СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к семинару на тему "Диагностика процесса и результатов обучения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к семинару на тему "Диагностика процесса и результатов обучения".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к семинару на тему "Диагностика процесса и результатов обучения"»

Диагностика процесса и результатов обучения  Составитель презентации: Демельханова Заира Увайсовна

Диагностика процесса и результатов обучения Составитель презентации: Демельханова Заира Увайсовна

-Почему такой распространённой является ситуация, когда ученик при переходе из одной школы в другую начинает получать совершенно другие отметки по сравнению с теми, что у него были в прежней школе, несмотря на существование в стране единых образовательных стандартов? -Как можно объяснить тот факт, что ежегодно за последние 5 лет 60-62% выпускников-медалистов страны не потверждают свои отличные знания при поступлении в вузы? -Почему по данным исследований экспертов ЮНЕСКО, проводимых по одному перечню заданий в разных странах мира, по качеству знаний российские школьники занимают только 45-48 места?

-Почему такой распространённой является ситуация, когда ученик при переходе из одной школы в другую начинает получать совершенно другие отметки по сравнению с теми, что у него были в прежней школе, несмотря на существование в стране единых образовательных стандартов?

  • -Как можно объяснить тот факт, что ежегодно за последние 5 лет 60-62% выпускников-медалистов страны не потверждают свои отличные знания при поступлении в вузы?
  • -Почему по данным исследований экспертов ЮНЕСКО, проводимых по одному перечню заданий в разных странах мира, по качеству знаний российские школьники занимают только 45-48 места?
В состав диагностики входят:  1. Проверка- процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии. 2 .Контроль -- операция сопоставления сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами. 3 . Учет- фиксирование и привидение в систему показателей проверки и контроля 4. Оценка -  качественный и количественный анализ результатов обучения учащегося 5. Отметка  – определение балла или ранга по официальной принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности

В состав диагностики входят:

1. Проверка- процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии.

2 .Контроль -- операция сопоставления сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

3 . Учет- фиксирование и привидение в систему показателей проверки и контроля

4. Оценка - качественный и количественный анализ результатов обучения учащегося

5. Отметка определение балла или ранга по официальной принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности

Обратная связь - информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом

Обратная связь - информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом

Диагностика – это точное определение результатов дидактического контроля

Диагностика – это точное определение результатов дидактического контроля

Проверка результатов обучения рассматривается в следующих сферах: 1.КОГНИТИВНАЯ  2.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  3. СОЦИАЛЬНАЯ

Проверка результатов обучения рассматривается в следующих сферах:

  • 1.КОГНИТИВНАЯ

  • 2.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

  • 3. СОЦИАЛЬНАЯ
Каждая из них выявляет следующие цели: -- В когнитивной сфере выявляется уровень овладения знаниями в соответствии с целями обучения -- В психологической сфере проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях --В социальной сфере диагностируется степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание

Каждая из них выявляет следующие цели:

  • -- В когнитивной сфере выявляется уровень овладения знаниями в соответствии с целями обучения
  • -- В психологической сфере проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях
  • --В социальной сфере диагностируется степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание
Функции проверки и оценки результатов обучения Образовательная Стимулирующая Аналитико-корректирующая Воспитывающая Контрольная
  • Функции проверки и оценки результатов обучения
  • Образовательная
  • Стимулирующая
  • Аналитико-корректирующая
  • Воспитывающая
  • Контрольная
1. Образовательная ф-я – способствует научению, исправлению ошибок, а также помогает проинструктировать в дальнейшем продвижении 2.Стимулирующая ф-я – призвана обеспечить , чтобы контроль вдохновлял ученика в достижении поставленных целей
  • 1. Образовательная ф-я способствует научению, исправлению ошибок, а также помогает проинструктировать в дальнейшем продвижении
  • 2.Стимулирующая ф-я – призвана обеспечить , чтобы контроль вдохновлял ученика в достижении поставленных целей
3. Аналитико-корректирующая ф-я – связана с педагогической рефлексией учителя, совершенствованием планирования и организации обучения 4. Воспитывающая и развивающая ф-ии – связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности и других социально ценных способностей и черт характера  5. Контрольная ф-я – обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам
  • 3. Аналитико-корректирующая ф-я – связана с педагогической рефлексией учителя, совершенствованием планирования и организации обучения
  • 4. Воспитывающая и развивающая ф-ии – связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности и других социально ценных способностей и черт характера

5. Контрольная ф-я

обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам

Виды контроля и оценки Предварительный (входной) Текущий Периодический Итоговый

Виды контроля и оценки

  • Предварительный (входной)
  • Текущий
  • Периодический
  • Итоговый
Виды контроля и оценки 1.Предваряющий к-ль – используется при выявлении уровня знаний и развития учащихся вновь скомплектованных классов, перед изучением нового раздела 2.Текущий к-ль – осуществляется в форме устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы, проводится в процессе изучения темы. Является элементом многих уроков

Виды контроля и оценки

  • 1.Предваряющий к-ль – используется при выявлении уровня знаний и развития учащихся вновь скомплектованных классов, перед изучением нового раздела
  • 2.Текущий к-ль – осуществляется в форме устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы, проводится в процессе изучения темы. Является элементом многих уроков
3 . Периодический к-ль – в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирований после изучения крупной темы, раздела. 4.Итоговый к-ль – проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр и т.д.)
  • 3 . Периодический к-ль – в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирований после изучения крупной темы, раздела.
  • 4.Итоговый к-ль – проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр и т.д.)
Требования к оценке знаний ОБЪЕКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ОТКРЫТОСТЬ (ГЛАСНОСТЬ)

Требования к оценке знаний

  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ
  • СУБЪЕКТИВНОСТЬ
  • СИСТЕМАТИЧНОСТЬ
  • ОТКРЫТОСТЬ (ГЛАСНОСТЬ)
Требования к оценке знаний: ОБЪЕКТИВНОСТЬ -  оценивание действительных успехов и недостатков работы учащихся, отсутствие предвзятости в оценке

Требования к оценке знаний:

ОБЪЕКТИВНОСТЬ - оценивание действительных успехов и недостатков работы учащихся, отсутствие предвзятости в оценке

СУБЪЕКТИВНОСТЬ -  гуманистический подход, учет реальных возможностей, здоровья учащихся, стимулирующий эффект оценивания.
  • СУБЪЕКТИВНОСТЬ - гуманистический подход, учет реальных возможностей, здоровья учащихся, стимулирующий эффект оценивания.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ –  зависит от возраста учащихся. ОТКРЫТОСТЬ (ГЛАСНОСТЬ)– обоснованность оценки и выставленной отметки ДЕЙСТВЕННОСТЬ –  советы, указания.
  • СИСТЕМАТИЧНОСТЬ – зависит от возраста учащихся.
  • ОТКРЫТОСТЬ (ГЛАСНОСТЬ)– обоснованность оценки и выставленной отметки
  • ДЕЙСТВЕННОСТЬ – советы, указания.
В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:

В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:

-направленность оценки исключительно на внешний контроль  -преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.

-направленность оценки исключительно на внешний контроль -преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.

Изучение процесса оценивания деятельности учащихся выявило следующие проблемы:

Изучение процесса оценивания деятельности учащихся выявило следующие проблемы:

* Отметки зависят от отношения учителя к ученику.

* Жесткость оценки . Учителя занижают оценки учащихся, у них трудно получить высокие оценки и отметки. В оценках преобла­дают негативные моменты.

*Ошибки великодушия . Педагоги завышают оценки.

*Ошибки центральной тенденции . Педагог не решается ставить крайних отметок, особенно учащимся, которых не совсем хорошо знает. Отметки выставляются в диапазоне три-четыре. Не используется вся шкала отметок.

* Логические ошибки . Преподаватель оценивает ответ в соответствии со своей логикой.

* Отсроченность отметки . Отметки выставляются в дневник отсрочено. Это может быть в конце недели или даже через месяц. Таким образом, дневник превращается  в «кладбище отметок»  

* Объявление оценок . Объявление отрицательных отметок пред всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательное отношение к учебе

*«Счетоводный подход ». Отметка выставляется в зависимости от того, сколько заданий из заданного количества выполнил ученик. «Счетоводный путь» приводит к игнорированию продвижения школьников и его достижений относительно прежнего уровня.

* Среднеарифметический подход .

Какие результаты учащихся должны оцениваться в соответствии с требованиями ФГОС ?

Какие результаты учащихся должны оцениваться в соответствии с требованиями ФГОС ?

Комплексная оценка достижений ученика Результат обучения Вопрос для анализа Какой прогресс наблюдается в личностных результатах Появилось ли умение ставить цели личностного развития? Возросла ли способность к саморефлексии? В материалах этого раздела явно преобладают оценки Каковы метапредметные результаты? Сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат? Умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах? Умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то сообща? Каковы предметные результаты? Освоил ли предметные умения с опорной системой предметных знаний?

Комплексная оценка достижений ученика

Результат обучения

Вопрос для анализа

Какой прогресс наблюдается в личностных результатах

Появилось ли умение ставить цели личностного развития?

Возросла ли способность к саморефлексии?

В материалах этого раздела явно преобладают оценки

Каковы метапредметные результаты?

Сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат?

Умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах?

Умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то сообща?

Каковы предметные результаты?

Освоил ли предметные умения с опорной системой предметных знаний?

Как выставлять оценки за четверть Методические рекомендации на основании документов МинОбра.   . При выставлении четвертной оценки учитываются все сильные и слабые стороны ребенка. При использовании устаревшего способа выставления четвертной оценки, учитель суммировал все полученные ребенком баллы и вычислял среднее арифметическое.    Этот способ промежуточной аттестации являлся несовершенным, так как при подсчете не учитывалось, за что же именно ребенок получил ту или иную оценку.     Большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу.  

Как выставлять оценки за четверть

Методические рекомендации на основании документов МинОбра. . При выставлении четвертной оценки учитываются все сильные и слабые стороны ребенка.

  • При использовании устаревшего способа выставления четвертной оценки, учитель суммировал все полученные ребенком баллы и вычислял среднее арифметическое.   Этот способ промежуточной аттестации являлся несовершенным, так как при подсчете не учитывалось, за что же именно ребенок получил ту или иную оценку.  
  • Большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу.  
 Если проверочные задания выполнены хуже из-за медлительности или неаккуратности ученика, но объективно его знания выше полученного результата, можно поставить более высокий балл. Учитывайте и индивидуальные особенности ребенка при выставлении четвертных оценок.    Если вам известно, что устные ответы школьника всегда намного лучше письменных в силу его личностных качеств, оценку можно немного повысить, заостряя внимание на результатах вербальных методов работы с ним.    Возможна и обратная ситуация: если ребенок успешнее в письменных работах, чем в устных, обращайте внимание на соответствующие отметки. Это поможет более объективно оценивать имеющиеся у учащегося знания, учитывая уровень его коммуникативных способностей.
  • Если проверочные задания выполнены хуже из-за медлительности или неаккуратности ученика, но объективно его знания выше полученного результата, можно поставить более высокий балл.
  • Учитывайте и индивидуальные особенности ребенка при выставлении четвертных оценок.   Если вам известно, что устные ответы школьника всегда намного лучше письменных в силу его личностных качеств, оценку можно немного повысить, заостряя внимание на результатах вербальных методов работы с ним.   Возможна и обратная ситуация: если ребенок успешнее в письменных работах, чем в устных, обращайте внимание на соответствующие отметки. Это поможет более объективно оценивать имеющиеся у учащегося знания, учитывая уровень его коммуникативных способностей.
Оценка и отметка отметки учащихся фиксируются  в  школьной  документации - классных журналах, протоколах экзаменов,   ведомостях ,  а также в личной документации учащихся . Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. Оценка же может быть максимально разнообразной,  вариативной . Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных занятий.Этой задачи отметка не решает.  Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована.

Оценка и отметка

  • отметки учащихся фиксируются  в  школьной  документации - классных журналах, протоколах экзаменов,   ведомостях ,  а также в личной документации учащихся . Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта.
  • Оценка же может быть максимально разнообразной,  вариативной . Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных занятий.Этой задачи отметка не решает. Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована.
Диагностика  Обучаемости

Диагностика Обучаемости

Основные показатели развития обучаемости: Тезаурус - формы знания, которые ученик может использовать в своей деятельности; Потенциальные возможности обучаемого ; Темп продвижения в освоении материала ( умение выделить и освоить опорные факты, понятия и т.д.)

Основные показатели развития обучаемости:

  • Тезаурус - формы знания, которые ученик может использовать в своей деятельности;
  • Потенциальные возможности обучаемого ;
  • Темп продвижения в освоении материала
  • ( умение выделить и освоить опорные факты, понятия и т.д.)
Высокий уровень обучаемости при низких показателях обученности свидетельствуют о серьёзных недоработках в организации обучения.  Если уровень обученности и обучаемости высок, наблюдается оптимальный вариант успешности обучения.  Только повысив обучаемость, можно добиться стойких успехов в обученности.  Невысокий уровень обучаемости, сочетающийся с низким уровнем обученности, определяется как неуспеваемость.       Различают кратковременную и устойчивую неуспеваемость

Высокий уровень обучаемости при низких показателях обученности свидетельствуют о серьёзных недоработках в организации обучения. Если уровень обученности и обучаемости высок, наблюдается оптимальный вариант успешности обучения. Только повысив обучаемость, можно добиться стойких успехов в обученности. Невысокий уровень обучаемости, сочетающийся с низким уровнем обученности, определяется как неуспеваемость. Различают кратковременную и устойчивую неуспеваемость

Причины неуспеваемости 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ – неблагополучие в семье, отсутствие должной заботы о ребенке, алкоголизм, педагогическая несостоятельность семьи, низкий уровень материального благосостояния, отрицательное влияние среды.

Причины неуспеваемости

  • 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ – неблагополучие в семье, отсутствие должной заботы о ребенке, алкоголизм, педагогическая несостоятельность семьи, низкий уровень материального благосостояния, отрицательное влияние среды.
2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА – наследственные заболевания, травмы, низкий уровень задатков, аномалии развития, приобретенные заболевания
  • 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА – наследственные заболевания, травмы, низкий уровень задатков, аномалии развития, приобретенные заболевания
3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЛИ ДИДАКТОГЕННЫЕ – в следствии формализма, усредненного подхода, грубых педагогических ошибок .
  • 3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЛИ ДИДАКТОГЕННЫЕ в следствии формализма, усредненного подхода, грубых педагогических ошибок .
Задание 5 (10 мин)  «Толстый» «тонкий» вопрос -Сформулируйте по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. - «тонкий» вопрос предполагает однозначный краткий ответ. - «толстый» вопрос предполагает ответ развернутый.

Задание 5 (10 мин) «Толстый» «тонкий» вопрос

  • -Сформулируйте по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.
  • - «тонкий» вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
  • - «толстый» вопрос предполагает ответ развернутый.
Задание 6 (3мин)  «Три предложения» -Передайте содержание нашей сегодняшней темы тремя предложениями.

Задание 6 (3мин) «Три предложения»

  • -Передайте содержание нашей сегодняшней темы тремя предложениями.
Диагностический тест (10 мин) Ф.И.___________________________________________ школа_____________________ 1.Что такое педагогическая диагностика? 2.Назовите цели каждой из функций проверки и оценки результатов обучения: 1.образовательной 2. стимулирующей 3.аналитико-корректирующей 4.воспитывающей и развивающей  5.контрольной 4.Какие действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения? 5.Чем оценка отличается от отметки? 6.Назовите требования, предъявляемые к оценке знаний. 7.Перечислите причины неуспеваемости учащегося _ 8.Какую роль играет обратная связь в процессе обучения

Диагностический тест (10 мин)

  • Ф.И.___________________________________________ школа_____________________
  • 1.Что такое педагогическая диагностика?
  • 2.Назовите цели каждой из функций проверки и оценки результатов обучения:
  • 1.образовательной 2. стимулирующей 3.аналитико-корректирующей 4.воспитывающей и развивающей
  • 5.контрольной
  • 4.Какие действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения?
  • 5.Чем оценка отличается от отметки?
  • 6.Назовите требования, предъявляемые к оценке знаний.
  • 7.Перечислите причины неуспеваемости учащегося _
  • 8.Какую роль играет обратная связь в процессе обучения
Рефлексия по занятию. Узнали, что.. Поняли… Не поняли… Требуются пояснения…

Рефлексия по занятию.

  • Узнали, что..
  • Поняли…
  • Не поняли…
  • Требуются пояснения…
Благодарю за внимание

Благодарю за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!