Классификация профессий. Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности.
- Цели:
- Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;
- Изучение участниками собственных склонностей;
- Определение участниками своего профессионального типа личности.
Классификация профессий:
- По предмету труда (типы) – на что направлен труд.
- По целям труда (классы) – какова конечная цель труда.
- По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент.
- По условиям труда (группы) – где работает.
Типы профессий
Предмет труда
система
а) техника
Примеры
Человек-техника (Ч-Т)
б) животный и растительный мир
Профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик оборудования и т.д.
Человек-природа (Ч-П)
в) схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, физические и химические символы
Профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д.: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь и т.д.
Человек- знаковая система (Ч-Зн)
г) изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность
Виды деятельности, относящиеся к умственному труду: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т. д.
Человек – художественный образ (Ч-Х)
Дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т. д.
Классы профессий:
Класс
обозначение
Гностические («гнозис» - знание)
Цели
Гн.
Преобразующие
Узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку
Пр.
изыскательские
Изготовить по образцу
Из.
Придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.
- - инженер – конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. (Изыскательская профессия)
- - инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать (преобразующая профессия)
- - инженер- испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. (гностическая профессия)
Отделы профессий
Отдел профессий
обозначение
С использованием ручных орудий труда
Примеры
Р
С использованием машин с ручным и ножным управлением
В основном рабочие специальности: каменщик, маляр и т. д.
М
С использованием автоматизированного оборудования
Машинист, водитель
А
С использованием функциональных возможностей (средств) организма
Оператор ПК
ф
Профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т. д.
Группы профессий
Группа профессий
Обозначение
Труд в обычных бытовых условиях
Примеры
(об)
Труд на открытом воздухе
Бухгалтер, учитель и т.д.
(О)
Труд в необычных условиях
Строители, работники сельского хозяйства и т. д.
(н)
Труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности
Водолазы, шахтеры и т. д.
(мо)
Инкассаторы, врачи и т. д.
Опросник Е.А.Климова.
1а. Ухаживать за животными
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных
10б. Выполнять вычисления, расчёты
11а. Выводить новые сорта растений
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины , одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
15б. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере, наборной машине и др.)
ЛИСТ ОТВЕТОВ
I
II
1а
3б
III
1б
IV
2а
6а
4а
4б
2б
V
3а
5а
6б
7б
5б
8а
9а
10а
7а
11а
8б
13б
9б
11б
14а
12а
16б
10б
14б
12б
13а
15а
16б
17б
15б
18а
19а
20а
17а
18б
19б
20б
НАЗВАНИЕ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ ПО СТОЛБЦАМ:
- «человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
- «человек – техника» - все технические профессии;
- «человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
- «человек – знак» - все профессии, связанные с обсчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
- «человек – художественный образ» - все творческие специальности.
Типичные ошибки при выборе профессии:
- Выбор «за компанию»,
- Проекция своего отношения к школьному предмету на отношение к будущей профессии.
- Выбор профессии из соображений престижности.
Тест Д.Голланда
№
а
1
б
инженер-техник
2
инженер-контролер
вязальщик
3
4
повар
санитарный врач
фотограф
5
наборщик
зав. магазином
чертежник
6
дизайнер
философ
7
психиатр
ученый-химик
8
редактор научного журнала
9
бухгалтер
адвокат
лингвист
10
переводчик художественной литературы
педиатр
11
12
статистик
организатор воспитательной работы
председатель профсоюза
спортивный врач
13
фельетонист
нотариус
снабженец
14
15
перфоратор
политический деятель
16
карикатурист
садовник
17
писатель
водитель
метеоролог
18
19
медсестра
инженер-электрик
20
маляр
секретарь-машинистка
биолог
21
художник по металлу
телеоператор
22
главный врач
гидролог
режиссер
23
24
ревизор
зоолог
математик
25
зоотехник
работник ИДН
архитектор
счетовод
24
25
математик
26
работник ИДН
архитектор
27
учитель
счетовод
воспитатель
28
милиционер
художник по керамике
экономист
29
корректор
30
заведующий отделом
31
завхоз
критик
32
радиоинженер
директор
водопроводчик
26
специалист по ядерной физике
наборщик
учитель
27
воспитатель
28
милиционер
экономист
29
художник по керамике
30
корректор
заведующий отделом
завхоз
критик
31
директор
радиоинженер
32
водопроводчик
специалист по ядерной физике
наборщик
33
агроном
34
председатель сельхозкооператива
закройщик-модельер
35
археолог
декоратор
36
эксперт
работник музея
37
ученый
38
консультант
актер
логопед
39
врач
стенографист
40
дипломат
главный бухгалтер
41
поэт
директор
42
психолог
архивариус
скульптор
Ключ к тесту
- Реалистический тип (Р) 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.
- Интеллектуальный тип: (И) 1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.
- Социальный тип: (С) 2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.
- Конвенциальный тип: (К) 3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.
- Предприимчивый тип: (П) 4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.
- Артистический тип: (А) 5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.
Таблица «Типы профессиональной направленности личности»
Типы
Психологические характеристики, особенности личности, способности
Р
Ориентация, направленность, предпочтения
Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности
Профессиональная среда
Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение
Конкретные профессии
Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.
механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.
Типы
Психологические характеристики, особенности личности, способности
И
Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность
Ориентация, направленность, предпочтения
Профессиональная среда
Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения
Конкретные профессии
Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи
физик, астроном, ботаник, программист и др.
Типы
Психологические характеристики, особенности личности, способности
С
Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей
Ориентация, направленность, предпочтения
Профессиональная среда
Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем
Конкретные профессии
Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.
врач, педагог, психолог и т.п.
Типы
Психологические характеристики, особенности личности, способности
К
Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей
Ориентация, направленность, предпочтения
Профессиональная среда
Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства
Конкретные профессии
Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных
бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.
Типы
Психологические характеристики, особенности личности, способности
П
Ориентация, направленность, предпочтения
Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности
Профессиональная среда
Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике
Конкретные профессии
Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия
бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.
Типы
Психологические характеристики, особенности личности, способности
А
Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие
Ориентация, направленность, предпочтения
Профессиональная среда
Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям
Конкретные профессии
Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения
музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.