СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа по профориентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект и презентация классного часа по профориентации

Просмотр содержимого документа
«Классный час. Твоя будущая профессия.»

Классный час.

Твоя будущая профессия.

Цели:

  1. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;

  2. Изучение участниками собственных склонностей;

  3. Определение участниками своего профессионального типа личности.

Оборудование: презентация, тесты.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация материала.

Сегодня мы поговорим о классификации профессий, попробуем определить свои склонности и профессиональную направленность и. если хватит времени, свой тип личности.

  1. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же - это вид занятий в рамках одной профессии. Например, Профессия – учитель, а специальность – учитель музыки.

А теперь попробуйте сами:

Профессия – водитель, а специальность?... водитель автобуса.

Как же классифицируют профессии?

Классификация профессий:

  1. По предмету труда (типы) – на что направлен труд.

  2. По целям труда (классы) – какова конечная цель труда.

  3. По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент.

  4. По условиям труда (группы) – где работает.

А теперь дадим характеристику каждой из этих позиций.

Типы профессий:

Предмет труда

система

Примеры

а) техника

Человек-техника (Ч-Т)

Профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик оборудования и т.д.

б) животный и растительный мир

Человек-природа (Ч-П)

Профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д.: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь и т.д.

в) схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, физические и химические символы

Человек- знаковая система (Ч-Зн)

Виды деятельности, относящиеся к умственному труду: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т. д.

г) изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность

Человек – художественный образ (Ч-Х)

Дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т. д.


Скажите пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? ( к системам Ч-Т и Ч-Зн).

Я неслучайно взяла для примера профессию инженера. На этом примере мы познакомимся с классами профессий, но вначале теоретическая информация.

Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель)

Классы профессий:

Класс

обозначение

Цели

Гностические («гнозис» - знание)

Гн.

Узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку

Преобразующие

Пр.

Изготовить по образцу

изыскательские

Из.

Придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу, необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.

Вернемся к профессии «инженер». К какому классу она относится? (можно отнести ко всем трем классам.) тогда необходимо учитывать специализацию:

- инженер – конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. (Изыскательская профессия)

- инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать (преобразующая профессия)

- инженер- испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. (гностическая профессия)

Теперь перейдем к характеристике отделов профессий.

Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда.

Отделы профессий

Отдел профессий

обозначение

Примеры

С использованием ручных орудий труда

Р

В основном рабочие специальности: каменщик, маляр и т. д.

С использованием машин с ручным и ножным управлением

М

Машинист, водитель

С использованием автоматизированного оборудования

А

Оператор ПК

С использованием функциональных возможностей (средств) организма

ф

Профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т. д.


Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда.

Группы профессий

Группа профессий

Обозначение

Примеры

Труд в обычных бытовых условиях

(об)

Бухгалтер, учитель и т.д.

Труд на открытом воздухе

(О)

Строители, работники сельского хозяйства и т. д.

Труд в необычных условиях

(н)

Водолазы, шахтеры и т. д.

Труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности

(мо)

Инкассаторы, врачи и т. д.


Теперь вы имеете представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит от Вашего желания, от Ваших возможностей и от требований, которые предъявляет профессия к личности претендента.

  1. Теперь давайте поговорим о склонностях – ярко выраженных интересах. Это стремление заниматься определенным видом деятельности. Не напрасно я просила Вас делать записи, потому что этот тест поможет выявить склонности, предпочтения сообразно типам Ч-Ч, Ч-П, Ч-Т, Ч-Зн., Ч-Х.

Опросник Е.А.Климова.

При выполнении этого теста необходимо из пары видов деятельности выбрать один вид «а» или «б». если ни нравится ни то ни другое, выбирайте по принципу «меньшего зла». Но выбор должен быть сделан. Всего 20 пар, записывайте номер пары и проставляйте букву. Готовы? Начали!

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчёты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины , одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15б. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере, наборной машине и др.)


Ваша задача – сравнить свои ответы с «ключом». Совпадения отмечайте.


ЛИСТ ОТВЕТОВ

I

II

III

IV

V








10а



10б


11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16б


16б


17а


17б

18а


18б


19а


19б


20а



20б








Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определённому типу профессий. Испытуемый склонен к тому типу профессий, который получил максимальное количество знаков «+».

Посчитайте суммы совпадений по каждому типу профессий, максимальное количество баллов -8.

А теперь выделите предпочитаемые вами типы профессий, т.е. склонности.

НАЗВАНИЕ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ ПО СТОЛБЦАМ:


  1. «человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

  2. «человек – техника» - все технические профессии;

  3. «человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

  4. «человек – знак» - все профессии, связанные с обсчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

  5. «человек – художественный образ» - все творческие специальности.

3. А теперь вашему вниманию я предлагаю тест « Профессиональный тип личности». Такое самоизучение для вас важно: вы должны разобраться в себе и сделать верный, правильный выбор, свой выбор.


Я хочу предупредить вас о типичных ошибках при выборе профессии:


  1. Выбор «за компанию», когда молодой человек, сомневающийся в своих дальнейших планах, решает продолжить обучение «за компанию» со своим другом или подругой, товарищами по классу. Но люди-то все разные, то, что подходит одному, другому не подходит. В итоге, через какое-то время человек осознает, что ошибся и предпринимает попытки найти себя в другой сфере занятости. Но время упущено. И все же никогда не поздно сделать свой выбор.

  2. Проекция своего отношения к школьному предмету на отношение к будущей профессии. Предположим, учащийся имеет хорошие отметки по литературе. Однако интерес к предмету может быть на бытовом уровне. То есть человеку просто нравится знакомиться с произведениями литературы. Этого может быть недостаточно, чтобы стать хорошим филологом.

  3. Выбор профессии из соображений престижности. Не стоит забывать, что со стороны мы видим только «фасад» - лицевую часть этой деятельности, где все красиво. У любой монеты две стороны. Не забывайте об этом!

Причиной ошибки в выборе профессии может явиться недостаток информации о профессиях, а также о своих возможностях.

Для того, чтобы лучше узнать себя выполним тест. По алгоритму выполнения он аналогичен предыдущему. Состоит из 42 пар профессий. Из каждой пары надо выбрать одну. Ваша задача записать порядковый номер и букву выбранного варианта. Например , 1А, 2 В и т.д.

Тест Д.Голланда


а

б


а

б

1

инженер-техник

инженер-контролер


22

гидролог

ревизор

2

вязальщик

санитарный врач


23

зоолог

зоотехник

3

повар

наборщик


24

математик

архитектор

4

фотограф

зав. магазином


25

работник ИДН

счетовод

5

чертежник

дизайнер


26

учитель

милиционер

6

философ

психиатр


27

воспитатель

художник по керамике

7

ученый-химик

бухгалтер


28

экономист

заведующий отделом

8

редактор научного журнала

адвокат


29

корректор

критик

9

лингвист

переводчик художественной литературы


30

завхоз

директор

10

педиатр

статистик


31

радиоинженер

специалист по ядерной физике

11

организатор воспитательной работы

председатель профсоюза


32

водопроводчик

наборщик

12

спортивный врач

фельетонист


33

агроном

председатель сельхозкооператива

13

нотариус

снабженец


34

закройщик-модельер

декоратор

14

перфоратор

карикатурист


35

археолог

эксперт

15

политический деятель

писатель


36

работник музея

консультант

16

садовник

метеоролог


37

ученый

актер

17

водитель

медсестра


38

логопед

стенографист

18

инженер-электрик

секретарь-машинистка


39

врач

дипломат

19

маляр

художник по металлу


40

главный бухгалтер

директор

20

биолог

главный врач


41

поэт

психолог

21

телеоператор

режиссер


42

архивариус

скульптор


Ключ к тесту

Реалистический тип
1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.

Интеллектуальный тип:
1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.

Социальный тип:
2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.

Конвенциальный тип:
3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.

Предприимчивый тип:
4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.

Артистический тип:
5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.


Интерпретация

Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями:
- определенными чертами характера и складом ума;
- способностями к определенным видам деятельности;
- предпочтениями определенного рода занятий;
- содержанием увлечений;
- профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

Ниже, в таблице приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.


Таблица «Типы профессиональной направленности личности»


Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Конкретные профессии

Р

Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности

Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение

Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.

механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

И

Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность

Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

физик, астроном, ботаник, программист и др.

С

Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей

Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем

Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

врач, педагог, психолог и т.п.

К

Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей

Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства

Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных

бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

П

Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности

Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике

Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

А

Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие

Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям

Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.


Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки.

  1. Заключение. Я очень надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в выборе профессии. Хочу посоветовать обратиться к нашему психологу Савельевой Екатерине Викторовне: она приглашает вас пройти тестирование по профориентации.


Просмотр содержимого презентации
«Твоя будущая профессия»

Классификация профессий.  Склонности и профессиональная направленность.  Профессиональный тип личности.

Классификация профессий. Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности.

Цели: Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий; Изучение участниками собственных склонностей; Определение участниками своего профессионального типа личности.
  • Цели:
  • Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  • Изучение участниками собственных склонностей;
  • Определение участниками своего профессионального типа личности.
Классификация профессий:

Классификация профессий:

  • По предмету труда (типы) – на что направлен труд.
  • По целям труда (классы) – какова конечная цель труда.
  • По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент.
  • По условиям труда (группы) – где работает.
Типы профессий Предмет труда система а) техника Примеры Человек-техника (Ч-Т) б) животный и растительный мир Профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик оборудования и т.д. Человек-природа (Ч-П) в) схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, физические и химические символы Профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д.: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь и т.д. Человек- знаковая система (Ч-Зн) г) изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность Виды деятельности, относящиеся к умственному труду: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т. д. Человек – художественный образ (Ч-Х) Дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т. д.

Типы профессий

Предмет труда

система

а) техника

Примеры

Человек-техника (Ч-Т)

б) животный и растительный мир

Профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик оборудования и т.д.

Человек-природа (Ч-П)

в) схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, физические и химические символы

Профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д.: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь и т.д.

Человек- знаковая система (Ч-Зн)

г) изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность

Виды деятельности, относящиеся к умственному труду: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т. д.

Человек – художественный образ (Ч-Х)

Дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т. д.

Классы профессий: Класс обозначение Гностические («гнозис» - знание) Цели Гн. Преобразующие Узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку Пр. изыскательские Изготовить по образцу Из. Придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Классы профессий:

Класс

обозначение

Гностические («гнозис» - знание)

Цели

Гн.

Преобразующие

Узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку

Пр.

изыскательские

Изготовить по образцу

Из.

Придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

- инженер – конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. (Изыскательская профессия) - инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать (преобразующая профессия) - инженер- испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. (гностическая профессия)
  • - инженер – конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. (Изыскательская профессия)
  • - инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать (преобразующая профессия)
  • - инженер- испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. (гностическая профессия)
Отделы профессий   Отдел профессий обозначение С использованием ручных орудий труда Примеры Р С использованием машин с ручным и ножным управлением В основном рабочие специальности: каменщик, маляр и т. д. М С использованием автоматизированного оборудования Машинист, водитель А С использованием функциональных возможностей (средств) организма Оператор ПК ф Профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т. д.

Отделы профессий

Отдел профессий

обозначение

С использованием ручных орудий труда

Примеры

Р

С использованием машин с ручным и ножным управлением

В основном рабочие специальности: каменщик, маляр и т. д.

М

С использованием автоматизированного оборудования

Машинист, водитель

А

С использованием функциональных возможностей (средств) организма

Оператор ПК

ф

Профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т. д.

Группы профессий   Группа профессий Обозначение Труд в обычных бытовых условиях Примеры (об) Труд на открытом воздухе Бухгалтер, учитель и т.д. (О) Труд в необычных условиях Строители, работники сельского хозяйства и т. д. (н) Труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности Водолазы, шахтеры и т. д. (мо) Инкассаторы, врачи и т. д.

Группы профессий

Группа профессий

Обозначение

Труд в обычных бытовых условиях

Примеры

(об)

Труд на открытом воздухе

Бухгалтер, учитель и т.д.

(О)

Труд в необычных условиях

Строители, работники сельского хозяйства и т. д.

(н)

Труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности

Водолазы, шахтеры и т. д.

(мо)

Инкассаторы, врачи и т. д.

Опросник Е.А.Климова.

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчёты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины , одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15б. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере, наборной машине и др.)

ЛИСТ ОТВЕТОВ   I II 1а 3б III 1б IV 2а 6а 4а 4б 2б V 3а 5а 6б 7б 5б 8а 9а 10а 7а 11а 8б 13б 9б 11б 14а 12а 16б 10б 14б 12б 13а 15а 16б 17б 15б 18а 19а 20а 17а 18б 19б 20б

ЛИСТ ОТВЕТОВ

I

II

III

IV

V

10а

11а

13б

11б

14а

12а

16б

10б

14б

12б

13а

15а

16б

17б

15б

18а

19а

20а

17а

18б

19б

20б

НАЗВАНИЕ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ ПО СТОЛБЦАМ:

НАЗВАНИЕ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ ПО СТОЛБЦАМ:

  • «человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  • «человек – техника» - все технические профессии;
  • «человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  • «человек – знак» - все профессии, связанные с обсчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  • «человек – художественный образ» - все творческие специальности.
Типичные ошибки при выборе профессии:

Типичные ошибки при выборе профессии:

  • Выбор «за компанию»,
  • Проекция своего отношения к школьному предмету на отношение к будущей профессии.
  • Выбор профессии из соображений престижности.
Тест Д.Голланда   № а 1 б инженер-техник 2 инженер-контролер вязальщик 3 4 повар санитарный врач фотограф 5 наборщик зав. магазином чертежник 6 дизайнер философ 7 психиатр ученый-химик  8 редактор научного журнала 9 бухгалтер адвокат лингвист 10 переводчик художественной литературы педиатр 11 12 статистик организатор воспитательной работы председатель профсоюза спортивный врач 13 фельетонист нотариус снабженец

Тест Д.Голланда

а

1

б

инженер-техник

2

инженер-контролер

вязальщик

3

4

повар

санитарный врач

фотограф

5

наборщик

зав. магазином

чертежник

6

дизайнер

философ

7

психиатр

ученый-химик

8

редактор научного журнала

9

бухгалтер

адвокат

лингвист

10

переводчик художественной литературы

педиатр

11

12

статистик

организатор воспитательной работы

председатель профсоюза

спортивный врач

13

фельетонист

нотариус

снабженец

14 15 перфоратор политический деятель 16 карикатурист садовник 17 писатель водитель метеоролог 18 19 медсестра инженер-электрик 20 маляр секретарь-машинистка биолог 21 художник по металлу телеоператор 22 главный врач гидролог режиссер 23 24 ревизор зоолог математик 25 зоотехник работник ИДН архитектор счетовод

14

15

перфоратор

политический деятель

16

карикатурист

садовник

17

писатель

водитель

метеоролог

18

19

медсестра

инженер-электрик

20

маляр

секретарь-машинистка

биолог

21

художник по металлу

телеоператор

22

главный врач

гидролог

режиссер

23

24

ревизор

зоолог

математик

25

зоотехник

работник ИДН

архитектор

счетовод

24 25 математик 26 работник ИДН архитектор 27 учитель счетовод воспитатель 28 милиционер художник по керамике экономист 29 корректор 30 заведующий отделом 31 завхоз критик 32 радиоинженер директор водопроводчик 26 специалист по ядерной физике наборщик учитель 27 воспитатель 28 милиционер экономист 29 художник по керамике 30 корректор заведующий отделом завхоз критик 31 директор радиоинженер 32 водопроводчик специалист по ядерной физике наборщик

24

25

математик

26

работник ИДН

архитектор

27

учитель

счетовод

воспитатель

28

милиционер

художник по керамике

экономист

29

корректор

30

заведующий отделом

31

завхоз

критик

32

радиоинженер

директор

водопроводчик

26

специалист по ядерной физике

наборщик

учитель

27

воспитатель

28

милиционер

экономист

29

художник по керамике

30

корректор

заведующий отделом

завхоз

критик

31

директор

радиоинженер

32

водопроводчик

специалист по ядерной физике

наборщик

33 агроном 34 председатель сельхозкооператива закройщик-модельер 35 археолог декоратор 36 эксперт работник музея 37 ученый 38 консультант актер логопед 39 врач стенографист 40 дипломат главный бухгалтер 41 поэт директор 42 психолог архивариус скульптор

33

агроном

34

председатель сельхозкооператива

закройщик-модельер

35

археолог

декоратор

36

эксперт

работник музея

37

ученый

38

консультант

актер

логопед

39

врач

стенографист

40

дипломат

главный бухгалтер

41

поэт

директор

42

психолог

архивариус

скульптор

Ключ к тесту

Ключ к тесту

  • Реалистический тип (Р) 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.
  • Интеллектуальный тип: (И) 1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.
  • Социальный тип: (С) 2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.
  • Конвенциальный тип: (К) 3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.
  • Предприимчивый тип: (П) 4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.
  • Артистический тип: (А) 5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.
Таблица «Типы профессиональной направленности личности»   Типы Психологические характеристики, особенности личности, способности Р Ориентация, направленность, предпочтения Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности Профессиональная среда Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение Конкретные профессии Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации. механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

Таблица «Типы профессиональной направленности личности»

Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

Р

Ориентация, направленность, предпочтения

Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности

Профессиональная среда

Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение

Конкретные профессии

Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.

механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

Типы Психологические характеристики, особенности личности, способности И Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность Ориентация, направленность, предпочтения Профессиональная среда Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения Конкретные профессии Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи физик, астроном, ботаник, программист и др.

Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

И

Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения

Конкретные профессии

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

физик, астроном, ботаник, программист и др.

Типы Психологические характеристики, особенности личности, способности С Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей Ориентация, направленность, предпочтения Профессиональная среда Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем Конкретные профессии Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. врач, педагог, психолог и т.п.

Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

С

Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем

Конкретные профессии

Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

врач, педагог, психолог и т.п.

Типы Психологические характеристики, особенности личности, способности К Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей Ориентация, направленность, предпочтения Профессиональная среда Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства Конкретные профессии Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

К

Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства

Конкретные профессии

Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных

бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

Типы Психологические характеристики, особенности личности, способности П Ориентация, направленность, предпочтения Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности Профессиональная среда Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике Конкретные профессии Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

П

Ориентация, направленность, предпочтения

Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности

Профессиональная среда

Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике

Конкретные профессии

Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

Типы Психологические характеристики, особенности личности, способности А Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие Ориентация, направленность, предпочтения Профессиональная среда Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям Конкретные профессии Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

А

Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям

Конкретные профессии

Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.