СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к методическому семинару

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к методическому семинару "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к методическому семинару»

 Методический семинар   Подготовила: Саая Чинчи Олеговна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4 имени Байлак Веры Чульдумовны г.Чадан»

Методический семинар

Подготовила:

Саая Чинчи Олеговна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №4 имени

Байлак Веры Чульдумовны г.Чадан»

Саая Чинчи Олеговна Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4 имени Байлак Веры Чульдумовны г.Чадан» Стаж работы : 5 месяцев  Образование: высшее  Педагогическое кредо:  Творить, пробовать, искать и развиваться

Саая Чинчи Олеговна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №4 имени Байлак Веры Чульдумовны г.Чадан»

Стаж работы : 5 месяцев

Образование: высшее

Педагогическое кредо: Творить, пробовать, искать и развиваться

Тема опыта  «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка»  Актуальность  темы стремление учителя повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе

Тема опыта

«Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка»

Актуальность  темы

стремление учителя повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе

Объект исследования  – учебно-воспитательный и развивающий процесс на уроках русского языка   Предмет исследования  – условия решения развивающих и воспитательных задач на уроке, развитие действий самоопределения, актуализации и осознание своего отношения к изучаемой проблеме

Объект исследования  –

учебно-воспитательный и развивающий процесс на уроках русского языка

Предмет исследования  –

условия решения развивающих и воспитательных задач на уроке, развитие действий самоопределения, актуализации и осознание своего отношения к изучаемой проблеме

Основные цели исследования: изучение проблемы в теории и на практике; выявление роли и значения технологии проблемно-диалогического обучения в образовательной деятельности; определение уровня использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка; формирование УУД; осуществление индивидуального подхода

Основные цели исследования:

  • изучение проблемы в теории и на практике;
  • выявление роли и значения технологии проблемно-диалогического обучения в образовательной деятельности;
  • определение уровня использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка;
  • формирование УУД;
  • осуществление индивидуального подхода
Важнейшие источники исследования Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644) - Режим доступа: http://standart.edu.ru Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. - 112 с. - (Стандарты второго поколения).

Важнейшие источники исследования

  • Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644) - Режим доступа: http://standart.edu.ru
  • Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. - 112 с. - (Стандарты второго поколения).
Цель деятельности: представить модель педагогической деятельности по проблемно- диалогическому методу обучения учащихся.

Цель деятельности:

  • представить модель педагогической деятельности по проблемно- диалогическому методу обучения учащихся.
Задачи: показать значимость проблемно-диалогического метода; создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения; выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами.

Задачи:

  • показать значимость проблемно-диалогического метода;
  • создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения;
  • выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами.
Тройной эффект обучения более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности .

Тройной эффект обучения

  • более качественное усвоение знаний,
  • мощное развитие интеллекта и творческих способностей,
  • воспитание активной личности .
ФГОС: каким образом можно получить новый результат ? организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников: прогресс  способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс  в личностном развитии умение  решать учебные задачи  на основе сформированных предметных и УУД СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ

ФГОС: каким образом можно получить новый результат ?

организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:

прогресс

способность к самоорганизации в решении учебных задач.

прогресс в личностном развитии

умение решать учебные задачи

на основе сформированных предметных и УУД

СОВРЕМЕННЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Традиционный урок Проблемно-диалогический урок – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков.  – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Традиционный урок

Проблемно-диалогический урок

  • – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков.
  • – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Традиционный урок Проблемно-диалогический урок 1. Тема: «Сегодня мы будем изучать…» 1. Постановка проблемы: «С одной стороны, …, но с другой стороны, …» «Что удивляет? В чём затруднение?..» «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?» 2. Объяснение учителя: «Итак, слушайте внимательно…» 2. Поиск и нахождение решения: «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос…» 3. Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи, повтори…» 3. Создание продукта: «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…»  Оба урока преследуют одну цель - усвоение новых знаний.

Традиционный урок

Проблемно-диалогический урок

1. Тема: «Сегодня мы будем изучать…»

1. Постановка проблемы: «С одной стороны, …, но с другой стороны, …» «Что удивляет? В чём затруднение?..» «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?»

2. Объяснение учителя: «Итак, слушайте внимательно…»

2. Поиск и нахождение решения: «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос…»

3. Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи, повтори…»

3. Создание продукта: «Придумай

схему…», «Зарифмуй правило…»

Оба урока преследуют одну цель - усвоение новых знаний.

Проблемно-диалогическая технология является:   результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Проблемно-диалогическая технология является:

  • результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
  • здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Главное «действующее лицо» урока - ученик учащиеся самостоятельно формулируют цели урока; учащиеся осознают недостаточность имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, работы в парах и группах; учащиеся осуществляют взаимопроверку, взаимоконтроль; учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке.

Главное «действующее лицо» урока - ученик

  • учащиеся самостоятельно формулируют цели урока;
  • учащиеся осознают недостаточность имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, работы в парах и группах;
  • учащиеся осуществляют взаимопроверку, взаимоконтроль;
  • учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке.
Из каких этапов состоит  проблемно-диалогический урок? 1)  Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2)  Выдвижение версий решения проблемы. 3)  Актуализация имеющихся знаний . 4)  Составление плана решения проблемы. 5)  Поиск решения проблемы – открытие нового знания . 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?

1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

2) Выдвижение версий решения проблемы.

3) Актуализация имеющихся знаний .

4) Составление плана решения проблемы.

5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания .

6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Виды диалогов Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.  Побуждающий диалог  Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке.

Виды диалогов

  • Подводящий диалог

Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

  • + Развивает логическое мышление.
  • + Просчитывается по времени.
  • + Ведет к нужному результату коротким путем.
  • - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
  • Побуждающий диалог

Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы

  • + Развивает творческое мышление.
  • + Максимально близок к жизненным ситуациям.
  • - Ученики могут увести в сторону от темы.
  • - Невозможно рассчитать время на уроке.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения , вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

  • Проблемная ситуация состояние умственного затруднения , вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
 Побуждающий от проблемной ситуации диалог   Приёмы  Вопросы учащимся 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений  Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?  2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.  Вопрос был один? А мнений сколько?»  3.  Противоречие между житейским представлением и научным фактом  или 2. Задание было одно? А выполнили вы его как? 3. Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?»  Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?  4. Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя   Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приёмы

Вопросы учащимся

1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений

  • Что вас удивило?
  • Что интересного заметили?
  • Какое противоречие налицо?

2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

  • Вопрос был один? А мнений сколько?»

3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом

или

2. Задание было одно? А выполнили вы его как?

3. Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?»

  • Вы что думали сначала?
  • А что оказывается на самом деле?

4. Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

  • Вы смогли выполнить задание?
  • В чем затруднение?
  • Чем это задание не похоже на предыдущее?

Приемы создания проблемных ситуаций «Подводящий диалог»:  вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод.  Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала.  Яркое пятно: мотивирующий, интригующий материал в начале урока. Применение полученных знаний в новой ситуации. Столкновение разных точек зрения по одному вопросу.   Задачи   с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку);  с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к ..);  с заведомыми ошибками;  с ограничением во времени решения.

Приемы создания проблемных ситуаций

  • «Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод.
  • Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала.
  • Яркое пятно: мотивирующий, интригующий материал в начале урока.
  • Применение полученных знаний в новой ситуации.
  • Столкновение разных точек зрения по одному вопросу.

Задачи

  • с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку);
  • с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к ..);
  • с заведомыми ошибками;
  • с ограничением во времени решения.
Преимущества технологии проблемного диалога Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся. Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения. Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения. В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

Преимущества технологии проблемного диалога

  • Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
  • Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.
  • Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
  • В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
  • Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Рефлексия

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…
Вывод Я убедилась: то что «открыто» самими детьми требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.

Вывод

Я убедилась: то что «открыто» самими детьми требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !