ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ
Липаева Татьяна Александровна ,
канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры развития профессионального образования
ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье вас отыщет». К.Д. Ушинский
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
- функция современного образования
- регулятор рынка труда
- основа развития кадрового потенциала региона
Качественные изменения в сфере труда
(появление новых профессий,
их динамичность)
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров
АКТУАЛИЗИРУЮТ ВОПРОС О ПРОФОРИЕТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
СИСТЕМА
ОБРАЗОВАНИЯ
один из основных социальных институтов в профориентации учащейся молодежи
ЦЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
актуализация внимания учащихся к выбору профессии и расширение их компетентности в процессе профессионального самоопределения
ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
- - знакомство учащихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон;
- - формирование профессиональных интересов и мотивированных профессиональных намерений у учащихся;
- - информирование учащихся и их родителей о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;
ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
- - выработка у учащихся начальных навыков профессионального самоопределения, обеспечивающих подготовку к обоснованному выбору образовательной и профессиональной траектории;
- - формирование позитивного отношения к труду, уважения к «человеку труда»;
- - установление и реализация взаимосвязи учебных предметов и программ с профориентационной работой;
- - выработка системы сотрудничества общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Система профориентации
это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, школы, семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения учащейся молодежи
Нормативно-правовые документы
- Закон РФ «Об образовании»
- Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N1032-1
- Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 №5487-1
- Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ (Постановление Минтруда РФ от 29 августа 1995 г. №47)
- Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ (Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. №1)
Направления профориентации
профессиональная информация
профессиональная консультация
профессиональный подбор
профессиональный отбор
профессиональная адаптация
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
- обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом;
- проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
- формируют у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
- привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;
- организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся;
- организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
- обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи;
- используют возможности психологических служб для организации и проведения профориентационной работы.
ПРИНЦИПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
- связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, ее взаимосвязь с потребностями современной экономики в квалифицированных кадрах;
- - систематичность профориентации с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс;
- - дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
- - взаимосвязь школы, внешкольных учреждений, семьи, профессиональных учебных заведений, работодателей и общественности.
При постановке целей и выборе форм профориентации важен учет возрастных особенностей
1-4 классы
Цель: знакомство с миром профессий, формирование положительного отношения к труду, раскрытие важности и необходимости труда для общества, силы и красоты труда, потребности быть полезным людям.
5-7 классы
Цель: развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»).
8-9 классы
Цель: знакомство с конкретными видами трудовой деятельности, формирование адекватного принятия решения о выборе профиля обучения, формирование нравственных основ и ответственности в выборе жизненного пути.
10-11 классы
Цель: помощь в выборе профессии, обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
ФОРМЫ системной профориентационной работы
- работа школьных предметных факультативов, кружков по интересам
ФОРМЫ системной профориентационной работы
- профориентационная экскурсия в профессиональные учебные заведения и на предприятия
ФОРМЫ системной профориентационной работы
- соревнования и конкурсы по трудовому многоборью
ФОРМЫ системной профориентационной работы
ФОРМЫ системной профориентационной работы
- работа трудовых объединений школьников
ФОРМЫ системной профориентационной работы
- шефство преподавателей профессиональных заведений, специалистов предприятий и организаций над образовательными учреждениями
ФОРМЫ системной профориентационной работы
- проведение дней открытых дверей на предприятиях и в учебных заведениях
ФОРМЫ системной профориентационной работы
- ярмарки учебных и рабочих мест с участием учебных заведений, работодателей, Центра занятости
ФОРМЫ системной профориентационной работы
ФОРМЫ системной профориентационной работы
- выставки в библиотеках литературы о профессиях
ФОРМЫ системной профориентационной работы
- предметные олимпиады, тематические фестивали
ФОРМЫ системной профориентационной работы
- специальным образом организованные тестирования и анкетирования учащихся по самому широкому кругу проблем, связанных с профориентацией
ФОРМЫ системной профориентационной работы
- оформление стендов и уголков по профориентации
ФОРМЫ системной профориентационной работы
- создание странички на школьном сайте с подзаголовком «Профориентация»
Веб-узел «Моя профессиональная карьера» (для учащихся)
- - перечень образовательных учреждений системы НПО и СПО Костромской области (специальности, сроки обучения, контакты);
- - профессиограмма (перечень профессий, требования к профессии, необходимые профессиональные качества, медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке);
- - трудоустройство (службы содействия в трудоустройстве выпускников в учреждениях СПО, вакансии портала государственных органов Костромской области, Департамента по труду и занятости Костромской области, Департамента здравоохранения Костромской области);
- - календарь профессиональных праздников.
Веб-узел «Моя профессиональная карьера» (для преподавателей)
Виртуальные кабинеты по профориентации:
- профориентационные выпуски школьных газет;
- творчество детей: стихи, сочинения, рисунки о профессиях;
- статьи учащихся в прессе и интернете;
- фестивали профессий;
- профориентационные конкурсы;
- профориентационные экскурсии;
- видеоматериалы о профессиях;
- презентации и видеоролики о профессиях;
- рассказы родителей о своих профессиях (видео);
- творческие задания для учащихся.
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы
- достаточная информация о профессии и путях ее получения , четкое представление о содержании и условиях труда в избираемой профессии, требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;
- потребность в обоснованном выборе профессии, т.е. самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии;
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы
- уверенность школьника в социальной значимости труда;
- степень самопознания школьника, т.е. насколько глубоко он способен осознать свои профессионально важные качества;
- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана, четких представлений о стратегии своих дальнейших действия на пути овладения той или иной профессией.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ