СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к классному часу по профориентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для классного часа по профориентации

Просмотр содержимого документа
«Презентация к классному часу по профориентации»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ Липаева Татьяна Александровна , канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры развития профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ

Липаева Татьяна Александровна ,

канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры развития профессионального образования

ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»

«Если вы удачно выберете труд  и вложите в него всю свою душу,  то счастье вас отыщет».  К.Д. Ушинский

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье вас отыщет». К.Д. Ушинский

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ функция современного образования регулятор рынка труда основа развития кадрового потенциала региона

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

  • функция современного образования
  • регулятор рынка труда
  • основа развития кадрового потенциала региона
Качественные изменения в сфере труда (появление новых профессий,  их динамичность) Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров АКТУАЛИЗИРУЮТ ВОПРОС О ПРОФОРИЕТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Качественные изменения в сфере труда

(появление новых профессий,

их динамичность)

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров

АКТУАЛИЗИРУЮТ ВОПРОС О ПРОФОРИЕТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ  один из основных социальных институтов в профориентации учащейся молодежи

СИСТЕМА

ОБРАЗОВАНИЯ

один из основных социальных институтов в профориентации учащейся молодежи

ЦЕЛЬ  ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ актуализация внимания учащихся к выбору профессии и расширение их компетентности в процессе профессионального самоопределения

ЦЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

актуализация внимания учащихся к выбору профессии и расширение их компетентности в процессе профессионального самоопределения

ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ - знакомство учащихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон; - формирование профессиональных интересов и мотивированных профессиональных намерений у учащихся; - информирование учащихся и их родителей о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;

ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

  • - знакомство учащихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон;
  • - формирование профессиональных интересов и мотивированных профессиональных намерений у учащихся;
  • - информирование учащихся и их родителей о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;
ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ - выработка у учащихся начальных навыков профессионального самоопределения, обеспечивающих подготовку к обоснованному выбору образовательной и профессиональной траектории; - формирование позитивного отношения к труду, уважения к «человеку труда»; - установление и реализация взаимосвязи учебных предметов и программ с профориентационной работой; - выработка системы сотрудничества общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

  • - выработка у учащихся начальных навыков профессионального самоопределения, обеспечивающих подготовку к обоснованному выбору образовательной и профессиональной траектории;
  • - формирование позитивного отношения к труду, уважения к «человеку труда»;
  • - установление и реализация взаимосвязи учебных предметов и программ с профориентационной работой;
  • - выработка системы сотрудничества общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Система профориентации  это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, школы, семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения учащейся молодежи

Система профориентации

это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, школы, семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения учащейся молодежи

Нормативно-правовые документы Закон РФ «Об образовании» Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N1032-1 Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 №5487-1 Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ (Постановление Минтруда РФ от 29 августа 1995 г. №47) Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ (Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. №1)

Нормативно-правовые документы

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N1032-1
  • Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 №5487-1
  • Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ (Постановление Минтруда РФ от 29 августа 1995 г. №47)
  • Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ (Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. №1)
Направления профориентации  профессиональная информация  профессиональная консультация  профессиональный подбор  профессиональный отбор  профессиональная адаптация

Направления профориентации

профессиональная информация

профессиональная консультация

профессиональный подбор

профессиональный отбор

профессиональная адаптация

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом; проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу; формируют у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии;

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

  • обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом;
  • проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
  • формируют у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;  организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся;  организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;  обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи;  используют возможности психологических служб  для организации и проведения профориентационной работы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

  • привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;
  • организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся;
  • организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
  • обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи;
  • используют возможности психологических служб для организации и проведения профориентационной работы.
ПРИНЦИПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, ее взаимосвязь с потребностями современной экономики в квалифицированных кадрах;  - систематичность профориентации с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс;  - дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся; - взаимосвязь школы, внешкольных учреждений, семьи, профессиональных учебных заведений, работодателей и общественности.

ПРИНЦИПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

  • связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, ее взаимосвязь с потребностями современной экономики в квалифицированных кадрах; 
  • - систематичность профориентации с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс; 
  • - дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
  • - взаимосвязь школы, внешкольных учреждений, семьи, профессиональных учебных заведений, работодателей и общественности.
При постановке целей и выборе форм профориентации важен учет возрастных особенностей

При постановке целей и выборе форм профориентации важен учет возрастных особенностей

1-4 классы  Цель: знакомство с миром профессий, формирование положительного отношения к труду, раскрытие важности и необходимости труда для общества, силы и красоты труда, потребности быть полезным людям.

1-4 классы

Цель: знакомство с миром профессий, формирование положительного отношения к труду, раскрытие важности и необходимости труда для общества, силы и красоты труда, потребности быть полезным людям.

5-7 классы Цель: развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»).

5-7 классы

Цель: развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»).

8-9 классы Цель: знакомство с конкретными видами трудовой деятельности, формирование адекватного принятия решения о выборе профиля обучения, формирование нравственных основ и ответственности в выборе жизненного пути.

8-9 классы

Цель: знакомство с конкретными видами трудовой деятельности, формирование адекватного принятия решения о выборе профиля обучения, формирование нравственных основ и ответственности в выборе жизненного пути.

10-11 классы Цель: помощь в выборе профессии, обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

10-11 классы

Цель: помощь в выборе профессии, обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

ФОРМЫ системной профориентационной работы работа школьных предметных факультативов, кружков по интересам

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • работа школьных предметных факультативов, кружков по интересам
ФОРМЫ системной профориентационной работы профориентационная экскурсия в профессиональные учебные заведения и на предприятия

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • профориентационная экскурсия в профессиональные учебные заведения и на предприятия
ФОРМЫ системной профориентационной работы соревнования и конкурсы по трудовому многоборью

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • соревнования и конкурсы по трудовому многоборью
ФОРМЫ системной профориентационной работы  лектории

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • лектории
ФОРМЫ системной профориентационной работы работа трудовых объединений школьников

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • работа трудовых объединений школьников
ФОРМЫ системной профориентационной работы шефство преподавателей профессиональных заведений, специалистов предприятий и организаций над образовательными учреждениями

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • шефство преподавателей профессиональных заведений, специалистов предприятий и организаций над образовательными учреждениями
ФОРМЫ системной профориентационной работы проведение дней открытых дверей на предприятиях и в учебных заведениях

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • проведение дней открытых дверей на предприятиях и в учебных заведениях
ФОРМЫ системной профориентационной работы ярмарки учебных и рабочих мест с участием учебных заведений, работодателей, Центра занятости

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • ярмарки учебных и рабочих мест с участием учебных заведений, работодателей, Центра занятости
ФОРМЫ системной профориентационной работы родительские собрания

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • родительские собрания
ФОРМЫ системной профориентационной работы выставки в библиотеках литературы о профессиях

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • выставки в библиотеках литературы о профессиях
ФОРМЫ системной профориентационной работы предметные олимпиады, тематические фестивали

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • предметные олимпиады, тематические фестивали
ФОРМЫ системной профориентационной работы специальным образом организованные тестирования и анкетирования учащихся по самому широкому кругу проблем, связанных с профориентацией

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • специальным образом организованные тестирования и анкетирования учащихся по самому широкому кругу проблем, связанных с профориентацией
ФОРМЫ системной профориентационной работы оформление стендов и уголков по профориентации

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • оформление стендов и уголков по профориентации
ФОРМЫ системной профориентационной работы создание странички на школьном сайте с подзаголовком «Профориентация»

ФОРМЫ системной профориентационной работы

  • создание странички на школьном сайте с подзаголовком «Профориентация»
Веб-узел «Моя профессиональная карьера» (для учащихся) - перечень образовательных учреждений системы НПО и СПО Костромской области (специальности, сроки обучения, контакты); - профессиограмма (перечень профессий, требования к профессии, необходимые профессиональные качества, медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке); - трудоустройство (службы содействия в трудоустройстве выпускников в учреждениях СПО, вакансии портала государственных органов Костромской области, Департамента по труду и занятости Костромской области, Департамента здравоохранения Костромской области); - календарь профессиональных праздников.

Веб-узел «Моя профессиональная карьера» (для учащихся)

  • - перечень образовательных учреждений системы НПО и СПО Костромской области (специальности, сроки обучения, контакты);
  • - профессиограмма (перечень профессий, требования к профессии, необходимые профессиональные качества, медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке);
  • - трудоустройство (службы содействия в трудоустройстве выпускников в учреждениях СПО, вакансии портала государственных органов Костромской области, Департамента по труду и занятости Костромской области, Департамента здравоохранения Костромской области);
  • - календарь профессиональных праздников.
Веб-узел «Моя профессиональная карьера» (для преподавателей) Виртуальные кабинеты по профориентации: профориентационные выпуски школьных газет; творчество детей: стихи, сочинения, рисунки о профессиях; статьи учащихся в прессе и интернете; фестивали профессий; профориентационные конкурсы; профориентационные экскурсии; видеоматериалы о профессиях; презентации и видеоролики о профессиях; рассказы родителей о своих профессиях (видео); творческие задания для учащихся.

Веб-узел «Моя профессиональная карьера» (для преподавателей)

Виртуальные кабинеты по профориентации:

  • профориентационные выпуски школьных газет;
  • творчество детей: стихи, сочинения, рисунки о профессиях;
  • статьи учащихся в прессе и интернете;
  • фестивали профессий;
  • профориентационные конкурсы;
  • профориентационные экскурсии;
  • видеоматериалы о профессиях;
  • презентации и видеоролики о профессиях;
  • рассказы родителей о своих профессиях (видео);
  • творческие задания для учащихся.
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы достаточная информация о профессии и путях ее получения , четкое представление о содержании и условиях труда в избираемой профессии, требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах; потребность в обоснованном выборе профессии, т.е.  самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии;

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения , четкое представление о содержании и условиях труда в избираемой профессии, требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;
  • потребность в обоснованном выборе профессии, т.е. самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии;
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы уверенность школьника в социальной значимости труда; степень самопознания школьника, т.е. насколько глубоко он способен осознать свои профессионально важные качества; наличие у учащегося обоснованного профессионального плана, четких представлений о стратегии своих дальнейших действия на пути овладения той или иной профессией.

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы

  • уверенность школьника в социальной значимости труда;
  • степень самопознания школьника, т.е. насколько глубоко он способен осознать свои профессионально важные качества;
  • наличие у учащегося обоснованного профессионального плана, четких представлений о стратегии своих дальнейших действия на пути овладения той или иной профессией.
СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ