СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к педсовету.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал,который поможет в выступлении на педсовете по теме:  "

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы :

проблемы и перспективы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к педсовету.»

Комарова Н.С. Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы : проблемы и перспективы

Комарова Н.С.

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы :

проблемы и перспективы

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:   • анализировать свои действия;  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;  • отличаться мобильностью;  • быть способными к сотрудничеству;  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

отличаться мобильностью;

быть способными к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

 «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»  В.А.Сухомлинский. Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В.А.Сухомлинский.

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

 Как разработать урок по-новому?  Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС ? требования ФГОС?   Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Как разработать урок по-новому?

Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС ?

требования ФГОС?

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов: мобилизация (активная интеллектуальная деятельность учащихся);  Целеполагание  (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);  осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению  на уроке проблемной ситуации);          коммуникация  (поиск новых знаний в паре, в группе);  взаимопроверка, взаимоконтроль ;  рефлексия  (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

мобилизация (активная интеллектуальная

деятельность учащихся);

Целеполагание

(учащиеся самостоятельно формулируют

цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

осознание недостаточности

имеющихся знаний

(учитель способствует возникновению

на уроке проблемной ситуации);

коммуникация

(поиск новых знаний в паре, в группе);

взаимопроверка, взаимоконтроль ;

рефлексия

(осознание учеником и воспроизведение в речи того,

что нового он узнал и чему научился на уроке).

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:   • хорошо оборудованный кабинет  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся  • урок должен быть проблемным и развивающим  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;        • вывод делают сами учащиеся;  • максимум творчества и сотворчества;  • в центре внимания урока — дети;  • учет уровня и возможностей учащихся(профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;  • урок должен быть добрым. Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

хорошо оборудованный кабинет

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся

урок должен быть проблемным и развивающим

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

максимум творчества и сотворчества;

в центре внимания урока — дети;

учет уровня и возможностей учащихся(профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

урок должен быть добрым.

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Комарова Н.С. Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию  русского языка и литературы.   Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. От объяснительно-иллюстративного К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) Ученик - живой участник образовательного процесса. Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Комарова Н.С.

Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию

русского языка и литературы.

Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

От объяснительно-иллюстративного

К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников.

метода работы

(учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)

Ученик - живой участник образовательного процесса.

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:   Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Подготовка Деятельность учителя, работающего по ФГОС к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы , материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами  Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Подготовка

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы , материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Основные этапы урока Деятельность учителя, работающего по ФГОС  Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Главная цель учителя на уроке Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)  Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей:  по поиску и обработке информации;  обобщению способов действия;  постановке учебной задачи и т. д.   Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Основные этапы урока

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Главная цель учителя на уроке

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи и т. д.

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулировки: Форма урока решите; спишите; сравните; найдите; выпишите; выполните и т. д. Формулировки: Преимущественно фронтальная проанализируйте- докажите-(объясните); сравните, выразите символом; создайте схему или модель; продолжите - обобщите Преимущественно групповая и/или индивидуальная  (сделайте вывод); выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените - придумайте и т. д.   Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Формулировки:

Форма урока

  • решите;
  • спишите;
  • сравните;
  • найдите;
  • выпишите;
  • выполните и т. д.

Формулировки:

Преимущественно фронтальная

  • проанализируйте- докажите-(объясните);
  • сравните, выразите символом;
  • создайте схему или модель;
  • продолжите - обобщите

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

(сделайте вывод);

  • выберите решение или способ решения,
  • исследуйте,
  • оцените,
  • измените - придумайте и т. д.

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Нестандартное ведение уроков Деятельность учителя, работающего по ФГОС Взаимодействие с родителями обучающихся Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Нестандартное ведение уроков

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Взаимодействие с родителями обучающихся

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Образовательная среда Деятельность учителя, работающего по ФГОС Создается учителем. Выставки работ обучающихся Результаты обучения Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Предметные результаты Нет портфолио обучающегося Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Зонирование классов, холлов Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Образовательная среда

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Результаты обучения

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Предметные результаты

Нет портфолио обучающегося

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Зонирование классов, холлов

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.

Оценка промежуточных результатов обучения

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос. Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Кластер  – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.  Род Часть речи  Кто?  Что?  Имя существительное  Предмет  Падеж Подлежащее  Число Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

Род

Часть речи

Кто?

Что?

Имя

существительное

Предмет

Падеж

Подлежащее

Число

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

 Кто? Что?  Предмет  (предметность) Самостоятельная  часть речи Бывают: муж., жен., ср. рода; 1, 2, 3 скл.; одуш. – неодуш; собств. - нариц Изменяется по числам, падежам  Имя  существительное  В предложении  (синтаксическая роль)  Второстепенные члены (доп., опр., обст.)  Обращение  Главные члены подлежащее,сказуемое Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Кто? Что?

Предмет

(предметность)

Самостоятельная

часть речи

Бывают: муж., жен., ср. рода; 1, 2, 3 скл.; одуш. – неодуш; собств. - нариц

Изменяется

по числам, падежам

Имя

существительное

В предложении

(синтаксическая роль)

Второстепенные члены (доп., опр., обст.)

Обращение

Главные члены подлежащее,сказуемое

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.   Синквейн  - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.

Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Орфографическая пятиминутка. Цели: обучающая:  повторить какую-либо орфограмму; развивающие:  - уметь анализировать, синтезировать, классифицировать слова (а значит развивать мышление);  - уметь объяснить свой принцип классификации (а значит развивать научную речь);  - уметь вступить в полилог с другими учащимися (а значит развивать коммуникативные навыки). Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Орфографическая пятиминутка.

Цели:

  • обучающая:

повторить какую-либо орфограмму;

  • развивающие:

- уметь анализировать, синтезировать, классифицировать слова (а значит развивать мышление);

- уметь объяснить свой принцип классификации (а значит развивать научную речь);

- уметь вступить в полилог с другими учащимися (а значит развивать коммуникативные навыки).

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

 Детям диктуются сразу все слова, и они записывают их без предварительного объяснения (думают сами!), например:  делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, речь, меч, могуч .  Далее задается вопрос: что вы можете сказать? (Если работа ведется в системе, вопрос задавать не нужно, ребята сами знают, что делать, и сразу поднимают руки). Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Детям диктуются сразу все слова, и они записывают их без предварительного объяснения (думают сами!), например: делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, речь, меч, могуч .

Далее задается вопрос: что вы можете сказать? (Если работа ведется в системе, вопрос задавать не нужно, ребята сами знают, что делать, и сразу поднимают руки).

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Возможны следующие варианты ответов: Я бы поделил эти слова на две группы :  1-я : делаешь, молодежь, беречь, речь. Эти слова пишутся с ь ; 2-я : из-за туч, шалаш, хорош, с крыш, меч, могуч (без ь ). - Я бы поделил эти слова на три группы, так как эта орфограмма встретилась нам в глаголах, существительных и кратких прилагательных . Я заметил, что все эти слова на орфограмму « Мягкий знак на конце слов после шипящих ». Я согласен с мнением Пети, что здесь нужно учитывать части речи, но я бы поделил эти слова на четыре группы : 1-я : глаголы делаешь, беречь (пишутся с ь ); 2-я : существительные 3-го склонения молодежь, речь (пишутся с ь );  3-я: существительные 1 и 2 склонений из-за туч, шалаш, с крыш, меч (пишутся без ь ); 4-я : краткие прилагательные хорош, могуч (без ь ). Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Возможны следующие варианты ответов:

  • Я бы поделил эти слова на две группы :
  • 1-я : делаешь, молодежь, беречь, речь. Эти слова пишутся с ь ;
  • 2-я : из-за туч, шалаш, хорош, с крыш, меч, могуч (без ь ).

- Я бы поделил эти слова на три группы, так как эта орфограмма встретилась нам в глаголах, существительных и кратких прилагательных .

Я заметил, что все эти слова на орфограмму « Мягкий знак на конце слов после шипящих ».

  • Я согласен с мнением Пети, что здесь нужно учитывать части речи, но я бы поделил эти слова на четыре группы :
  • 1-я : глаголы делаешь, беречь (пишутся с ь );
  • 2-я : существительные 3-го склонения молодежь, речь (пишутся с ь );
  • 3-я: существительные 1 и 2 склонений из-за туч, шалаш, с крыш, меч (пишутся без ь );
  • 4-я : краткие прилагательные хорош, могуч (без ь ).

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.

Он должен непрерывно учиться:

учиться по – новому готовиться к уроку,

учиться по – новому проводить урок,

учиться по – новому оценивать достижения обучающихся,

учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Проблемы по внедрению ФГОС В части материально-технического обеспечения:  оснащение мультимедийным оборудованием все классы  недостаточное финансирования не позволяет приобрести необходимые  электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС. В части информационно-методического обеспечения: требуется совершенствование ресурсного потенциала(программно-методического); В части оценочной деятельности и диагностики:  отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;  проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Проблемы по внедрению ФГОС

  • В части материально-технического обеспечения:
  • оснащение мультимедийным оборудованием все классы
  • недостаточное финансирования не позволяет приобрести необходимые
  • электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.
  • В части информационно-методического обеспечения:
  • требуется совершенствование ресурсного потенциала(программно-методического);
  • В части оценочной деятельности и диагностики:
  • отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
  • проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Спасибо за внимание! Максименко Н.С . Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Спасибо

за внимание!

Максименко Н.С .

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль

Список литературы

1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

2. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.

3. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.

4. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.

5. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№5.-С.3-16.

6. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-28.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

8. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.

10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

11. Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14.

12. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.

Комарова Нина Сергеевна , г.Севастопль


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!