Логические задачи и методы их решения
Автор: Наранова Саяна Олеговна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Дульдургинская средняя общеобразовательная школа" ученица 7 - д класса Руководитель: Кибирева Ирина Валерьевна учитель математики высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Дульдургинская средняя общеобразовательная школа"
Цель : познакомиться с логическими задачами и методами их решения.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ : БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ, ПОИСКОВЫЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ :
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Гипотеза:
Если познакомиться с методами решения логических задач, то возможно их применение приведет к успешному решению таких задач на уроках, олимпиадах.
ЗАДАЧИ:
- Изучить литературу по теме
- Познакомиться с историей логики и ее основоположниками
- Найти и познакомиться с методами решения логических задач
- Составить буклет в помощь учащимся
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- ЗНАКОМСВТО С ЛИТЕРАТУРОЙ
- ЗНАКОМСТВО С ИСТРОИЕЙ ЛОГИКИ И ЕЕ ОСНОВОПОЛОЖНИКАМИ
- ПОИСК МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ
- АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ И ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ ДАННЫМИ МЕТОДАМИ
- ПРОВЕДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
- СОСТАВЛЕНИЕ БУКЛЕТА В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ЛОГИКИ
Аристотель
Джордж Буль
Лейбниц
Август де Морган
Уайтхед
Рассел
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ
- метод рассуждений
- метод таблиц
- метод графов
- метод блок-схем
- метод бильярда
- метод кругов Эйлера
МЕТОД РАССУЖДЕНИЙ
- Украли у Ивана Царевича Василису Прекрасную. Поехал он выручать ее. Поймал Змея Горыныча, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного и Лешего. Иван Царевич знал, что один из них украл Василису. И спрашивает: «Кто украл Василису?» Змей Горыныч, Баба Яга и Кощей Бессмертный ответили: «Не я», а Леший – «Не знаю». Потом оказалось, что двое из них сказали правду, а двое – неправду. Знает ли Леший, кто украл Василису?
- Решение:
- Начнем рассуждать с ответов Змея Горыныча, Бабы Яги, Кощея Бессмертного. Так как украл Василису Прекрасную кто-то один, то среди ответов Змея Горыныча, Бабы Яги, Кощея Бессмертного может быть лишь один ложный, иначе при двух ложных ответах получается, что украли ее двое.
- Тогда вторым ложным ответом будет ответ Лешего, так как всего ложных ответов два. Поэтому Леший знал, кто украл Василису Прекрасную.
- Ответ: Леший знал, кто украл Василису Прекрасную.
МЕТОД ТАБЛИЦ
Подсвечник
Медведь
Рысь
-
Иголка
-
Белка
+
Тарелка
Мышка
-
-
Кольцо
+
-
Волк
-
-
-
+
Овца
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
+
МЕТОД ГРАФОВ
- Граф – это несколько точек, часть которых соединены друг с другом отрезками или стрелками (в этом случае граф называется ориентированным). Метод графов помогает видеть ход доказательства и решения задач более наглядным и позволяет кратко и точно изложить доказательства теорем и решения задач. Этот метод применим к задачам типа «Кто есть кто?».
- Жили-были на свете три поросёнка, три брата: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. Построили они три домика: соломенный, деревянный и кирпичный. Все три брата выращивали возле своих домиков цветы: розы, ромашки и тюльпаны. Известно, что Ниф-Ниф живет не в соломенном домике, а Наф-Наф – не в деревянном; возле соломенного домика растут не розы, а тот, у кого деревянный домик, выращивает ромашки. У Наф-Наф аллергия на тюльпаны, поэтому он не выращивает их. Узнайте, кто в каком домике живет и какие цветы выращивает.
МЕТОД БЛОК-СХЕМ
МЕТОД БИЛЬЯРДА
МЕТОД КРУГОВ ЭЙЛЕРА
- Круги Эйлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления.
- Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие. Иногда с помощью арифметических действий решить задачу легче.
Л. Эйлер
МЕТОД КРУГОВ ЭЙЛЕРА
- Задачи, в которых требуется установить истинность или ложность высказываний решаются методом рассуждений.
- Методом рассуждений решаются и задачи на взвешивание, переливание, а так же математические ребусы и многие другие задачи.
- Текстовые логические задачи, задачи на переливание, задачи типа «Кто есть, кто?» решаются методом таблиц.
- Метод графов применим к задачам типа «Кто есть кто?».
- Методом блок - схем решаются задачи на переливание, взвешивание на чашечных весах.
- Задачи на переливание жидкостей можно очень легко решать, вычерчивая бильярдную траекторию шара, отражающегося от бортов стола, имеющего форму параллелограмма.
- Текстовые логические задачи, в которых идет речь о множествах, решаются методом кругов Эйлера.
- Логика - это искусство рассуждать, умение делать правильные выводы. Это не всегда легко, потому, что очень часто необходимая информация "замаскирована", представлена неявно, и надо уметь её извлечь.
- Решение логических задач – это не только очень увлекательный, но и крайне полезный способ времяпрепровождения, как для школьников, так и для взрослых.
- Логические головоломки – это не привычные всем математические задачи. Это целые истории, в которые нужно вжиться, прочувствовать, уловить незаметные с первого взгляда связи.
- Героями задач могут быть современные люди, персонажи кино и мультфильмов.
Слышали ли вы, о логических задачах?
«Знаете ли вы методы решения логических задач?»
Метод бильярда
Метод блок-схем
МБОУ « Дульдургинская средняя
общеобразовательная школа »
Идея метода: описать последовательность выполнения операций, определить порядок их выполнения и фиксировать состояния .
Идея метода: нарисовать бильярдный стол интерпретировать действия движениями бильярдного шара, фиксирование в состояний в отдельной таблице.
Пример : Среди четырех монет одна фальшивая. Она отличается массой, однако неизвестно, легче она или тяжелее. Масса настоящей монеты 5 г. Как при помощи двух взвешиваний на чашечных весах обнаружить фальшивую монету, если имеется одна гиря массой 5 г? Можно ли при этих условиях опознать, легче фальшивая монета или тяжелее?
Решение: Пусть m1, m2, m3, m4 – массы четырех монет соответственно, Г - масса гири. Оформим решение в виде блок-схемы. Приведенная схема задает программу, осуществление которой позволяет установить фальшивую монету и определить, легче она или тяжелее. Взвешиваниям в блок-схеме соответствуют прямоугольники - операторы условного перехода. В схеме выделены первое и второе взвешивания горизонтальными линиями .
Пример: Имеются два сосуда — трехлитровый и пятилитровый. Нужно, пользуясь этими сосудами, получить 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 литров воды. В нашем распоряжении водопроводный кран и раковина, куда можно выливать воду.
Решение. В рассматриваемой задаче стороны параллелограмма должны иметь длины 3 и 5 единиц. По горизонтали будем откладывать количество воды в литрах в 5-литровом сосуде, а по вертикали – в 3-литровом сосуде. На всем параллелограмме нанесена сетка из одинаковых равносторонних треугольников.
Наранова Саяна
ученица 7 класса
Преимущества метода
Наглядность
Привлекательность идеи бильярда
Возможность обобщить метод на широкий класс задач
Преимущества метода
Наглядность
Значительно упрощается оформление решения задачи
2015 год
Идея метода : состоит в том, что мы проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к выводу, который и будет являться ответом задачи.
Идея метода: Оформлять результаты логических рассуждений в виде таблицы
Идея метода : Определить количество элементов, обладающих общими свойствами.
Пример : Владимир, Игорь и Сергей преподают математику, физику и литературу, а живут они в Рязани, Туле и Ярославле. Известно также, что Владимир живет не в Рязани, Игорь живет не в Туле, рязанец – не физик, Игорь – не математик, туляк преподает литературу. Кто где живет и что преподает?
Решение. Составим таблицу 3 х 3, выбрав основными параметрами имена и города. Тогда, учитывая, что рязанец – не физик, а туляк – литератор, получаем, что рязанец – математик, а житель Ярославля – физик.
Ответ: Сергей живет в Рязани – он математик, Владимир живет в Туле – он преподает литературу, Игорь живет в Ярославле – он физик.
Пример : Коренными жителями острова являются рыцари света и рыцари тьмы. Рыцари света всегда говорят правду, а рыцари тьмы всегда лгут. Рыцарь А говорит: «Я – лжец». Является ли он уроженцем острова рыцарей света и рыцарей тьмы?
Решение:
Пусть А сказал правду, значит, он – рыцарь тьмы. Но он не может быть рыцарем тьмы, так как рыцари тьмы всегда лгут. Пусть А сказал ложь, тогда он рыцарь света. Но рыцари света говорят правду. Опять не получается. Значит, А не может быть уроженцем острова рыцарей света и рыцарей тьмы.
Ответ: А не является уроженцем острова.
Пример : На полке стояло 26 волшебных книг по заклинаниям, все они были прочитаны. Из них 4 прочитал и Гарри Поттер, и Рон. Гермиона прочитала 7 книг, которых не читали ни Гарри Поттер, ни Рон, и две книги, которые читал Гарри Поттер. Всего Гарри Поттер прочитал 11 книг. Сколько книг прочитал только Рон?
Решение: По условию задачи нарисуем чертёж. Так как Гарри Поттер всего прочитал 11 книг, из них 4 книги читал Рон и 2 книги – Гермиона, то 11 – 4 – 2 = 5 – книг прочитал только Гарри. Следовательно,
26 – 7 – 2 – 5 – 4 = 8 – книг прочитал только Рон.
Ответ: 8 книг прочитал только Рон .
Метод графов
Идея метода: Объекты представляются в графе вершинами Связи между объектами представляются, если связь однонаправленная (обозначается на схеме пунктирными линиями) или ребрами, если связь между объектами двусторонняя (обозначается сплошными линиями).
Рязань
Владимир
Игорь
Тула
- м
Сергей
Ярославль
+л
- м
- ф
+м
- л
+ ф
- л
- ф
Пример : Атос, Портос и Арамис в соревновании по фехтованию заняли три первых места. Какое место занял каждый из них, если Портос занял не второе и не третье место, а Арамис – не третье?
Решение : Учитывая условия задачи, сразу делаем вывод, что Портос занял первое место. Значит, Арамис занял второе место, и Атос – третье место. Решение задачи показано на чертеже:
Ответ: Арамис – второе место; Атос – третье место; Портос – первое место.
Преимущества:
Наглядность.
Возможность контролировать процесс рассуждений.
Возможность формализовать некоторые логические рассуждения.
Преимущества:
Метод диаграмм Эйлера позволяет графически решать математические задачи на основе применения теории множеств . Этот метод прост, если в нем разобраться.