человека.
  • Исследовательская работа содержит 16 страниц печатного текста и список использованной литературы, включающий 7 источников.
  • Объектом нашего исследования является лексико-семантический слой русского языка, а предметом – его системная организация ненормативной лексики.
  • Цель исследования – определить причины возникновения ненормативной лексики в социально-бытовой сфере и влияние ее на разные аспекты жизнедеятельности человека.
Поставленная цель определила следующие задачи : Выявить лексическую семантику ненормативной лексики. Охарактеризовать структуру данных лексических единиц. Рассмотреть влияние иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений на состояние родного языка и духовной культуры нации. Научная новизна исследования определяется малоизученностью данного материала, отсутствием единой и последовательной классификации жаргона, сленгов, заимствований, а также нехватка словарей и пособий, отражающих эту коммуникативную сферу.  В ходе работы использовались описательный метод, метод контекстуального анализа и количественного подсчета.
  • Поставленная цель определила следующие задачи :
  • Выявить лексическую семантику ненормативной лексики.
  • Охарактеризовать структуру данных лексических единиц.
  • Рассмотреть влияние иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений на состояние родного языка и духовной культуры нации.
  • Научная новизна исследования определяется малоизученностью данного материала, отсутствием единой и последовательной классификации жаргона, сленгов, заимствований, а также нехватка словарей и пособий, отражающих эту коммуникативную сферу.
  • В ходе работы использовались описательный метод, метод контекстуального анализа и количественного подсчета.
И сейчас многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, «красиво звучащей». Например, эксклюзивный – исключительный; топ-модель – лучшая модель; бэби – ребенок; ксерокс – копировальный аппарат.
  • И сейчас многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, «красиво звучащей». Например,
  • эксклюзивный – исключительный;
  • топ-модель – лучшая модель;
  • бэби – ребенок;
  • ксерокс – копировальный аппарат.
Вывод , заимствования - естественный результат языковых контактов, взаимоотношений разных народов и государств. Заимствованные слова есть в каждом языке, и необходимость их в целом ни у кого не вызывает сомнений. Однако сейчас мы говорим о новых заимствованиях. Ведь буквально в наши дни появились и получили распространение такие слова как комикс, юниор, перфоманс, пиар, хобби, детектив, эскалация, маркетинг, менеджмент и т.д. Должны ли мы приветствовать любое заимствование лишь, потому, что существует общий процесс взаимодействия языков? Конечно же, нет.
  • Вывод , заимствования - естественный результат языковых контактов, взаимоотношений разных народов и государств. Заимствованные слова есть в каждом языке, и необходимость их в целом ни у кого не вызывает сомнений. Однако сейчас мы говорим о новых заимствованиях. Ведь буквально в наши дни появились и получили распространение такие слова как комикс, юниор, перфоманс, пиар, хобби, детектив, эскалация, маркетинг, менеджмент и т.д. Должны ли мы приветствовать любое заимствование лишь, потому, что существует общий процесс взаимодействия языков? Конечно же, нет.
Мною были составлены вопросы, по которым я провела анкетирование учащихся 9-11 классов по данной проблеме. Анкеты обработаны, итоги подведены. Вот их результаты: Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения? никогда – 4% редко – 75% часто – 21% Волнует ли тебя проблема чистоты языка ? волнует – 43% не волнует – 15% никогда не задумывался об этом – 42%
  • Мною были составлены вопросы, по которым я провела анкетирование учащихся 9-11 классов по данной проблеме. Анкеты обработаны, итоги подведены. Вот их результаты:
  • Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения?
  • никогда – 4%
  • редко – 75%
  • часто – 21%
  • Волнует ли тебя проблема чистоты языка ?
  • волнует – 43%
  • не волнует – 15%
  • никогда не задумывался об этом – 42%
Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе? свободой слова – 28% низким уровнем культуры – 48% безнаказанностью за ругань – 24% Нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что… не хватает других, хороших слов – 56% это способ самоутверждения в глазах других людей- 40% свой вариант: «по-другому меня не поймут» – 4% Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? это бесполезно - 53% можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо – 31% борьба необходима в любом случае – 16%

Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?

  • свободой слова – 28%
  • низким уровнем культуры – 48%
  • безнаказанностью за ругань – 24%

Нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что…

  • не хватает других, хороших слов – 56%
  • это способ самоутверждения в глазах других людей- 40%
  • свой вариант: «по-другому меня не поймут» – 4%

Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

  • это бесполезно - 53%
  • можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо – 31%
  • борьба необходима в любом случае – 16%
Как бороться со сквернословием? системой штрафов – 27% воспитанием – 34% самовоспитанием – 34% свой вариант: «бесполезно» – 5% Хотел(а) бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? да - 3% нет – 90% свой вариант: «мне всё равно» – 7%

Как бороться со сквернословием?

  • системой штрафов – 27%
  • воспитанием – 34%
  • самовоспитанием – 34%
  • свой вариант: «бесполезно» – 5%

Хотел(а) бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?

  • да - 3%
  • нет – 90%
  • свой вариант: «мне всё равно» – 7%
Пишите и говорите правильно! Не засоряйте речь словами-паразитами, излишним количеством иностранных слов и выражений, сквернословием! Стремитесь к высокому уровню культуры и образованности!
  • Пишите и говорите правильно! Не засоряйте речь словами-паразитами, излишним количеством иностранных слов и выражений, сквернословием! Стремитесь к высокому уровню культуры и образованности!
Иван Сергеевич Тургенев призывал: «Берегите наш русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
  • Иван Сергеевич Тургенев призывал:
  • «Берегите наш русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Список использованной литературы Статья «Пути и способы улучшения экологии русского языка в полиэтническом регионе»./ Марина Милованова / «Власть» 07/2012г. Школьный словарь иностранных слов. Под ред. доктора филологических, профессора В.В. Иванова. Москва «Просвещение», 1990. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. – МИ., 1994. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998. Скворцова Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. Книга для учащихся. Изд. 2-е испр. и дополн. – М., 2007. Савельева Л.В. Языковая экология: Русское слово в культурно-историческом освещении. – Петрозаводск, изд. КГПУ, 1997.

Список использованной литературы

  • Статья «Пути и способы улучшения экологии русского языка в полиэтническом регионе»./ Марина Милованова / «Власть» 07/2012г.
  • Школьный словарь иностранных слов. Под ред. доктора филологических, профессора В.В. Иванова. Москва «Просвещение», 1990.
  • Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
  • Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. – МИ., 1994.
  • Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
  • Скворцова Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. Книга для учащихся. Изд. 2-е испр. и дополн. – М., 2007.
  • Савельева Л.В. Языковая экология: Русское слово в культурно-историческом освещении. – Петрозаводск, изд. КГПУ, 1997.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!