(профилактика суицида среди детей и подростков)
“ Мы выбираем жизнь, они - смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них……
У них нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами,
Читающими эти строки,
И тем, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку,
Чтобы сделать этот шаг? Всего лишь - шаг.
Они не были рождены самоубийцами, но умерли
С этим клеймом.
Они продолжают умирать”.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни)
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Виды суицидального поведения
- Демонстративное поведение – «играние на публику», суицид чаще не происходит (проявляется в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения);
- Аффективное поведение – суицид происходит необдуманно, в состоянии аффекта ( прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами);
- Истинное суицидальное поведение – чётко обдуманное и спланированное действие (чаще прибегают к повешению).
Основные причины суицида
1. Безответная любовь
2. Нет сил бороться
3. Всем назло
4. Обратите на меня внимание
5. Пусть мучаются
6. Я никому не нужен
Особенности подросткового суицида
- отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения самоубийства;
- отсутствие умения вербализировать свои чувства , поделиться своими переживаниями, подробно рассказать о них.
Признаки намерения совершения суицида
Словесные признаки:
- открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;
- косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.);
- нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему;
- высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме («… смерть – всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).
Поведенческие признаки:
- безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;
- налаживание отношений с непримиримыми врагами;
- отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый вид;
- пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;
- отстранение от друзей и семьи;
- частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;
- безразличие к окружающему миру.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
14. Вы первым идёте на примирение, разговор?
15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
как ваш ребёнок понимает, что вы его любите? По каким нашим действиям дети это понимают?