СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе "Логические задачи и методы их решения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выполнена к исследовательской работе.  В работе рассматривается история логики, методы решения логических задач (метод рассуждений, таблиц, кругов Эйлера, блок-схем, графов, бильярда), показано примениение этих методов на примерах. Составлен буклет в помощь школьникам по решению логических задач. Тема работы актуальна, так как является составляющей олимпиадных задач, конкурсов. Работа несет в себе большую практическую ценность, она может быть использована  на уроках математики, кружках, внеклассных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "Логические задачи и методы их решения"»

Логические задачи и методы их решения  Автор: Наранова Саяна Олеговна   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Логические задачи и методы их решения

Автор: Наранова Саяна Олеговна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Дульдургинская средняя общеобразовательная школа" ученица 7 - д класса Руководитель: Кибирева Ирина Валерьевна учитель математики высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Дульдургинская средняя общеобразовательная школа"

Цель : познакомиться с логическими задачами и методами их решения.  МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ :  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ, ПОИСКОВЫЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ :   МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЛОГИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ

Цель : познакомиться с логическими задачами и методами их решения.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ : БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ, ПОИСКОВЫЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ :

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Гипотеза: Если познакомиться с методами решения логических задач, то возможно их применение приведет к успешному решению таких задач на уроках, олимпиадах.

Гипотеза:

Если познакомиться с методами решения логических задач, то возможно их применение приведет к успешному решению таких задач на уроках, олимпиадах.

ЗАДАЧИ: Изучить литературу по теме Познакомиться с историей логики и ее основоположниками Найти и познакомиться с методами решения логических задач Составить буклет в помощь учащимся

ЗАДАЧИ:

  • Изучить литературу по теме
  • Познакомиться с историей логики и ее основоположниками
  • Найти и познакомиться с методами решения логических задач
  • Составить буклет в помощь учащимся
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЗНАКОМСВТО С ЛИТЕРАТУРОЙ ЗНАКОМСТВО С ИСТРОИЕЙ ЛОГИКИ И ЕЕ ОСНОВОПОЛОЖНИКАМИ ПОИСК МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ И ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ ДАННЫМИ МЕТОДАМИ ПРОВЕДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СОСТАВЛЕНИЕ БУКЛЕТА В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • ЗНАКОМСВТО С ЛИТЕРАТУРОЙ
  • ЗНАКОМСТВО С ИСТРОИЕЙ ЛОГИКИ И ЕЕ ОСНОВОПОЛОЖНИКАМИ
  • ПОИСК МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ
  • АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ И ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ ДАННЫМИ МЕТОДАМИ
  • ПРОВЕДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
  • СОСТАВЛЕНИЕ БУКЛЕТА В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ЛОГИКИ Аристотель Джордж Буль Лейбниц Август де Морган Уайтхед Рассел

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ЛОГИКИ

Аристотель

Джордж Буль

Лейбниц

Август де Морган

Уайтхед

Рассел

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ метод рассуждений  метод таблиц  метод графов  метод блок-схем  метод бильярда  метод кругов Эйлера

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ

  • метод рассуждений
  • метод таблиц
  • метод графов
  • метод блок-схем
  • метод бильярда
  • метод кругов Эйлера
МЕТОД РАССУЖДЕНИЙ Украли у Ивана Царевича Василису Прекрасную. Поехал он выручать ее. Поймал Змея Горыныча, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного и Лешего. Иван Царевич знал, что один из них украл Василису. И спрашивает: «Кто украл Василису?» Змей Горыныч, Баба Яга и Кощей Бессмертный ответили: «Не я», а Леший – «Не знаю». Потом оказалось, что двое из них сказали правду, а двое – неправду. Знает ли Леший, кто украл Василису? Решение: Начнем рассуждать с ответов Змея Горыныча, Бабы Яги, Кощея Бессмертного. Так как украл Василису Прекрасную кто-то один, то среди ответов Змея Горыныча, Бабы Яги, Кощея Бессмертного может быть лишь один ложный, иначе при двух ложных ответах получается, что украли ее двое.  Тогда вторым ложным ответом будет ответ Лешего, так как всего ложных ответов два. Поэтому Леший знал, кто украл Василису Прекрасную. Ответ: Леший знал, кто украл Василису Прекрасную.

МЕТОД РАССУЖДЕНИЙ

  • Украли у Ивана Царевича Василису Прекрасную. Поехал он выручать ее. Поймал Змея Горыныча, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного и Лешего. Иван Царевич знал, что один из них украл Василису. И спрашивает: «Кто украл Василису?» Змей Горыныч, Баба Яга и Кощей Бессмертный ответили: «Не я», а Леший – «Не знаю». Потом оказалось, что двое из них сказали правду, а двое – неправду. Знает ли Леший, кто украл Василису?
  • Решение:
  • Начнем рассуждать с ответов Змея Горыныча, Бабы Яги, Кощея Бессмертного. Так как украл Василису Прекрасную кто-то один, то среди ответов Змея Горыныча, Бабы Яги, Кощея Бессмертного может быть лишь один ложный, иначе при двух ложных ответах получается, что украли ее двое.
  • Тогда вторым ложным ответом будет ответ Лешего, так как всего ложных ответов два. Поэтому Леший знал, кто украл Василису Прекрасную.
  • Ответ: Леший знал, кто украл Василису Прекрасную.
МЕТОД ТАБЛИЦ Подсвечник Медведь Рысь - Иголка - Белка + Тарелка Мышка - - Кольцо + - Волк - - - + Овца - - - - - - - - - - - - +

МЕТОД ТАБЛИЦ

Подсвечник

Медведь

Рысь

-

Иголка

-

Белка

+

Тарелка

Мышка

-

-

Кольцо

+

-

Волк

-

-

-

+

Овца

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

МЕТОД ГРАФОВ Граф – это несколько точек, часть которых соединены друг с другом отрезками или стрелками (в этом случае граф называется ориентированным). Метод графов помогает видеть ход доказательства и решения задач более наглядным и позволяет кратко и точно изложить доказательства теорем и решения задач. Этот метод применим к задачам типа «Кто есть кто?».

МЕТОД ГРАФОВ

  • Граф – это несколько точек, часть которых соединены друг с другом отрезками или стрелками (в этом случае граф называется ориентированным). Метод графов помогает видеть ход доказательства и решения задач более наглядным и позволяет кратко и точно изложить доказательства теорем и решения задач. Этот метод применим к задачам типа «Кто есть кто?».
Жили-были на свете три поросёнка, три брата: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. Построили они три домика: соломенный, деревянный и кирпичный. Все три брата выращивали возле своих домиков цветы: розы, ромашки и тюльпаны. Известно, что Ниф-Ниф живет не в соломенном домике, а Наф-Наф – не в деревянном; возле соломенного домика растут не розы, а тот, у кого деревянный домик, выращивает ромашки. У Наф-Наф аллергия на тюльпаны, поэтому он не выращивает их. Узнайте, кто в каком домике живет и какие цветы выращивает.
  • Жили-были на свете три поросёнка, три брата: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. Построили они три домика: соломенный, деревянный и кирпичный. Все три брата выращивали возле своих домиков цветы: розы, ромашки и тюльпаны. Известно, что Ниф-Ниф живет не в соломенном домике, а Наф-Наф – не в деревянном; возле соломенного домика растут не розы, а тот, у кого деревянный домик, выращивает ромашки. У Наф-Наф аллергия на тюльпаны, поэтому он не выращивает их. Узнайте, кто в каком домике живет и какие цветы выращивает.
МЕТОД БЛОК-СХЕМ

МЕТОД БЛОК-СХЕМ

МЕТОД БИЛЬЯРДА

МЕТОД БИЛЬЯРДА

МЕТОД КРУГОВ ЭЙЛЕРА Круги Эйлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления. Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие. Иногда с помощью арифметических действий решить задачу легче.  Л. Эйлер

МЕТОД КРУГОВ ЭЙЛЕРА

  • Круги Эйлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления.
  • Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие. Иногда с помощью арифметических действий решить задачу легче.

Л. Эйлер

МЕТОД КРУГОВ ЭЙЛЕРА

МЕТОД КРУГОВ ЭЙЛЕРА

Задачи, в которых требуется установить истинность или ложность высказываний решаются методом рассуждений. Методом рассуждений решаются и задачи на взвешивание, переливание, а так же математические ребусы и многие другие задачи. Текстовые логические задачи, задачи на переливание, задачи типа «Кто есть, кто?» решаются методом таблиц.
  • Задачи, в которых требуется установить истинность или ложность высказываний решаются методом рассуждений.
  • Методом рассуждений решаются и задачи на взвешивание, переливание, а так же математические ребусы и многие другие задачи.
  • Текстовые логические задачи, задачи на переливание, задачи типа «Кто есть, кто?» решаются методом таблиц.
Метод графов применим к задачам типа «Кто есть кто?». Методом блок - схем решаются задачи на переливание, взвешивание на чашечных весах. Задачи на переливание жидкостей можно очень легко решать, вычерчивая бильярдную траекторию шара, отражающегося от бортов стола, имеющего форму параллелограмма. Текстовые логические задачи, в которых идет речь о множествах, решаются методом кругов Эйлера.
  • Метод графов применим к задачам типа «Кто есть кто?».
  • Методом блок - схем решаются задачи на переливание, взвешивание на чашечных весах.
  • Задачи на переливание жидкостей можно очень легко решать, вычерчивая бильярдную траекторию шара, отражающегося от бортов стола, имеющего форму параллелограмма.
  • Текстовые логические задачи, в которых идет речь о множествах, решаются методом кругов Эйлера.
Логика - это искусство рассуждать, умение делать правильные выводы. Это не всегда легко, потому, что очень часто необходимая информация  
  • Логика - это искусство рассуждать, умение делать правильные выводы. Это не всегда легко, потому, что очень часто необходимая информация   "замаскирована", представлена неявно, и надо уметь её извлечь.
  • Решение логических задач – это не только очень увлекательный, но и крайне полезный способ времяпрепровождения, как для школьников, так и для взрослых.
  • Логические головоломки – это не привычные всем математические задачи. Это целые истории, в которые нужно вжиться, прочувствовать, уловить незаметные с первого взгляда связи.
  • Героями задач могут быть современные люди, персонажи кино и мультфильмов.
Слышали ли вы, о логических задачах?   «Знаете ли вы методы решения логических задач?»

Слышали ли вы, о логических задачах?

«Знаете ли вы методы решения логических задач?»

Метод бильярда

Метод блок-схем

МБОУ « Дульдургинская средняя

общеобразовательная школа »

Идея метода: описать последовательность выполнения операций, определить порядок их выполнения и фиксировать состояния .

Идея метода: нарисовать бильярдный стол интерпретировать действия движениями бильярдного шара, фиксирование в состояний в отдельной таблице.

Пример : Среди четырех монет одна фальшивая. Она отличается массой, однако неизвестно, легче она или тяжелее. Масса настоящей монеты 5 г. Как при помощи двух взвешиваний на чашечных весах обнаружить фальшивую монету, если имеется одна гиря массой 5 г? Можно ли при этих условиях опознать, легче фальшивая монета или тяжелее?

Решение: Пусть m1, m2, m3, m4 – массы четырех монет соответственно, Г - масса гири. Оформим решение в виде блок-схемы. Приведенная схема задает программу, осуществление которой позволяет установить фальшивую монету и определить, легче она или тяжелее. Взвешиваниям в блок-схеме соответствуют прямоугольники - операторы условного перехода. В схеме выделены первое и второе взвешивания горизонтальными линиями .

Пример: Имеются два сосуда — трехлитровый и пятилитровый. Нужно, пользуясь этими сосудами, получить 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 литров воды. В нашем распоряжении водопроводный кран и раковина, куда можно выливать воду.

Решение.   В рассматриваемой задаче стороны параллелограмма должны иметь длины 3 и 5 единиц. По горизонтали будем откладывать количество воды в литрах в 5-литровом сосуде, а по вертикали – в 3-литровом сосуде. На всем параллелограмме нанесена сетка из одинаковых равносторонних треугольников.

Наранова Саяна

ученица 7 класса

Преимущества метода

Наглядность

Привлекательность идеи бильярда

Возможность обобщить метод на широкий класс задач

Преимущества метода

Наглядность

Значительно упрощается оформление решения задачи

2015 год

Идея метода : состоит в том, что мы проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к выводу, который и будет являться ответом задачи.

Идея метода: Оформлять результаты логических рассуждений в виде таблицы

Идея метода : Определить количество элементов, обладающих общими свойствами.

Пример : Владимир, Игорь и Сергей преподают математику, физику и литературу, а живут они в Рязани, Туле и Ярославле. Известно также, что Владимир живет не в Рязани, Игорь живет не в Туле, рязанец – не физик, Игорь – не математик, туляк преподает литературу. Кто где живет и что преподает?

Решение. Составим таблицу 3 х 3, выбрав основными параметрами имена и города. Тогда, учитывая, что рязанец – не физик, а туляк – литератор, получаем, что рязанец – математик, а житель Ярославля – физик.

Ответ: Сергей живет в Рязани – он математик, Владимир живет в Туле – он преподает литературу, Игорь живет в Ярославле – он физик.

Пример : Коренными жителями острова являются рыцари света и рыцари тьмы. Рыцари света всегда говорят правду, а рыцари тьмы всегда лгут. Рыцарь А говорит: «Я – лжец». Является ли он уроженцем острова рыцарей света и рыцарей тьмы?

Решение:

Пусть А сказал правду, значит, он – рыцарь тьмы. Но он не может быть рыцарем тьмы, так как рыцари тьмы всегда лгут. Пусть А сказал ложь, тогда он рыцарь света. Но рыцари света говорят правду. Опять не получается. Значит, А не может быть уроженцем острова рыцарей света и рыцарей тьмы.

Ответ: А не является уроженцем острова.

Пример : На полке стояло 26 волшебных книг по заклинаниям, все они были прочитаны. Из них 4 прочитал и Гарри Поттер, и Рон. Гермиона прочитала 7 книг, которых не читали ни Гарри Поттер, ни Рон, и две книги, которые читал Гарри Поттер. Всего Гарри Поттер прочитал 11 книг. Сколько книг прочитал только Рон?

Решение: По условию задачи нарисуем чертёж. Так как Гарри Поттер всего прочитал 11 книг, из них 4 книги читал Рон и 2 книги – Гермиона, то 11 – 4 – 2 = 5 – книг прочитал только Гарри. Следовательно,

26 – 7 – 2 – 5 – 4 = 8 – книг прочитал только Рон.

Ответ: 8 книг прочитал только Рон .

Метод графов

Идея метода: Объекты представляются в графе вершинами Связи между объектами представляются, если связь однонаправленная (обозначается на схеме пунктирными линиями) или ребрами, если связь между объектами двусторонняя (обозначается сплошными линиями).

Рязань

Владимир

Игорь

Тула

- м

Сергей

Ярославль

- м

- ф

- л

+ ф

- л

- ф

Пример : Атос, Портос и Арамис в соревновании по фехтованию заняли три первых места. Какое место занял каждый из них, если Портос занял не второе и не третье место, а Арамис – не третье?

Решение : Учитывая условия задачи, сразу делаем вывод, что Портос занял первое место. Значит, Арамис занял второе место, и Атос – третье место. Решение задачи показано на чертеже:

Ответ: Арамис – второе место; Атос – третье место; Портос – первое место.

Преимущества:

Наглядность.

Возможность контролировать процесс рассуждений.

Возможность формализовать некоторые логические рассуждения.

Преимущества:

Метод диаграмм Эйлера позволяет графически решать математические задачи на основе применения теории множеств . Этот метод прост, если в нем разобраться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!